Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 36(164)

Рубрика журнала: Психология

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3

Библиографическое описание:
Мирьянова П.А. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ 20 ЛЕТНИХ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ О ДОМАШНЕМ НАСИЛИИ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2021. № 36(164). URL: https://sibac.info/journal/student/164/229195 (дата обращения: 19.01.2025).

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ 20 ЛЕТНИХ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ О ДОМАШНЕМ НАСИЛИИ

Мирьянова Полина Анатольевна

студент 3 курса, факультет психологии, Башкирский государственный университет,

РФ, г. Уфа

Халфина Регина Робертовна

научный руководитель,

д-р биол. наук, зав. кафедрой, Башкирский государственный университет,

РФ, г. Уфа

20-YEAR-OLD YOUNG PEOPLE'S PERCEPTIONS OF DOMESTIC VIOLENCE

 

Polina Miryanova

3rd year student, Faculty of Psychology, Bashkir State University,

Russia, Ufa

Regina Halfina

scientific adviser, Doctor of Biological Sciences, Head of Department, Bashkir State University,

Russia, Ufa

 

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрена одна из важнейших проблем общества-домашнее насилие. В ней представлены результаты эмпирические исследования представлений 20 летних людей о домашнем насилии.  Молоды люди приходят к выводу, что семейное насилие влечет за собой тяжелые психологические травмы. И что данная проблема распространена в обществе.

ABSTRACT

The article considers one of the most important problems of society-domestic violence. It presents the results of empirical studies of the perceptions of 20-year-olds about domestic violence. Young people come to the conclusion that family violence entails severe psychological trauma. And that this problem is widespread in society.

 

Ключевые слова: насилие, домашнее насилие, тирания, жертва, семья, семейное насилие, насильник.

Keywords: violence, domestic violence, tyranny, victim, family, family violence, tyrant.

 

Домашнее насилие – одна из значимых проблем современного мира. При рассмотрении данной проблемы ключевым моментом служит частота домашней тирании и ее влияния как на отдельного члена семьи, так и на всю семью в целом. [1. С.157]

Семья — это объединение людей, основанное на кровном родстве, браке или усыновлении, которое связано общностью бюджета, быта и правовой и моральной ответственностью. Но часто случается так, что семья находиться в состоянии кризиса, проявляется это в ряде деструктивных процессов. Одним из выраженных проявлений кризиса является конфликт между членами семьи.

Насилие можно определить как ориентированное силовое принуждение, воздействие одного человека на другого, осуществляемое с конкретной целью, вразрез воли, согласию и интересам члена семьи. [2. С. 166]

Семейное насилие обычно скрыто от окружающих, но проводимые исследования свидетельствуют о его распространенности. [3. С 68] Данная проблема жестокого обращения в последнее время привлекает к себе достаточного много внимания, из-за мало изученности и большого всплеска пострадавших.

К жертвам домашнего насилия можно отнести следующие категории людей: супруга (супруг), сожительница (сожитель), дети (приемные), родители, бабушки, дедушки, инвалиды. В семейном насилии есть своя особенность и заключается она в том, что для насильника и жертвы необходимо продолжить межличностные взаимоотношения и поддержать общение в дальнейшем.

Насилие в семье несет в себе негативную окраску и является сложным социальным явлением. Внутрисемейное насилие — это осуществление физической, эмоциональной, вербальной агрессии или силы для контролирования поведения другого человека или его запугивания, происходящая регулярно, на протяжении длительного промежутка времени. [4. С. 10]

Насилие, которое началось к одному из членов семьи увеличивается с каждым разом по степени частоты и жестокости. Любое жестокое обращение проходит определенный этап до своего пика. Развитие домашнего насилия происходит циклически и состоит из следующих этапов (Ленор Уолкер).

Нарастание напряжения. В семье появляется недовольство и нарушаются взаимоотношения. Со стороны насильника происходит планирование и «подготовка». В большинстве случаев тиран не осознает этого, т.е. нет внутренней «подготовки». Он может повторять усвоенный «сценарий» отношений в родительской семье.

