Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 36(164)

Рубрика журнала: Юриспруденция

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3

Библиографическое описание:
Соловьева Э.В. ДОВЕДЕНИЕ ДО САМОУБИЙСТВА ПО ОТЕЧЕСТВЕННОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА // Студенческий: электрон. научн. журн. 2021. № 36(164). URL: https://sibac.info/journal/student/164/229061 (дата обращения: 07.05.2024).

ДОВЕДЕНИЕ ДО САМОУБИЙСТВА ПО ОТЕЧЕСТВЕННОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА

Соловьева Эмма Вадимовна

студент, кафедра уголовного права, Иркутский государственный университет,

РФ, г. Иркутск

DRIVING TO SUICIDE ACCORDING TO THE DOMESTIC LEGISLATION OF THE SOVIET PERIOD

 

Emma Solovyeva

Student, Department of Criminal Law, Irkutsk State University,

Russia, Irkutsk

 

АННОТАЦИЯ

В статье исследуются нормы отечественного законодательства советского периода, предусматривающие уголовную ответственность за доведение до самоубийства, анализируется содержание соответствующих нормативно-правовых актов, прослеживается эволюция уголовной ответственности за указанное преступное деяние.

ABSTRACT

The article examines the norms of domestic legislation of the Soviet period, providing for criminal liability for driving to suicide, analyzes the content of the relevant normative legal acts, traces the evolution of criminal responsibility for the specified criminal act.

 

Ключевые слова: доведение до самоубийства, самоубийство, суицид, 110 УК РФ, уголовная ответственность.

Keywords: incitement to suicide, suicide, suicide, 110 of the Criminal Code of the Russian Federation, criminal liability.

 

Для понимания существующих уголовно-правовых тенденций развития уголовного законодательства за доведение до самоубийства крайне важным представляется изучение генезиса уголовно-правовых норм об ответственности за указанное преступное деяние. В этой связи важно изучить нормы отечественного законодательства советского периода, посвященного данному вопросу, так как указанные нормы напрямую предшествуют современным российским нормам об ответственности за доведение до самоубийства.

Советский период развития уголовного законодательства характеризуется принятием нескольких кодифицированных уголовных нормативно-правовых актов, на которые оказывали действие различные условия социально-экономической и политической обстановки государства. 26 мая 1922 г. был принят первый Уголовный кодекс; так преступление по нему – это общественно опасное действие или бездействие, которое угрожает основам советского строя и правопорядка. Основание уголовной ответственности — вина, которая выражена как в форме умысла, так и в форме неосторожности.

Особенная часть УК 1922 г. включала главу 5, которая регулировала ответственность за совершение преступлений против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности. В главу 5 входил раздел 1, предусматривающий ответственность за содействие или подговор к самоубийству. Ч.1 ст. 148 УК РСФСР 1922 г., содержала ответственность за содействие или подговор к самоубийству несовершеннолетнего лица или лица, заведомо неспособного понимать свойства или значение им совершаемого, или руководить своими поступками, если самоубийство или покушение на него последовали [2, с. 20]. Наказывалось виновное лицо к лишению свободы на срок до трех лет. Тем самым кодекс фактически предусматривал ответственность за специальный вид убийства. Доведение же до самоубийства не предусматривалось как самостоятельный состав преступления.

Через несколько лет после образования Союза Советских Социалистических Республик и принятия Конституции СССР, 22 ноября 1926 г. был принят Уголовный кодекс РСФСР, в котором впервые было упомянуто доведение до самоубийства. В УК РСФСР 1926 г., глава, устанавливающая ответственность за преступления, посягающие на жизнь, здоровье, свободы и достоинства личности располагалась после глав, устанавливающих ответственность за контрреволюционные преступления; преступления, посягающие на порядок управления; должностные преступления; нарушения правил об отделении церкви от государства и хозяйственные преступления. Как справедливо отмечает А.И. Калашникова, «первичность государственных интересов по сравнению с интересами личности проходила красной нитью по всей Особенной части УК 1926 года» [4, с. 17].

