Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 32(160)

Рубрика журнала: Философия

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2

Библиографическое описание:
Липатов И.С. ЖИЗНЬ КАК "НЕБЕСНЫЙ ДАР" В ПАМЯТНИКЕ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ «ЛЕ-ЦЗЫ» // Студенческий: электрон. научн. журн. 2021. № 32(160). URL: https://sibac.info/journal/student/160/226850 (дата обращения: 26.11.2024).

ЖИЗНЬ КАК "НЕБЕСНЫЙ ДАР" В ПАМЯТНИКЕ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ «ЛЕ-ЦЗЫ»

Липатов Иван Сергеевич

студент, Димитровградский инженерно-технологический институт – филиал Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ»,

РФ, г. Димитровград

Цынк Светлана Владимировна

научный руководитель,

канд. филол. наук, доц., кафедра гуманитарных наук, Димитровградский инженерно-технологический институт – филиал Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ»,

РФ, Димитровград

Объектом исследование выступает древне китайская философия «даоские каноны».

Предметом исследования выступает написанная книга в даоских канонах «Ле-цзы» главы «Небесный дар».

Задачи, поставленные в данной статье: Рассмотреть древне китайскую философию и сформулировать темы, поднятые в главе «Небесный дар».

Метод: анализ и описание

Данная статья будет опираться на даосский канон, а конкретно на Ле-цзы и первую главу в ней под названием «Небесный дар». Идея автора в этой главе заключается в том, что мы все рано или поздно должны принять что все данное нам жизнью является небесным даром. Значит раз все что дано нам жизнью это небесный дар, следовательно, мы должны принять этот дар и не сожалеть о выбранном жизненном пути. Так же неотъемлемой частью жизни является конец этой самой жизни конкретно смерть.

Смерть в этой главе считается не чем-то тем чего стоит бояться, а тем что стоит принять как часть жизни. Ярко это видно в цитате Линь Лэя в разговоре Линь Лэя с Цзы-Гуном «Смерть- это возвращение туда, откуда мы вышли, когда родились». Древние даосы считали, что наше тело было дано нам землей, а душа дана нам небом. Из этого они заключали что нашего в этом мире ничего нет.

На тему смерти хотелось бы рассмотреть один монолог в данной главе, который наглядно иллюстрирует отношение даосов. Конкретно монолог Янь-цзы где он подмечает «Достойные мужи находили с ней отдохновение, а недостойные покорялись ей.». Эта цитата как по мне уже хорошо иллюстрирует что люди той эпохи находили во всем этом особое значение. Это показывает нам что, живя достойно ты будешь как бы спокоен на этот счет, то есть не будешь переживать на счет того что умер так ничего и не сделав ничего достойного. Но дальше Янь-цзы говорит: «В смерти наше совершенство достигает придела. Древние называли умершего «Вернувшимся к началу». Говоря, что умерший «Вернулся к началу», они давали понять, что все живущие – только странники в этом мире…». Это как бы расширенная версия цитаты Линь Лэя что была приведена выше. Говоря, что мы странники подразумевается, что в этом мире мы гости и должны подчинятся законам всего того что нас окружает. Об этом будет более подробно изложено ниже в данной статье.

Учение Ле-цзы предполагает свою версию появления мира и объяснения его свойств. В одной из притч Ле-цзы рассуждает на тему появления мира. Он выделяет 4 этапа: «Великая пустота», «Великое начало», «Великая основа», «Великая вещественность». В первом этапе не было, как и названии ничего только пустота, далее во втором этапе зародилось дыхание «ци» (жизненная сила, которая наполняет каждое живое существо), в третьем этапе появилась форма материи, а в четвертом же этапе появилось начало всех вещей. И пока все эти компоненты были смешаны было то что он называется хаосом. Хаос не имеет ни формы, ни границ. Но после превращений, которые Ле-цзы объясняет при помощи книги «И Цзын» из хаоса «чистое и легкое поднялось вверх, образовав небо, грязное и тяжелое опустилось вниз и образовало землю, а дыхание(ци), пронизывающее и то, и другое, породило человека». И так все прибывает в гармонии и постоянных превращениях одного в другое.

