Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 35(163)

Рубрика журнала: История

Секция: Этнография

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4

Библиографическое описание:
Смирнов А.И. ИЗМЕНЕНИЕ ДОЛИ ФИННО-УГОРСКИХ НАРОДНОСТЕЙ В ЭТНИЧЕСКОМ СОСТАВЕ НАСЕЛЕНИЯ СЗФО ЗА ПОСЛЕДНИЕ 20 ЛЕТ: ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ И МИГРАЦИОННЫЙ АСПЕКТЫ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2021. № 35(163). URL: https://sibac.info/journal/student/163/228354 (дата обращения: 23.12.2024).

ИЗМЕНЕНИЕ ДОЛИ ФИННО-УГОРСКИХ НАРОДНОСТЕЙ В ЭТНИЧЕСКОМ СОСТАВЕ НАСЕЛЕНИЯ СЗФО ЗА ПОСЛЕДНИЕ 20 ЛЕТ: ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ И МИГРАЦИОННЫЙ АСПЕКТЫ

Смирнов Артём Игоревич

студент 3-го курса, факультет государственного управления, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова,

РФ, г. Москва

Буданов Максим Александрович

научный руководитель,

канд. ист. наук, доц. кафедры управления в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова,

РФ, Москва

АННОТАЦИЯ

В данной работе рассматривается изменение доли финно-угорских народностей в этническом составе населения Северо-Западного федерального округа РФ за последние 20 лет. Раскрывается демографический и миграционный аспекты данного процесса, на основании изучения которых делаются выводы о том во сколько раз сократился процент финно-угорского населения на территории СЗфо и почему это произошло.

 

Ключевые слова: Северо-Западный федеральный округ, финно-угорские народности, демография России, этно-конфессиональный состав России.

 

Введение

СЗфо РФ – один из восьми федеральных округов России, состоящий из 11 субъектов федерации, на территории которого проживает около 10% населения всей страны. На момент переписи 2010 г. более 85% населения СЗфо, указавших свою национальность, являлись русскими, украинцами или белорусами. Далее шли представители народов из тюркской, летто-литовской и германской языковых групп. И только в самом конце списка, в совокупности менее 2%, находились финно-угры, являющиеся представителями коренных малочисленных народов большинства субъектов Северо-Западного федерально округа.

Усиление тенденции сокращения доли финно-угорских народностей в этническом составе населения СЗфо за прошедшие десятилетия говорит нам о том, что и это небольшое количество финно-угорского населения продолжит уменьшаться вследствие ассимиляции, миграции и демографического кризиса.

Чтобы в полной мере понять, почему это происходит, необходимо решить следующие задачи: рассмотреть изменение доли финно-угорского населения в СЗфо за последние 20 лет; обозначить влияние демографического и миграционного аспекта на этот процесс.

Изменение доли финно-угорского населения в СЗфо за последние 20 лет

Финно-угорские народы, проживающие на территории СЗфо, являются представителями финно-пермской группы, подразделяющейся в свою очередь на 4 подгруппы: прибалтийско-финскую, саамскую, пермскую и волжско-финскую. В рамках данного исследования мной будут рассмотрены народы, входящие в состав первых 3 подгрупп, а именно: коми, карелы, ингерманландцы, ижорцы, водь, саамы, вепсы и сету.

Коми – самый многочисленный финно-угорский народ СЗфо; на момент переписи населения 2010 г. его численность составляла – 208 580 чел. В основном коми проживали на территории Республики Коми и ЯНАО, однако отдельные малочисленные группы коми фиксировались и в других субъектах РФ, в том числе, входящих в другие федеральные округа. Всего в России в 2002 г. проживало 293 406 коми, а уже в 2010 г. их стало 228 235 чел. Т.е. численность коми сократилась более чем на 20% всего за 8 лет.

Карелы – второй по численности финно-угорский народ СЗфо; в 2010 г. его численность составляла – 46 946 чел. По большей части карелы проживали на территории Республики Карелия. В 2002 г. в России проживало 93 344 карела, а в 2010г. это количество сократилось до 60 815 чел., т.е. численность карелов уменьшилась на 35 %.