Согласно ч. 1 ст. 141 УК РСФСР, наказывалось лишением свободы сроком до пяти лет доведение лица, находящегося в материальной или иной зависимости от другого лица, путем жестокого обращения или иным подобным способом до самоубийства или покушения на него. Для наличия рассматриваемого преступления необходимо установить, что самоубийство или покушение на него наступило в результате жестокого обращения с потерпевшим или других подобного рода действий («иным путем»). Под «иным путем» следует понимать издевательства, ложные обвинения, систематическое преследование и др.

В качестве квалифицирующего обстоятельства выступало содействие или подговор к самоубийству несовершеннолетнего или лица, заведомо не способного понимать свойства или значения деяния, им совершаемого, или руководить своими поступками. В ч.2 ст.141 УК РСФСР 1926 г., предусматривалась ответственность за деяние, аналогичное ст. 148 УК 1922 г.

Существует и другое мнение по поводу вышесказанного, так, например, В.Д. Меньшагин не относил содействие или доведение до самоубийства несовершеннолетнего или душевнобольного лица, к убийству [7, с. 38]. Напротив, другой исследователь – И.А. Алиев полагал, что содействие или доведение до самоубийства несовершеннолетнего или душевнобольного лица следует рассматривать как убийство, совершенное особым способом [3, с. 51]. У А. Н. Красикова было отличное от других авторов мнение, а именно он говорил о различных формах причастности к самоубийству в ст. 141 УК РСФСР 1926 г. Во-первых, это подговор к самоубийству, т.е. деяния, вызывающие решимость у человека лишить себя жизни, который раньше и не думал об этом, если отсутствовали признаки состава доведения до самоубийства. Во-вторых, это содействие самоубийству, т.е. ситуация, когда у человека самостоятельно, без вмешательства постороннего возникает желание покончить с жизнью, но, по его просьбе, ему оказывается помощь в лишении себя жизни. В таких случаях, по содержанию закона, потерпевшими могли оказаться несовершеннолетние или лица, которые заведомо не могли понимать совершаемого ими деяния или руководить своими поступками [6, с. 185].

Следует также обратить внимание, что необходимо отличать подговор от принуждения. В обоих случаях имеет место психическое воздействие, но происходит оно в каждом случае с различной интенсивностью. Подговор при этом направлен на простое возбуждение желания покончить с собой, в то время как принуждение характеризуется тем, что виновный настаивает на совершении конкретных вредящих действий, также дополнительным отличием является то, что принуждение может осуществляться и насильственным путем. По этой причине принуждению к самоубийству квалификация давалась как убийству.

Встречалась и такая судебная практика, согласно которой наличие состава убийства обнаруживалось в подговоре к самоубийству вменяемого лица. Так, постановлением Верховного Суда РСФСР 1927 г. по делу К. было признано наличие состава убийства в его действиях по подговору к самоубийству М., которая была от него беременна. К., имея цель избавится от уплаты алиментов, при отсутствии намерения на самоубийство, ввел в заблуждение М., предложив ей покончить жизнь самоубийством совместно. Согласившись с данной идеей, М. повесилась. К. же вешаться не стал и от оказания ей помощи по спасению жизни уклонился. Верховный Суд РСФСР признал, что обстоятельства дела свидетельствуют «об учинении К. умышленного, с заранее обдуманным намерением, убийства М. из низменных побуждений путем подговора ее к самоубийству с обещанием повеситься вместе с ней, с созданием соответствующей обстановки для приведения задуманного в исполнение, каковое деяние содержит все признаки преступления, предусмотренного ст. 139 УК» [8, с. 21].

Относительно ст. 141 УК РСФСР в литературе можно было встретить суждения об уместности ее нахождения в уголовном законодательстве. Авторы давали объяснение своей позиции тем, что в Советском Союзе перестали существовать основные условия, которые ранее побуждали людей к совершению самоубийства, и по этой причине практика больше не встретится с подобного рода преступлениями [5, с. 117]. Но законодатель не нашел данное суждение достаточно убедительным. В связи с чем, в науке уголовного права, на основе развивающейся судебной практики, осуществлялась работа над наилучшей формулировкой состава преступления о доведении до самоубийства.

Новое советское уголовное законодательство усилило охрану личности советского гражданина, его политических, трудовых и имущественных прав. Оно ввело новые гарантии прав личности в процессе осуществления социалистического правосудия, создало возможность отказаться от уголовного преследования за преступления, не представляющие значительной общественной опасности, как путем передачи таких дел на рассмотрение товарищеских судов, так и путем передачи виновного на поруки коллективам трудящихся.

