Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 35(163)

Рубрика журнала: Юриспруденция

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4

Библиографическое описание:
Лапицкий И.К. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДЕЛАМ О ВЗЯТОЧНИЧЕСТВЕ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2021. № 35(163). URL: https://sibac.info/journal/student/163/228790 (дата обращения: 17.01.2025).

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДЕЛАМ О ВЗЯТОЧНИЧЕСТВЕ

Лапицкий Иван Кириллович

студент, Оренбургский государственный университет,

РФ, г. Оренбург

Цибарт Евгений Эдуардович

научный руководитель,

канд. юрид. наук., доц., Оренбургский государственный университет,

РФ, г. Оренбург

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается использование методов оперативно-розыскной деятельности по делам о взяточничестве. При этом основное внимание уделено строгому соблюдению уголовно-процессуального законодательства в борьбе с данным видом преступной деятельности, исследуются некоторые проблемы, связанные с несовершенством нормативного правового регулирования в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий при расследовании преступлений коррупционной направленности.

ABSTRACT

The article discusses the use of methods of operational investigative activities in cases of bribery. At the same time, the main attention is paid to strict compliance with the criminal procedure legislation in the fight against this type of criminal activity, some problems related to the imperfection of regulatory legal regulation in the course of operational investigative measures in the investigation of corruption-related crimes are investigated.

 

Ключевые слова: взяточничество, оперативно-розыскное мероприятие, оперативное внедрение, следственные действия, материалы и результаты оперативно-розыскной деятельности.

Keywords: bribery, operational investigative measures, operational implementation, investigative actions, materials and results of operational investigative activities.

 

В процессе подготовки к совершению преступления взяткодатели нередко особо продумывают сам процесс личной передачи денежных средств, векселей, ценностей, предметов, бытовой техники, инструментов, строительных материалов, осуществления определенных услуг. Для этого они иногда делают специальные тайники, размещают деньги в документах, книгах, папках, подарочных коробках, футлярах, специальной упаковке, готовят транспортные средства, которые будут использоваться в указанных целях, осуществляют определенные действия по скрытию содержимого упаковки.

Значительное время на подготовительном этапе отдельных взяткодателей занимает установление посредников – как правило, лиц, приближенных к взяткополучателю (его родственников, близкого окружения).

Способ совершения взяточничества включает комплекс составляющих приема-передачи взятки. А также осуществление действий, являющихся квинтэссенцией рассматриваемых посягательств, в которых отображается поведение взяткодателя, взяткополучателя, посредников, а иногда и очевидцев. Их выяснение, анализ позволяют выдвинуть версии, определить следствия, установить наиболее оптимальные пути проверки гипотез. Сделать сбор доказательств целенаправленным и интенсивным, обеспечивающим принятие обоснованных процессуальных решений. Вместе с этим субъекты расследования не должны ограничиваться только их установлением. В противном случае это приводит к упрощению доказывания, опровержению собранных сведений стороной защиты, проведению дополнительных или повторных следственных действий, даче заданий должностным лицам, осуществляющим сопровождение расследования. Перечисленное неизбежно удлиняет сроки расследования, в результате чего теряется актуальность борьбы с рассматриваемыми противоправными деяниями и борьбе с коррупцией в целом. Всякий раз требуется выяснить все действия, образующие систему способа совершения взяточничества, в том числе их характер, обусловленность передачи взятки должностным положением получателя взятки, конспирацией действий, ролью посредников.

В проблеме, обозначенной Президентом Российской Федерации, есть еще одно направление: самостоятельная противоправная деятельность – мнимое посредничество во взяточничестве, выступающее «одной из форм преступного посредничества, связанного с другими видами противоправной деятельности».

В подтверждение приведенному укажем, что в процессе изучения практики нам встречались случаи, когда посредниками выступали неоднократно судимые лица, имеющие временную регистрацию в регионе, не имеющие никакого отношения к правоохранительной и правозащитной деятельности, предложения которых изначально носили открытый мошеннический характер.

Передача-прием предмета взятки является общей для всех участников преступления, хотя каждый из них выполняет свои действия. Специфика способа взяточничества состоит в том, что он включает в себя систему действий взяткополучателя, взяткодателя, а также соучастников.

Способ совершения преступления взяткодателем представляет собой совокупность действий, направленных не только на передачу взятки, но и на:

- установление должностного лица, в компетенцию которого входит решение требуемого для него вопроса;

- налаживание с ним контакта (лично или через посредников); ведение переговоров о передаче взятки;

- выяснение условий выполнения служебных действий (бездействия) взяткополучателем;

- определение характера взятки и ее размера, исходя из интересов и потребностей взяткополучателя;

- изыскание средств для взятки (сбережения, заклад имущества, продажа материальных благ);

- уточнение способов передачи денег, ценностей, исключающих присутствие посторонних или случайно оказавшихся на месте передачи предмета взятки;

- принятие мер по сокрытию преступной деятельности.