Насильственный инцидент. У насильника происходит вспышка агрессии, вербального, эмоционального или физического характера. Конфликт сопровождается спорами, обвинениями и угрозами. Тиран заманивает свою жертву в ловушку.

Примирение. Обидчик извиняется перед жертвой, чаще всего перекладывая вину на пострадавшую сторону. Он может даже отрицать произошедшее, убеждая жертву в преувеличении событий. Цель- обеспечить себе свою невиновность и безнаказанность.

Спокойный период в отношениях («медовый месяц»). Случившийся инцидент забыт, обидчик прощен. Этот период называется «медовый месяц» потому, что качество отношений между партнёрами возвращается к первоначальному. Целью этой стадии является попытка сохранения семьи.

После этого циклы отношений повторяются. С течением времени каждая фаза становится короче, вспышки агрессии происходят чаще и причиняют больше вреда. Жертва не в состоянии справиться с ситуацией самостоятельно. [5]

В статье представлены результаты исследования представлений студентов 20 лет о домашнем насилии. Благодаря методике «Субъективное шкалирование» было проанализировано представления студентов 20 лет о домашнем насилии. В исследовании приняли участие 15 студентов 3 курса факультета психологии Башкирского государственного университета.

Все респонденты на вопрос «Как Вы считаете, существует ли или нет в нашей стране проблема жестокого обращения в семье, так называемого домашнего насилия?». Ответили утвердительно (100%). Это означает то, что такая проблема известна всем.

На вопрос что вы подразумеваете под понятием «насилие», респонденты ответили следующим образом: побои, унижение словами, ограничение свободы действий, причинение боли, безысходность, страх, незащищенность.

По мнению опрошенных, самой распространенной формой домашнего насилия является морально, психологическое насилие (данный вариант ответа выбрало 87% респондентов), на втором месте физическое насилие (53,3%), далее сексуальное насилие (13 %) и экономическое.

Молодые люди 20 лет считают, что насилию в семье чающего всего подвергаются супруга (супруг) (ответили 47%) и дети (33%). К основной и самой популярной причиной насилия относится алкоголизм (67%), далее идут психологические особенности насильника и жертвы (53%), плохие человеческие отношения между супругами (47%) и наркомания (33%). Само по себе пережитое насилие для жертвы оставляет психологические и физические травмы, страх, недоверие, трудности в построении доверительных отношений, депрессия, низкая самооценка.

На вопрос что из себя представляет насильник респонденты ответили так: способный ударить (47%), опасный (33%), жестокий (60%), способный обидеть (47%), манипулирующий (53%), непреклонный (13%), неуравновешенный (33%).

Таким образом, можно сделать вывод, что домашнее насилие — это очень важная проблема общества, с которым сталкиваются множество семей. Семья — это ячейка общества и не обходимо, чтобы состояние в ней было благополучным и стабильным. Именно поэтому на данную проблему нужно обращать внимания и находить решения.

 

Список литературы:

  1. Батуева С.В. Деструктивные психологические защиты личности, как индикатор неблагополучия социальной среды //Вестник Совета молодых учѐных и специалистов Челябинской области. 2016. №1(12). С. 3-6.
  2. Бутенко А.П., Миронов А.В. Сравнительная политология в терминах и понятиях. Учеб, пособие. М.: НОУ, 1998. 411с.
  3. Демушкина О. П. «Социальная работа». Р н/Д: Феникс, 2004. 352 с.
  4. Бадонов А.М. Насилие в семье как фактор повышения уровня разводов современных семей. // Ученые записки Забайкальского государственного университета. – Улан-Удэ, 2014. – №4.
  5. Уокер, Ленор Э. «Избитая женщина». Нью-Йорк: Харпер и Роу. 1979.
  6. Тимербулатов И.Ф., Евтушенко Е.М., Халфина Р.Р., Тимербулатова М.Ф. Специфика психологической защиты личности при обсессивно-компульсивном расстройстве// Вестник психофизиологии. 2019. № 3. С. 111-113.

Оставить комментарий