Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 32(160)

Рубрика журнала: Педагогика

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2

Библиографическое описание:
Блощук Л.П. СТРУКТУРА ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2021. № 32(160). URL: https://sibac.info/journal/student/160/226876 (дата обращения: 18.04.2024).

СТРУКТУРА ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Блощук Людмила Павловна

студент, кафедра психологии и педагогики дошкольного образования, Иркутский государственный университет,

РФ, г. Иркутск

THE STRUCTURE OF SPATIAL THINKING IN PRODUCTIVE ACTIVITY

 

Lyudmila Bloschuk

student, Department of Psychology and Pedagogy of preschool education, Irkutsk state University,

Russia, Irkutsk

 

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматривается структура пространственного мышления в продуктивной деятельности. Дано определение пространственного мышления, определены компоненты пространственного мышления в продуктивной деятельности и обозначено их содержание.

ABSTRACT

This article examines the structure of spatial thinking in productive activity. The definition of spatial thinking is given, the components of spatial thinking in productive activity are defined and their content is indicated.

 

Ключевые слова: структура пространственного мышления, пространственное мышление.

Keywords: the structure of spatial thinking, spatial thinking.

 

В своей работе мы изучаем, как развивается пространственное мышление в процессе продуктивной деятельности. Я.А. Пономарев указывает на то, что пространственное мышление – вид умственной деятельности, обеспечивающий создание пространственных образов и оперирование ими в процессе решения практических и теоретических задач [4].

Рассмотрим структуру  пространственного мышления в продуктивной деятельности подробнее. Так, художественная тема - главный объект изображения в произведении искусства, результат художественного осмысления жизненных явлений [1]. Она определяется взрослым человеком или формулируется самим ребенком. Тема определяет поиск художественной идеи.

Анализ литературы показал, что художественная идея рассматривается как основной образно-целостный смысл законченного художественного образа. Художественная идея синтезирует части и детали художественного образа. Она воплощается в характерах, композиции, сюжете, ритме. Для того чтобы постичь идею, важен процесс восприятия художественного образа. В структуре идеи важно эмоциональное отношение к миру. Она есть результат познания и оценки социальной жизни, природы и человека.

Следующим компонентом в структуре пространственного мышления в изобразительной деятельности является художественный замысел.

Проанализировав определение, данное автором, можно сделать вывод, что художественный замысел - исходное представление автора о своем художественном образе, его неосознанный прообраз, с которого начинается творческий процесс [1]. В деталях художественный замысел постоянно уточняется, обогащается и видоизменяется в ходе практического выполнения.

Конструирование художественного образа осуществляется с опорой на сформированные представления, которые запечатлеваются в памяти и в воображении человека в результате предшествовавшего восприятия предметов или явлений и возникающие в мозгу при отсутствии их непосредственного воздействия на органы чувств.

Представления являются промежуточным звеном при переходе от ощущения к мысли. Формирование представлений требует от ребенка овладения понятием, потому что понятие определяет содержание образа.

Под пространственным представлением, можно понимать обобщенный образ геометрического объекта, складывающийся в результате переработки (анализа) информации о нем, поступающей через органы чувств [5]

По мнению И.С. Якиманской основным содержанием пространственного образа могут являться различные характеристики: форма, величина, пространственная размещенность элементов, соотношение частей целого и т.д. [5].

Другими словами, эти характеристики можно назвать пространственными представлениями. По данным Д.М. Нурмагомедова и Ш.Д. Камиловой конструирование образа осуществляется с опорой на сформированные представления [3].

Следовательно, можно сделать вывод, что для преобразования художественного замысла в художественный образ необходимо воспользоваться приемами мышления. К ним относятся:

— анализ — это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений;

— синтез — обратный анализу процесс мысли, это — объединение частей, свойств, действий, отношений в одно целое;

— сравнение — это установление сходства и различия предметов и явлений. Перед осуществлением сравнения нужно выделить признаки, по которым оно будет осуществляться;

— абстрагирование – это мысленное отвлечение от второстепенных, не существенных в данной ситуации сторон, свойств или связей предмета и выделение одной какой-либо стороны, свойства;

— обобщение – это объединение многих предметов по какому-либо общему признаку. При этом единичные признаки отбрасываются. Сохраняются только существенные связи;

— классификация – это распределение предметов, явлений и понятий по видам, признакам, классам, группам, разрядам в зависимости от их существенных признаков [2].

Итогом реализации художественного замысла будет художественный образ. Художественный образ – специфический способ отражения действительности в искусстве, особенностью которого является выражение абстрактной идеи в конкретной чувственной форме [1]. Художник пропускает действительность через свое сознание и воплощает ее в той или иной материальной форме. Художественный образ каждого ребенка индивидуален. Он зависит от его мировоззрения, опыта и т.д.

Таким образом, проанализировав литературу, мы пришли к выводу, что пространственное мышление в продуктивной деятельности есть развернутая специфическая мыслительная деятельность от художественной темы и опредмеченная в художественном образе посредством приемов мышления и отражающая последовательность его создания.

 

Список литературы:

  1. Беляев А.А. Эстетика: Словарь. М.: Политиздат, 1988. — 193 с.
  2. Курнешова Л.Е. Характеристика операций мышления [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://superinf.ru/view_article.php?id=5 (дата обращения: 14.10.19)
  3. Нурмагометов Д.М. Проблема формирования пространственных представлений у младших школьников при обучении математике // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. – 2012. – №10. – С. 30–36.
  4.  Пономарёв Я.А. Знание, мышление и умственное развитие. М.: Педагогика, 1967. —  200 с.
  5. Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников. М.: Педагогика, 1980 — 243 с.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.