Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 33(161)

Рубрика журнала: Юриспруденция

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2

Библиографическое описание:
Морозова Е.М. МЕДИАЦИЯ В ХОДЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА // Студенческий: электрон. научн. журн. 2021. № 33(161). URL: https://sibac.info/journal/student/161/227346 (дата обращения: 25.04.2024).

МЕДИАЦИЯ В ХОДЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

Морозова Елена Михайловна

студент, Орловский Государственный Университет имени И.С. Тургенева,

РФ, г. Орел

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена исследованию возможности применения альтернативного способа урегулирования права – медиации в рамках исполнительного производства.

ABSTRACT

The article is devoted to the study of the possibility of using an alternative method of law settlement - mediation in the framework of enforcement proceedings.

 

Ключевые слова: гражданское судопроизводство, медиация, медиатор, исполнительное производство.

Keywords: civil proceedings, mediation, mediator, enforcement proceedings.

 

Статья 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года №193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" закрепляет круг отношений, которые возможно урегулировать данным альтернативным способом разрешения споров, к числу которых относятся гражданские, семейные, возникающие из трудовых, административные, иные публичные правоотношения, в том числе связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Федеральный закон «Об исполнительном производстве» закрепляет основные задачи исполнительного производства, к числу которых относится правильное и своевременное исполнение судебных актов, а в случае необходимости иных документов, направленных на защиту и восстановление нарушенных прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, а также на исполнение обязательств по международным договорам Российской Федерации. Анализ данных положений позволяет сделать вывод, что законодатель не ставить перед судебным приставом задачу примирения сторон или оказание содействия в примирении.

Тем не менее, нигде не указано - на какой стадии конфликтного правоотношения процедура примирения применяться может, а на какой нет. Так, можно говорить о возможности разрешения спора как до обращения сторонами в суд, на любой стадии судебного процесса, так и когда решение суда уже вынесено, вступило в законную силу и находится на стадии исполнения.

Согласно статье 43 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительное производство может быть прекращено судебным приставом-исполнителем при утверждении судом мирового соглашения, соглашения о примирении сторон.

В связи с чем, опять прослеживается тенденция о судебном примирении и заключении медиативного соглашения, утвержденного судом, а значит тоже в судебной инстанции.

Однако нигде не говорится о возможности предложения сторон примирения в рамках исполнения решения суда самим судебным приставом-исполнителем. Данные положения о предоставлении судебным приставам такой возможности не представлены ни в Федеральном законе от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", ни в Федеральном законе "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" от 21 июля 1997 N 118-ФЗ.

В целом, рассматривая принципы проведения процедуры медиации – добровольность, конфиденциальность, сотрудничество, равноправие, можно сделать вывод о возможности применения медиации и в ходе исполнительного производства. Очевидно, что в ходе исполнительного производства стороны обязаны активно сотрудничать друг с другом и судебным приставом.

Важность сотрудничества сторон в ходе исполнительного производства отмечается и Комитетом министров Совета Европы в Рекомендациях N Rec (2003) 17 Комитета министров Совета Европы государствам-членам о принудительном исполнении (9 сентября 2003 года), которые указывают, что стороны должны соответствующим образом сотрудничать при проведении принудительного исполнения [5].

Так, применение процедуры медиации в рамках исполнительного производства даст сторон возможность для реализации принципа сотрудничества, что позволит в более короткие сроки удовлетворить потребности сторон в исполнении решения, свести до минимума либо убрать окончательно уровень напряженность между конфликтующими, ну и, конечно же, снизить уровень нагрузки на службу судебных приставов, в связи с чем появится возможность акцентировать внимание на исполнении судебных решений, которые не могут быть разрешены мирным путем, а это означает более качественное, быстрое, эффективное выполнение своих трудовых обязанностей, снижение количества жалоб, поступающих на действие либо бездействие судебных приставов-исполнителей.

Однако, как уже говорилось ранее ни Федеральный закон от 27 июля 2010 года №193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)", ни Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", ни Федеральный закон от 21 июля 1997 N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" не предусматривают возможность судебных приставов-исполнителей предлагать сторонам завершить конфликт посредством процедуры медиации.

Тем не менее, в случае если бы стороны в ходе исполнения решения выявили желание завершить имеющееся противоречие с помощью медиатора, можно было бы предположить несколько вариантов завершения исполнительного производства:

  1. В связи с фактическим исполнением решения суда;
  2. На основании заявления взыскателя о прекращении исполнительного производства и возврате исполнительного листа;
  3. Заключение сторонами медиативного соглашения, утвержденного судом в качестве мирового, либо принятого судебным приставом-исполнителем, содержащего условия и порядок исполнения решения суда.

Рассматривая вопрос о процессе внедрения процедуры медиации в исполнительное производство, по-моему мнению, стоит начать с организации комнат примирения и введения в обязанности приставов разъяснения сторонам возможности обращения к медиатору, на подобии как это присутствует в судебной системе.

Несомненно, применение процедуры в рамках исполнительного производства играет не малую роль, имея массу преимуществ. В связи с чем, хоть это и потребует внесение изменений в законодательные акты, регулирующие процесс исполнения решения и использования медиации, работа в этом направлении того стоит. Ведь, мирное разрешение существующих разногласий позволяет не только сохранить теплые отношения сторон, повысить уровень правосознания граждан, но и снизить нагрузку на государственные органы, в том числе службу судебных приставов.

 

Список литературы:

  1. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ (ред. от 1 июля 2021г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 18 ноября 2002 г. N 46 ст. 4532.
  2. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (ред. от 25 октября 2019г.)// Собрание законодательства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. N 31 ст. 4162.
  3. Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (ред. от 2 июля 2021г.)// «Парламентская газета» от 10 октября 2007 г. N 131, в «Российской газете» от 6 октября 2007 г. N 223, Собрание законодательства Российской Федерации от 8 октября 2007 г. N 41 ст. 4849.
  4. Федеральный закон от 21 июля 1997 N 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» (ред. от 30 декабря 2020г.) // «Российская газета» от 5 августа 1997 г. N 149, Собрание законодательства Российской Федерации от 28 июля 1997 г. N 30 ст. 3590.
  5. Рекомендация N Rec (2003) 17 Комитета министров Совета Европы государствам-членам о принудительном исполнении (9 сентября 2003 года)// Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.