Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 36(164)

Рубрика журнала: Филология

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3

Библиографическое описание:
Колова А.П. РЕВЕРСИВ И СЕМОРДНИЛАП КАК СПОСОБ СОЗДАНИЯ НОВОГО СМЫСЛА // Студенческий: электрон. научн. журн. 2021. № 36(164). URL: https://sibac.info/journal/student/164/229082 (дата обращения: 29.12.2024).

РЕВЕРСИВ И СЕМОРДНИЛАП КАК СПОСОБ СОЗДАНИЯ НОВОГО СМЫСЛА

Колова Анастасия Павловна

студент, гуманитарный факультет, Тобольский педагогический институт им. Д.И. Менделеева (филиал) Тюменского государственного университета,

РФ, г. Тобольск

Выхрыстюк Маргарита Степановна

научный руководитель,

д-р филол. наук, проф., Тобольский педагогический институт им. Д.И. Менделеева (филиал) Тюменского государственного университета,

РФ, г. Тобольск

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена описанию понятий ’Семорднилап’ и ’Реверсив’ как авторских способов создания текстов, слов, которые при прочтении наоборот дают другое значение. Рассмотрены принципы использования их в жизни и литературе.

 

Ключевые слова: палиндром, семорднилап, оборотень, реверсив, ретроскрипция.

 

Многие авторы, писатели, поэты стремятся раскрыть свое мастерство в работах, написанных ими. Они избавляются от стандартного, привычного нам и идут к нетрадиционному, креативному. Существенно изменяют рифмы или даже совсем избавляются от них, играют с ритмом, используют транспозицию и создают новые слова. Например, в стихотворении Велимира Хлебникова «Заклятие смехом» автор отходит от привычного и выбирает свой собственный путь в лирике, в словообразовании. Люди ищут способ выйти за границу языка, полностью раскрыть смысл своих работ, тогда и наступает мода на использование различных палиндромов.

Палиндром это слово, словосочетание или предложение, которые фонетически читаются одинаково в обоих направления, слева направо и справа налево, при этом смысл остается одинаковым. Например, простые буквенные слова-палиндромы шалаш, шабаш, топот и предложения В.Я. Брюсова я – арка края, атака заката и т. п. Данное определение можно считать верным лишь в узком смысле, так как палиндромами могут являться также слова, тексты, значение которых различается при обратном прочтении. Эти виды палиндромов можно обозначить, как реверсивы и семорднилапы.

«Реверсив – набор букв данного слова в обратном порядке, который не совпадает ни с одним наличным словом, но образует возможность нового слова» [5]. Например, слова солнце, ворот, мрак и т.п. при обратном прочтении дает набор букв, который потенциально может иметь значение: ецнлос, торов, карм. Данный вид палиндрома возможен благодаря ретроскрипции - окказиональному способу словообразования, при котором новое слово образуется путем обратного прочтения.

В статье М.В Эпштейн раскрывает возможный потенциал реверсива к слову друг – груд ­, так «гурд (от «друг») – друг, повернувшийся спиной, уходящий, покидающий, забывающий и забываемый; тот, с кем дружба слабеет, прерывается, остается в прошлом» [5]. Между этими словами существует особенная связь, они противоположны друг другу, но не являются антонимами, как например пара друг-враг. Слово, созданное при помощи обратного прочтения, означает скорее отдаленность, обратимость. Данный реверсив можно встретить также в художественной литературе, например, в произведении «Королевство кривых зеркал» В.Г. Губарева слово гурд в нем имеет прямое значение. Также можно встретить реверсивы Абаж, Анидаг, Яло, Бар, Аксал, Топсед, Нушрок, данные слова обозначают имена героев и имеют значение тождественное прямому прочтению и помогают определить характер персонажей.

Реверсивы также можно встретить в лирических произведениях, например «Розивелет телевизор» А. Вознесенского Переключишь розивелет – || в правительстве переворот, данная строка дает нам подсказку, что слово является перевернутым, или «Фаргелет» Д. Куббинса.

С помощью ретроскрипции авторы, артисты создавали свои псевдонимы, которые являлись реверсивами их имен, фамилий и т. п. Так, например, поступила известная певица Ани Лорак, перевернув свое имя Каролина. Еще одним примером может являться палиноним известного писателя Нави Волырк, или Иван Крылов.

Особенность реверсивов как потенциальных слов состоит в том, что каждый человек может применить окказиональный способ словообразования и создать их, заключив свой собственный смысл. Так как чаще всего данные неологизмы не приживаются в обыденной жизни, они могут иметь множество значений, которые в последствии забываются или изменяются. В потенциале языка именно реверсивы составляют большую часть, так как каждое слово имеет изнаночную сторону.