В ст. 107 УК РСФСР 1960 г. содержалась следующая формулировка: «доведение лица, находящегося в материальной или иной зависимости от виновного, до самоубийства или до покушения на него путем жестокого обращения с потерпевшим или систематического унижения его личного достоинства наказывается лишением свободы на срок до пяти лет» [1].

В отличие от УК РСФСР 1926г., УК РСФСР 1960 г. исключил из диспозиции анализируемой нормы квалифицирующий признак, связанный с содействием и подговором к самоубийству несовершеннолетнего или лица, заведомо не способного понимать свойства или значения им совершаемого или руководить своими поступками. Обоснованность такого решения объясняется, не в малой степени, практическими соображениями. Судебная практика пошла по пути признания убийством содействия или подговора к самоубийству несовершеннолетнего или невменяемого лица. Также законодателем был дополнен способ доведения до самоубийства еще одной формой – «систематическое унижение личного достоинства потерпевшего».

Уголовный кодекс РФ 1996 г. значительно изменил законодательную конструкцию состава доведения до самоубийства. Прежде всего, в ст. 110 УК РФ законодателем были конкретизированы способы совершения анализируемого преступления: угрозы, жестокое обращение, систематическое унижение человеческого достоинства. Кроме того, из диспозиции нормы о доведении до самоубийства было исключено имевшееся ранее требование материальной или иной зависимости потерпевшего от виновного, что расширило границы применения статьи. Такой результат развития российского уголовного законодательства, в части ответственности за деяния, которые имеют отношение к лишению человеком себя жизни, в большинстве предопределён ходом исторического развития российского уголовного права и влиянием на правовую оценку прогрессивных взглядов в обществе и науке.

Таким образом, следует заключить, что советская правовая система с самых первых дней существования включала в себя уголовно-правовые нормы о запрете принуждения к самоубийству. Наказуемым было и склонение к данному деянию. При этом необходимо отличать подговор к совершению самоубийства по советскому праву от принуждения. В обоих случаях имеет место психическое воздействие, но происходит оно в каждом случае с различной интенсивностью. Подговор при этом направлен на простое возбуждение желания покончить с собой, в то время как принуждение характеризуется тем, что виновный настаивает на совершении конкретных вредящих действий, также дополнительным отличием является то, что принуждение может осуществляться и насильственным путем. По этой причине принуждению к самоубийству квалификация давалась как убийству.

С развитием советского законодательство менялось и правовое регулирование уголовной ответственности за анализируемое деяние. Судебная практика пошла по пути признания убийством содействия или подговора к самоубийству несовершеннолетнего или невменяемого лица. Также законодателем был дополнен способ доведения до самоубийства еще одной формой – «систематическое унижение личного достоинства потерпевшего».

 

Список литературы:

  1. Уголовный кодекс РСФСР // Ведомости ВС РСФСР. – 1960. – №40. – Ст. 591.
  2. Сборник нормативных актов по уголовному праву России Х-ХХ веков: В 3 ч. / Ю. И. Бытко. – Саратов, 2005. – Ч.3. – 460 с.
  3. Алиев И. А. Ответственность за доведение до самоубийства: дисс... канд. юр. наук / И. А. Алиев. – М., 1969. – 130 с.
  4. Калашникова А. И. Уголовный кодекс РСФСР 1926 года: концептуальные основы и общая характеристика: автореф. дисс…канд. юрид. наук / А. И. Калашникова. – Ульяновск, 2009. – 54 с.
  5. Коваленко И. З. Опыт изучения покушений и законченных самоубийств среди городского населения / И. З. Коваленко. – Харьков, 1926. – 320 с.
  6. Красиков А. Н. Уголовно-правовая охрана прав и свобод человека в России / А. Н. Красиков. – Саратов, 1996. – 462 с.
  7. Меньшагин В. Д. преступления против личности по проекту УК РСФСР / В. Д. Меньшагин // Социалистическая законность. – № 9. – 1957. – С. 38–45.
  8. Судебная практика РСФСР. – 1927. – № 10. – С. 21–29.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.