Далее идут финны-ингерманландцы, их численность на момент переписи населения 2010г. составляла 441 человек. Однако, эти данные являются не совсем точными, так как еще 20.267 человек были зафиксированы переписчиками как «финны», хотя среди финнов бывшего СССР лица неингерманландского происхождения составляют лишь незначительное меньшинство [5, с. 105]. Говоря о территории расселения ингерманландцев, необходимо сказать, что большая часть финнов-ингерманландцев на тот момент проживала в Республике Карелии и Ленинградской области, однако ингерманландцы, конкретизировавших свою этническую принадлежность, в основном жили в Санкт-Петербурге и Карелии.

Если опираться на то, что «приблизительно 95% российских финнов являются потомками ингерманландцев» [1, с. 156] , то их общая численность будет выглядеть следующим образом: 2002г. – 34.364 чел.; 2010г. – 20.706 чел. Таким образом, численность финнов-ингерманландцев сократилась более чем на 35%.

Теперь речь пойдет о коренных малочисленных народах СЗфо. Ижоры и водь, два народа, проживающих в основном на территории Ленинградской Области и Санкт-Петербурга. Динамика сокращения численности двух этих этносов такова: ижоры 2002 г.  – 327 чел.; 2010 г. – 266 чел.; води – 2002 г. – 74 чел.; 2010 г. – 64 чел. Таким образом и без того небольшие народы за 8 лет суммарно уменьшились больше, чем на 20%.

Мало чем отличается ситуация с саамами, проживающими в Мурманской Области, всего за 8 лет их численность сократилась на 10%: 2002 г. - 1991 чел.; 2010 г – 1771 чел.

Что касается двух народов, вышедших из чудского субстрата [4, с. 108], вепсов и сету, то их численность выглядела следующим образом: вепсы 2002 г. – 8 240 чел.; 2010 г. – 5 936 чел.; сету 2002 г. – 197 чел.; 2010 г. – 214 чел.

Территория расселения вепсов в границах СЗфо в 2010 г. была значительно шире, чем у российских сету, она охватывала 3 субъекта РФ: Карелию, Ленинградскую и Вологодскую области. Сету же проживали только в Псковской области. Примечательно, что сету - единственный финно-угорский коренной народ СЗфо, численность которого в период с 2002 по 2010 гг. возросла, однако произошло это благодаря мигрировавшим в первой половине 20 в. сету. Численность их потомков в Красноярском крае в момент восьмилетнего перерыва между двумя переписями населения увеличилась на несколько десятков человек.

Однако, в рамках данного исследования мы по большей части рассматриваем финно-угров, проживающих непосредственно на территории СЗфо, поэтому сету Красноярского края в этом случае являются лишь подтверждением миграции финно-угров с мест их первоначального проживания, нежели положительным примером того, что в России есть такие финно-угорские народы, численность которых не сокращается, а наоборот увеличивается.

Итак, рассмотрев имеющиеся данные о количестве всех финно-угорских народов СЗфо, можно сказать, что в Северо-Западном округе нет ни одной финно-угорской народности, численность которой бы увеличилась за последние 20 лет. В среднем за период между двумя последними переписями населения численность каждого финно-угорского народа СЗфо сократилась на 25–30%.

Влияние демографического и миграционного аспекта на процесс изменения доли финно-угорского населения СЗфо за последние 20 лет

Убедившись в том, что численность финно-угорских народов СЗфо за последние 20 лет действительно сократилась, необходимо понять каковы причины развития этого явления.

Во-первых, старение финно-угорских народностей СЗфо. Лучше всего это видно на примере води, численность которой составляет меньше 100 человек. Очевидно, что сокращение численности этого народа за 8 лет с 74 до 64 чел. связано с тем, что его представители уходят из жизни в связи с естественным старением.

И это касается не только води, но и всех других финно-угров СЗфо. Пожилые люди умирают, а молодые ассимилируются в ходе урбанизации, экзогамных браков [3]; а также в связи с увеличением русскоговорящих представителей финно-угорских народов СЗфо, говорящих только на русском языке и не знающих родного языка своей народности.

Говоря об урбанизации следует сказать, что «в Северо-Западном федеральном округе наблюдается сокращение сельского населения, которое составило за период с 1990 по 2015 год 580,8 тыс. чел. (21%)» [2, с. 166] Это важно по той причине, что большинство коренных малочисленных финно-угорских народностей как раз-таки проживает на территории сельской местности.

Например, представители ижоры, во время переписи населения в основном фиксировались на территории самого сельского района Ленинградской Области – Кингисеппского. Сету же по большей части проживали в границах Печорского района Псковской области, имеющего в своем составе всего одно городское поселение, то есть в основном, сету, как и ижоры, жили и живут в сельской местности.