В 64% случаях предмет взятки передавался непосредственно, в 26% – через посредника, в 9%– деньги переводились на банковскую карту. В 58% случаев получение взятки было личным, в 28% – через посредников, в 7% – деньги переводились на банковскую карту, в 4% –оставлялись в заранее оговоренном месте.

Способ совершения преступления взяткополучателем не сводится только к получению им предмета взятки. Он включает в себя действия по установлению данных, характеризующих взяткодателя, переговоры с ним об условиях передачи взятки, принятию интеллектуально-волевого акта. А также продумыванию (в отдельных случаях с легендированием) осуществления собственных служебных действий (бездействия) или вышестоящих должностных лиц в пользу взяткодателя или представляемых им лиц. Прорабатываются способы бесконтактного (чтобы само должностное лицо не брало в руки) получения предмета взятки, а лишь указывается место, куда его необходимо положить. По этой причине в 14% случаев на преступниках не остается следов специальных веществ, которыми обрабатываются предметы взятки при ОРМ, в рамках предварительного этапа.

Отдельные взяткополучатели используют многоступенчатое посредничество для повышения уровня собственной защищенности от задержания с поличным. Поэтому взяткодатель знает только лицо, непосредственно получившее от него предмет взятки, и не представляет конкретное должностное лицо, которому он будет вручен. В случаях, когда оперативными сотрудниками осуществляется захват с поличным посредника, последний, как правило, отрицает преступную связь с должностным лицом. Свое поведение посредники объясняют намерением присвоить деньги или возвратить лицу от которого получены.

Для соучастников способ взяточничества состоит в выполнении части действий, образующих способ совершения взяточничества.

К числу основных таких действий относятся:

а) установление контакта взяткодателя и взяткополучателя;

б) переговоры об условиях передачи взятки;

в) совершение действий, которые способствуют преступному сговору взяткодателя, пособника, взяткополучателя;

г) оказание различных услуг;

д) прием от взяткодателя и передача взяткополучателю соответствующих документов, информации;

е) предоставление соучастником своего жилища для приема-передачи взятки;

ж) непосредственная передача предмета взятки;

з) обеспечение охраны и наблюдения за обстановкой;

и) заготовка фабул поведения, объясняющих его обычную повседневную деятельность.

Перечисленные приемы деятельности соучастников свидетельствуют о том, что все их действия взаимосвязаны между собой и не могут рассматриваться изолированно, в отрыве друг от друга. Их соединяют корреляции, позволяющие иметь представления о других событиях, обстоятельствах. Некоторые процессы, например, прием-передача предмета взятки, складываются из деятельности сразу нескольких субъектов, анализ которой позволяет выявить связи между действиями всех субъектов преступления, установить комплекс других обстоятельств, характеризующих как процесс совершения самого преступления, так и поведение отдельных соучастников.

В зависимости от особенностей передачи взятки и круга участников преступления способы взяточничества классифицируются на личную дачу (получение) взятки и на дачу (получение) взятки через посредников.

В зависимости от наличия или отсутствия давления со стороны взяткополучателя на взяткодателя взяточничество подразделяется на два вида: совершённое путем вымогательства или же без такового (имеет место в случаях ее значительного, крупного или особо крупного размеров, когда осуществляется должностными лицами, занимающими высокие государственные должности).

Вымогательство взятки может осуществляться в двух формах:

1) открытой – при наличии непосредственного требования дать взятку, подкрепляемого открытой угрозой;

2) закрытой (в завуалированной) – при отсутствии прямого требования о передаче незаконного имущественного вознаграждения, с реализацией определенного поведения, дающего понять, что конкретное решение не будет принято на безвозмездной основе.

Как показывает анализ ситуаций, связанных с вымогательством, оно в значительной мере обусловлено дефектами правосознания преступника, безнаказанностью, выработанным динамическим стереотипом, направленным на использование своего служебного положения в корыстных целях, для личного обогащения, сложным правовым регулированием определенных жизненных ситуаций. Открытая форма вымогательства характерна для мужчин (90%) (ими было совершено 76% и 63%получения-дачи взятки). Значительно реже – для женщин (10%) (они совершили 24% получения и 37% дачи взятки) (см. Приложения 1,2).

Деятельность по сокрытию при получении взятки имела место в 69% случаев, при даче – в 39%. Ее приемы по характеру, интенсивности, направленности, содержанию и продолжительности были детерминированы целью противоправной деятельности. Во многом они зависели от свойств личности субъектов, особенностей должностного положения взяткополучателя, окружающей обстановки.

Сравнивая приемы сокрытия, примерно с аналогичными действиями при оказании противодействия применительно к расследованию анализируемых преступлений, мы пришли к следующему выводу. Интенсивность сокрытия в большей мере характерна для подготовки и осуществления преступлений, в отдельных случаях представляя единое целое со способом совершения. Противодействие, в силу своей сущности, более активно на предварительном и первоначальном этапах. В те периоды, когда интенсифицируется раскрытие преступления, устанавливаются обстоятельства, эпизоды преступной деятельности, инициаторы, соучастники.

