Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 33(161)
Рубрика журнала: Юриспруденция
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2
ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО КАК УНИВЕРСАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ: ДОКТРИНАЛЬНЫЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
PUBLIC REPRESENTATION AS A UNIVERSAL CHARACTERISTIC OF MODERN STATEHOOD: DOCTRINAL AND REGULATORY-LEGAL FRAMEWORK FOR RESEARCH
Maxim Navilnikov
student, Department of Criminal Law and Process, Togliatti state University,
Russia, Togliatti
Natalia Blokhina
associate professor, assistant professor, Togliatti state University,
Russia, Togliatti
АННОТАЦИЯ
В статье выделены такие проблемы как дефиниция «органов в системе публичного представительства» не имеет легально закрепленного определения. Отмечено, что публичное представительство необходимо для развития демократического о государства.
ABSTRACT
The article highlights such problems as the definition of "bodies in the system of public representation" does not have a legally fixed definition. It is noted that public representation is necessary for the development of a democratic state
Ключевые слова: полномочия, Конституция, публичное представительство, коллегиальных органов, демократическое государство.
Keywords: powers, the Constitution, public representation, collegial bodies, a democratic state.
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена, в первую очередь, тем, что в настоящий период времени практическая реализация публичной власти, единственным источником которой является российский народ, осуществляется посредством функционирования представительных органов, действующих в его интересах. В связи с этим, теоретическая разработка особенностей отдельных видов органов в системе публичного представительства в России представляется крайне значимой и необходимой, ведь это не только соответствует действующей Конституции РФ [3], но и позволяет выявлять существующие проблемы их функционирования, а также своевременно разрешить их.
Сама дефиниция «органов в системе публичного представительства» не имеет легально закрепленного определения, что вынуждает при ее толковании обратиться к положениям отечественной правовой доктрины. Так, Н. В. Варламова под «органами государственной власти» понимает органы, наделённые публично-властными полномочиями, которые проистекают из акта народного волеизъявления, осуществляемого посредством свободных, демократических выборов [2].
Не углубляясь в существующую в юридической науке полемику по данному вопросу, можно выделить наиболее существенные признаки свойственные данным органам. Так отличительными особенностями данного органа является самостоятельное выражение политической воли и получение полномочий непосредственно от избирателей. Данный признак характерен для современных государств и в первую очередь присущи президенту, главе субъекта федерации и муниципального образования, если они избираются населением органам законодательной власти субъектов федерации, выборным коллегиальным органам автономных образований, наделенных законодательными полномочиями, выборным коллегиальным органам регионального и местного самоуправления.
Исходя из вышеизложенного, можно выделить органы публичного представительства двух видов: коллегиальные и единоличные. Основой данной классификации является количественный состав органов государственной власти, и речь в данном контексте не о количестве конкретных лиц, занятых в деятельности коллегиального органа, а в способе принятия решений. Так, Единоличный орган принимает решения самостоятельно, на основе личного императивного волеизъявления, а коллегиальный, как правило, путем подсчета большинства голосов, принятых в соответствии с нормативно правовыми актами, регулирующие сферу, то есть компетенцию данного органа. о мнению, которого придерживается С. Авакьян, в том случае, если на одном и том же территориальном уровне присутствует два и более органа, осуществляющих политическое представительство, то может возникнуть определенная конфликтная составляющая. Она наиболее ярко проявляется тогда, когда в конфликт между собой вступают президент и парламент. Кроме того, конфликтные ситуации могут сформироваться и между государственными органами, каждый из которых наделен правом представлять интересы одного и того же суверенного народа. Как показывает практика, в такой ситуации наивысшее положение постепенно начинает приобретать тот орган государственной власти, чье демократическое происхождение наиболее очевидно для населения [1].
По умолчанию именно коллегиальные властные органы рассматриваются населением большинства государств в качестве наиболее приближенных к демократическим. Ведь в таких органах, как предполагают граждане, всегда имеются представители разных политических течений, заявляющих о разных взглядах по наиболее важным для общества вопросам.
Если какой-либо орган государственной власти носит коллегиальный характер, то этим автоматически презюмируется, что все принимаемые им решения представляют собой результат длительного дискуссионного обсуждения, в котором принимают участие все представители данного органа. Соответственно, каждый избиратель (по крайней мере, тот, который принимал участие в последних выборах в парламент) может со всей ответственностью заявить о том, что его точка зрения по какому-либо важному для общества вопросы, во-первых, рассматривалась на заседании коллегиального органа, во-вторых, была защищена кем-либо (ведь за это должен был отвечать представитель той партии, которая избралась в коллегиальный орган власти в том числе и благодаря голосу этого конкретного избирателя).
Отметим, что создание коллегиальных органов, получающих властные полномочия, может рассматриваться как эффективный метод обеспечения защиты от концентрации власти в руках узкого круга лиц. Функционирование коллегиальных органов предоставляет возможность принимать и реализовывать такие управленческие решения, которые будут характеризоваться отсутствием субъективных ошибок. Во всех без исключения государствах, где существует парламент, принятие важнейших нормативно-правовых актов происходит только после того, как они неоднократно зачитываются на заседаниях этого органа власти и обсуждаются его участниками. Присутствует институт коллегиального утверждения решений также и в судебной системе любого правового государства. Здесь он реализуется в виде предоставления лицу, несогласному с решением, принятым нижестоящим судом, права обжаловать данное решение в вышестоящем судебном учреждении. Так по принципу коллегиальности строятся такие органы власти, как — Государственная Дума России — 450 депутатов, Бундестаг ФРГ — 496 депутатов, Палата представителей Конгресса США — 435 представителей.
Из всего, что было сказано выше, мы можем сформулировать следующий вывод: формирование коллегиальных органов представительной власти в наибольшей мере соответствует принципам демократии. Благодаря работы коллегиальных органов представительной власти любой нормативно-правовой акт, приобретающий силу закона, перед его принятием проходит многоступенчатое изучение и одобрение уполномоченными институтами власти. Только такая процедура обеспечивает принятие законов, в наибольшей степени отвечающих запросам большинства населения, позволяющих государству эффективно достигать основных целей своего существования. Как уже было отмечено выше законодательный процесс — это сложный механизм, который включает в себя, применительно к Российской Федерации четыре стадии, состоящих из трех чтений законопроекта. На каждой из стадии реализуются определенные цели и задачи, однако основными целями данных законодательных стадий является обеспечение законности, целесообразности, и соблюдения принципа плюрализма мнений при принятии нормативного парового акта.
Таким образом, резюмируя изложенное, в условиях современной России, существование единоличных и коллегиальных органов представительства публичной власти продиктовано необходимостью построения правового и демократического государства, однако преимущественной моделью для построения представительного органа власти является их коллегиальность.
Список литературы:
- Авакьян С. А. Конституционное право России. М: Проспект, 2010. С. 495-496.
- Варламова Н. В. Представительные органы публичной власти: содержание понятия // Труды Института государства и права Российской академии наук. 2012. № 1. С. 5.
- Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 // Рос. газета. 1993. 25 декабря. Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 9. Ст. 851 (с учетом поправок от 01.07.2020).
Оставить комментарий