Получается, что мы видим несколько демографических явлений: сохранение основной части представителей финно-угорских народностей на территории сельской местности СЗфо и одновременно с этим сокращение общей численности населения этой самой сельской местности Северо-Западного федерального округа.

Кроме того, в процессе урбанизации происходит не просто переселение финно-угров в города, но и вместе с этим их стремительная ассимиляция. К примеру, согласно переписи населения Санкт-Петербурга 2002 г., там проживало 318 вепсов, а уже в 2010 г. ни одного.

Во-вторых, миграция финно-угорских народностей СЗфо. Данный процесс начался еще в годы имперской власти, и усилился в советскую эпоху. Проходил он одновременно с ассимиляцией местного населения, главным инструментом которого стало насаждение русского языка в качестве родного.

Рассмотрим кейс сету. Как уже было сказано ранее, единственным финно-угорским народом СЗфо, численность которого в период с 2002 по 2010 гг. увеличилась являются сету. Этот рост произошел за счет их потомков, мигрировавших в начале 20 в. в Сибирь на территорию нынешнего Красноярского края.

Однако, это скорее исключение из правил, чем закономерность. Большинство финно-угров СЗфо в период до Великой Отечественной Войны проживали исключительно на территории современных субъектов Северо-Западного федерального округа, а чаще именно в границах определенных районов их исконного места проживания.

Ситуация изменилась с началом Великой Отечественной Войны большое количество приграничных финно-угров было вывезено из СССР финскими войсками в качестве бесплатной рабочей силы на территорию Финляндии. Множество пленных финно-угров погибло, однако были и те, кого удалось спасти. Эту часть финно-угров, спасенную из вражеского плена, ждало расселение вне территории естественного, довоенного пребывания [6, с. 263]. То есть их распределили по другим областям Советского Союза, в которых многие финно-угры либо утратили свою этническую самоидентичность [6, с. 263], либо забыли родной язык и ассимилировались с русским этносом, но формально сохранили свою самоидентификацию.

Потомков последних мы до сих пор можем увидеть в числе населения постсоветских республик, больше всего в Украине. Формально они отождествляют себя с вепсами, ижорами и другими коренным народами СЗфо, но при этом считают родным языком русский, придерживаются тех традиций, которые доминируют на территории их нынешнего проживания.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что миграционный аспект в процессе изменения доли финно-угорского населения СЗфо играет важную роль, однако не такую значительную, как в период второй четверти 20 в. На сегодняшний день главной причиной сокращения финно-угорского населения СЗфо являются демографические проблемы: это старении финно-угорских народов, их низкая рождаемость относительно рождаемости других этнических групп.

Выводы

В итоге можно утверждать, что на сегодняшний день действительно происходит значительное сокращение доли финно-угорских народностей в этническом составе населения СЗфо. Только за период с 2002 г. по 2010 г. численность каждого финно-угорского народа СЗфо в среднем сократилась на 25–30%.

Одной из главных причиной этого является демографический аспект данного процесса, урбанизация, русификация финно-угров СЗфо и утрачивание ими прежней самоидентификации. Однако нельзя забывать и о миграционном аспекте этой проблемы, который утрачивают свою значимость, но все еще остается важным в рамках рассмотрения этого вопроса.

 

Список литературы:

  1. Конькова О.И., Кокко В. А. Ингерманландские финны. Очерки истории и культуры / Резван Е. А. — СПб: МАЭ РАН, 2009.
  2. Лихачева Т. Н., Короленко А. В., Калашников К. Н. Демографический прогноз численности сельского населения Северо-Западного федерального округа // Проблемы развития территории. 2016. №6 (86).
  3. Манаков А.Г. Геокультурное пространство северо-запада Русской равнины: динамика, структура, иерархия. - Псков: Центр «Возрождение» при содействии ОЦНТ. 2002. 3 глава, 7 раздел. http://st.volny.edu/index.html?p[1]=19
  4. Манаков А.Г., Потапова К.Н. Псковские сету: спорные вопросы происхождения // Вестник археологии, антропологии и этнографии. — 2012. — № 2.
  5. Мусаев В.И. The Ingrian Question as a Historical and Political Phenomenon (рус.). — Прага, 2000.
  6. Рожанский Ф.И., Маркус Е. Б. Ижора Сойкинского полуострова: фрагменты социолингвистического анализа // Acta linguistica Petropolitana. Т. IX, ч. 3. — СПб.: Наука, 2013.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.