Имеют тайный смысл и еще один вид палиндрома, который называется семорднилап. Семорднилап это слово, текст, значение которого при выборе порядка чтения меняется. Семорднилапы имеют такую особенность, которую В. Хлебников назвал Двойным течением реки, также он ввел русское обозначение данного феномена, а именно Оборотень, то есть в прямом прочтении данное слово имеет один смысл, а в обратном совсем другой [4]. Так, например, оборотнями являются простые слова сон, бар, упал, которые справа налево имеют другое значение нос, раб, лапу и т.п. Данные слова используют палиндромисты в своих работах, чтобы облегчить составление палиндрома. Схемой простой буквенной фразы-палиндрома является семорднилап + семорднилап, или семорднилап + палиндром + семорднилап, например, копит типок и кот лакал ток.

Семорднилапами также могут являться целые предложения, например, Д. Авалиани анатом – за разум, при обратном прочтении смысл данной строки изменяется: муза размотана, автору также принадлежит фраза с политическим контекстом лидер- Боря, которая имеет второе значение Яро бредил. Примерами могут являться фразы Я нем и нежен – обратно: не жени меня; Мир удобен – наоборот читается, как Небо дурим. Вопрос «Куда Иван лазал?», который принадлежит Г. Семенов, при чтении справа налево составляет единство со смыслом при прямом прочтении, так как является ответом на него – Лазал на виадук. Если же написать данный оборотень в одну строку, то из него получается цельный палиндром, так как при чтении в обоих направлениях значение слов остается одинаковым [3, с 155].

Семорднилапом могут являться не только короткие фразы, но и целые лирические произведения. Так, например, перевод стихотворения «WorstDayEver?» (Самый ужасный день?), автором которого является Чейни Горкин также является своеобразным оборотнем, так как смысл его при чтении слева направо не совпадает с прочтением справа налево по строкам. Можно назвать данный текст даже моносеморднилапом по аналогии с монопалиндромом, то есть моносерморднилап — это текст, состоящий из одного большого семорднилапа.

Сегодня был ужасный день || И не стоит меня убеждать что || В каждом дне есть что-то хорошее || Я вижу что|| Мир наш полон зла || И хотя || Добро всё же проявляется || Радость и счастье лишь временно || Неправда это, что || Всё подвластно разуму и сердцу || Потому что || Истинное счастье доступно || Лишь только тогда, когда всё хорошо || Я не верю что добро существует || На самом деле|| Реальность || Определяет || Восприятие || Ничто мне неподвластно|| И я никогда не скажу что || Сегодня был прекрасный день [6].

При прочтении строк в данном произведении наоборот открывается новый смысл, читатель понимает, что Восприятие определяет реальность, и именно мы выбираем какое содержание нам ближе.

Реверсивы и семорднилапы помогают создать подтекст в различных произведениях. Они скрывают в себе «двойное течение реки», тайный смысл, который читатель сможет отыскать лишь задумавшись над словами, вчитавшись в них внимательно. Магия реверсивов состоит в том, что каждый человек имеет возможность самостоятельно дать значение, созданному им слову. Выбрать прямой смысл или добавить «обратимость», может даже создать антоним, это определяет лишь сам автор. Трудностей при создании реверсивов нет, что не сказать о создании строк палиндрома-оборотня. Палиндромы-оборотни имеют большой потенциал для развития тайного смысла в произведении, но лишь немногие авторы способны создать его, этим и определяется ценность таких произведений. Читателю, для того чтобы найти другое значение семорднилапа, необходимо только прочитать предложение в обратном порядке по буквам или по строкам.

 

Список литературы:

  1. Бубнов, А.В. Лингвопоэтические и лексикографические аспекты палиндромии: специальность 10.02.01 «Русский язык»: автореферат дисс. на соискание уч. степ. доктора филол. наук / А.В. Бубнов. – Орел, 2003. – 38 с.
  2. Губарев В.Г. Королевство кривых зеркал / В.Г. Губарев; Худ.: Е.Б. Белозерцева. М.: РИО «Самовар 1990», 2006. 128 с.
  3. Изотов, В.П. Ретроскрипция, реверсор, палиндром: тождество, сходство, различие / В.П. Изотов // Семантика и функционирование языковых единиц разных уровней: cборник научных статей по материалам VIII международной научно-практической конференции, Иваново, 06–08 мая 2015 г. – Иваново: ФГБОУВО «Ивановский государственный университет», 2015. – С. 153157.
  4. Палиндром [Электронный ресурс]. – URL: [http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c27cf30c-658a-06af-5c7b-3f93886b4142/1007658A.htm] (дата обращения: 05.11.2021).
  5. Эпштейн, М.Н. Палиндромия как творческий потенциал языка. К философии и лингвистике обратного слова [Электронный ресурс]. – 2009. – URL: [https://www.topos.ru/article/6800] (дата обращения: 04.11.2021).
  6. Worst Day Ever? (Самый ужасный день?) [Электронный ресурс]. – URL: [https://www.chitalnya.ru/work/2746748/] (дата обращения: 05.11.2021).

Оставить комментарий