Разберем еще одну притчу иллюстрирующую тему человека и природы, которая так же вытекает из нашей основной темы. Притча начинается с того что жил богач Го и бедняк Сян. Сян приходит к Го и расспрашивает его о том, как достичь таких же богатств. Он ему отвечает, что научился хорошо воровать и с тех пор в течении первого года он смог прокормится, в течении второго года имел достаток и в течении третьего года достиг изобилия. Однако все что понял бедняк что богач был вором и не понял, как надо воровать. И начал воровать у всех и все что видел и вскоре его осудили и отняли все награбленное имущество. Он решил, что богач обманул его и пришел к нему с расспросами. Пересказав как, он воровал, богач был удивлен и сказал, что Сян неправильно понял смысл его слов. И попробовал объяснить их такими словами: «Я краду у неба и земли богатства, которые предоставляют времена года, я краду у облаков и дождей влагу, у гор и равнин – их плоды, чтобы вырастить свой урожай, посеять свои семена, воздвигнуть свои стены, построить свой дом. Я краду птиц и зверей у земли, рыб и черепах – у воды.». Бедняк подумал, что богач пытается опять его обмануть и пошел к мудрецу, который сказал ему все тоже самое и на этом притча кончается. Исходя теста этой притчи, мы видим, что древние даосы расценивали все данное и небом, и землей не принадлежит людям и когда они добывают либо пищу, либо ресурсы они расценивали это как воровство. Этим автор показывает, что человек не самый важный если оценивать человека и природу. Человек из этого расценивается как гость в этом мире, а природа является некой системой, которая прибывает в гармонии. Из этого можно заключить, что даосы не признавали индивидуального «я» и, следовательно, не могли считать личную собственность законной. Это так же подтверждается еще одним сюжетом, который дословно воспроизводится из книги «Чжуан-цзы» в двадцать второй главе и который мы разберем ниже в подтверждение слов о том, что даосы не признавали индивидуального «я».

Диалог Шуня и Чэна в котором Шунь спрашивает, как обрести и владеть Путем. Следует отметить что под словом «путь» (в переводе с китайского «дао») древние даосы подразумевали достижение полной гармонии как внутри человека, так и снаружи. На это Чэн отвечает, что раз ты не владеешь собой то и не достигнешь пути(дао). На что Шунь в недоумении спросил, что если тело не принадлежит ему, то кому. В ответ же получил что тело является формой что дана нам Землей, а душа дана нам Небом, и мы являемся согласием жизненных сил. А судьба — это лишь течение событий, даренное Небом и Землей. Наши потомки же — это новая оболочка нашего нынешнего тела. Закончим притчу цитатой из сюжета: «А потому скитайся, не зная, куда идешь; покойся, не зная, за что держишься, и вкушай, не зная вкуса пиши.». Очевидно из этой истории что даосы считали Небо и Землю как родителей что породили расу человечества и все живое что есть в мире. Основной их целью было познать дао(путь), то есть найти гармонию и просто сосуществовать со всем окружавшим. По их мнению, достижение пути — вот основная задача для каждого человека. Этот сюжет я считаю одним из главных в этой главе так как он показывает основную суть учения «Ле-цзы».

Подводя итог всему выше сказанному, основываясь на эти 4 главы из «Небесного дара» мы смело заключаем что глава написана о том, что вся цель нашей жизни является в том, чтобы принять весь жизненный цикл что она нам дает. Начиная с рождения, далее идет молодость следом старость и в конце смерть. Школа «Ле-цзы» учит нас тому что не надо страшится того что неизбежно все это будет независимо от того хотим мы этого или нет поэтому прожить все эти этапы надо достойно. Даже если мы на одном из этапов жизни и не смогли этого сделать так у нас остается как минимум один этап, ведь исправляться никогда не поздно и то что мы исправились будет поощряться даже после нашей смерти. Жизнь – это постоянное саморазвитие и движение вперед, а смерть же возвращение туда откуда мы пришли. Так как даосы этой школы трактовали получаемые нами все природные ресурсы начиная от земли и заканчивая небом как не то что мы их добыли и значит это наше по праву, а как-то что даже если мы их получили, то это все равно принадлежит природе и значит, что это воровство, которое позволяется природой. То есть в древнем Китае не было понятия своя индивидуальная вещь, это было больше похоже на некую своего рода аренду. То есть человек как бы арендует некий природный ресурс на срок своей жизни. И так как в мире ничего не убывает и не прибавляется, а лишь превращается из одного в другое не меняя состава. То эта теория имеет место быть. Так же древние даосы считали своей вышей целью достижение пути(дао), то есть достижение гармонии со всем окружающим нас пространством.

 

Список литературы:

  1. Даосские каноны. Философская проза: Издательство «Роща», 2017. – 358 с. – Иваново.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.