Преломляя деятельность преступников по сокрытию и противодействию расследованию через конспирацию, делаем вывод, что первая в большей степени конспиративна. С таким выводом были согласны и следователи, и оперативные уполномоченные, когда воспроизводились отдельные обстоятельства совершенного взяточничества. К примеру, если в процессе подготовки или продолжения начавшегося преступления и взяткодателям, и взяткополучателям требовалось выяснить, где в определенный момент находится предмет взятки, они под благовидными предлогами выясняли это у лиц, которые не имели никакого отношения к противоправной деятельности. И это у них получалось. Для противодействия подобное проблематично, так как сам процесс расследования уже обнародован. Поэтому поступки подозреваемых (например, обращение к помощи влиятельных граждан) становились достоянием других лиц, иногда значительного круга лиц.

Преступники нередко тщательно скрывают следы преступления, хранят незаконное имущественное вознаграждение в потайных местах, сейфах, открывают счета на подставных лиц. Российской действительности известно и другое, когда предметы взятки (малых габаритов) размещались в картонных коробках, рюкзаках, мешках разных размеров и назначения, складировались в гаражах. Приобретались комплекты дорогостоящих украшений, пишущие приборы, часы по баснословным ценам.

Приемы сокрытия взяточничества можно объединить в две основные группы. Одна из них включает традиционные, которые характерны для сокрытия подавляющего большинства преступлений (уничтожение следов, вещественных доказательств, исключение присутствия свидетелей, предварительная договоренность об определенном поведении на следствии).

Другая группа приемов состоит из специфических, характерных для получения-дачи взятки:

- заключение фиктивных гражданско-правовых договоров;

- составление трудовых соглашений, подписание контрактов, которые не планируется выполнять;

- оказание спонсорской помощи без отражения в бухгалтерских документах; погашение несуществующего долга или прощение действительного долга,

- обмен объектами, не имеющими равную стоимость;

- незаконная выплата премий, оплата невыполненных работ;

- утверждение финансово-экономических программ оказания помощи конкретной категории граждан;

- перечисление бюджетных средств под видом развития определенного производства.

В поле зрения субъектов взяточничества, их окружения постоянно находятся приемы противодействия сбору любых доказательств. Это и понятно, так как минимизация доказательств, их оспаривание дают надежду на исключение уголовной ответственности или получение наименьшего срока наказания. В силу специфики рассматриваемых преступлений, на первом месте у преступников стоят сообщение сведений, далеких от достоверных, воздействие на соучастников, используя различные возможности, для того чтобы они подтвердили уже данные показания.

Сокрытие и противодействие находятся в зависимости от возраста, предшествующего опыта, стажа работы в определенной должности, профессиональных умений и навыков, половой принадлежности подозреваемых. Корреляции между местом сокрытия денег, ценных бумаг, документов, носителей электронной информации обусловлены профессиональными навыками, владением компьютерной и иной техникой. А также склонностями к определенному виду деятельности, увлечениями, умениями, приобретенными ранее (на предыдущей работе, службе в вооруженных силах), психофизиологическими особенностями.

Таким образом объединение данных о подготовке, способах совершения, приёмах сокрытия взяточничества обусловлено не только их спецификой, но и взаимосвязью: данные о подготовке позволяют за счет корреляций установить способы совершения рассматриваемых преступлений, которые раскрывают «картину» сокрытия взяточничества. Задача субъекта расследования в конкретной обстановке – сделать аппликацию приведенных данных с теми, которые имеют место в действительности, с целью спрогнозировать субъектов преступления, их окружения, определить круг возможных посредников, их роль в противоправной деятельности, взаимоотношения с взяткодателем, выдвинуть версии о круге свидетелей и других обстоятельствах преступной деятельности.

 

Список литературы:

  1. Велигодский, Д.В. Совершенствование работы по противодействию коррупции в Российской Федерации в 2018-2020 годах / Д.В. Велигодский. – Текст: непосредственный // Ученые записки Крымского университета имени В.И. Вернадского. Юридические науки. – 2018. – Т. 4 (70). – № 4. – С. 28-34.
  2. Верницкая, Г.В. Особенности уголовно-правовой квалификации коррупционных правонарушений / Г.В. Верницкая. – Текст: непосредственный // Вестник Поволжского института управления РАНХиГС. – 2017. – Т. 17. – № 1.
  3. Верницкая, Г.В. Особенности криминалистической методики расследования взяточничества / Г.В. Верницкая, К.С. Ивахина. – Текст: непосредственный // Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия. – 2017. – № 11 (13). – С. 184-190.
  4. Воскобитова, Л.А. Некоторые особенности расследования при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве: уяснение смыслов / Л.А. Воскобитова. – Текст: непосредственный // Научные труды МГЮА. – 2010. – № 3

Оставить комментарий