Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 32(160)
Рубрика журнала: Юриспруденция
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2
ОСОБЕННОСТИ МЕХАНИЗМА СЛЕДООБРАЗОВАНИЯ ПО ДЕЛАМ О НЕЗАКОННОЙ ОХОТЕ
FEATURES OF THE MECHANISM OF TRACE FORMATION IN CASES OF ILLEGAL HUNTING
Polina Boyko
student, Department of Criminal Procedure, Criminalistics and Fundamentals of Forensic Examination, Krasnoyarsk State Agrarian University,
Russia, Krasnoyarsk
Elena Yerakhtina
candidate of Sciences in Jurisprudence, Head of the Department of CPCaFFE, Krasnoyarsk State Agrarian University,
Russia, Krasnoyarsk
АННОТАЦИЯ
В статье произведен анализ особенностей криминалистической характеристики незаконной охоты. Помимо этого, представлены особенности механизма следообразования.
ABSTRACT
The article analyzes the features of the forensic characteristics of illegal hunting. In addition, the features of the mechanism of trace formation are presented.
Ключевые слова: следообразование; незаконная охота; следы преступления.
Keywords: trace formation; illegal hunting; traces of a crime.
Незаконная охота признается достаточно распространенным противоправным деяниям, предусмотренным УК РФ [1, ст.258]. С другой стороны существенной проблемой остается то, что указанное преступление исследовано достаточно поверхностно, что создает значительное количество проблем в правоприменительной практике. Это касается и методики расследования.
Существенной особенностью состава преступления, предусмотренного ст.258 УК РФ, является то, что отсутствует такой элемент как личность потерпевшего. Это обусловлено тем, что потерпевшим в данном случае признается само государство.
Стоит согласиться с позицией о том, что механизм следообразования лежит в основе создания криминалистической методики. После того, как устанавливается факт совершения противоправного деяния, идет процесс воспроизведения действий, которые были совершены преступниками. Такой процесс возможен только в том случае, когда проведен наиболее полный анализ следов [4, с. 29].
Материальные следы, обнаруженные на месте происшествия, позволяют получить достаточно большой объем информации относительно преступления, а также установить особенности, присущие личности преступника.
Орудиям преступления принято отводить особое место в механизме преступления. Можно отметить тот факт, что орудия вступают в определенную взаимосвязь с различными материальными компонентами механизма преступления. К числу орудий относят следующие следы:
1.Следы применения оружия и предметов бытового назначения (различных топоров, ножей). Такие следы могут присутствовать на шкуре, останках, принадлежащих животным, а также на стволах деревьев.
2.Огнестрельное оружие – в протоколе необходимо в полном объеме отразить особенности оружия, его заводской номер, вид и т.д.
Стоит обратить внимание на то, что вид оружия, выбранный преступником, находится в зависимости от его возможностей. В ряде случаев по обнаруженному оружию можно установить и его владельца [2, с. 111].
Существуют и иные материальные следы, а именно:
1. Следы, имеющие биологическое происхождение, принадлежащие животным и человеку. Это может быть кровь, слюна. Как правило, такие следы удается обнаружить на почве, снегу, обуви и одежде браконьеров, в их транспортных средствах.
2. Туши животных – сюда относятся останки костей, фрагменты конечностей животных, а также мягкие ткани и внутренние органы, принадлежащие животным.
3. Следы от транспортных средств. К данной категории следов относят протекторы шин, детали автомобилей, которые были отломлены, различные жидкости, которые используются при эксплуатации транспортных средств. Посредством таких следов представляется возможным установить направление движения браконьеров, а также вид, марку транспортного средства.
4. Следы обуви. Качество таких следов во многом зависит от времени года, а также сопутствующей погоды. Например, в зимний период следы, оставленные на снегу, достаточно хорошо отражаются и могут показать направление движения. Осенью следы могут быть уничтожены дождем.
5. Следы пальцев рук. Как правило, такие следы остаются на используемом оружии, а также боеприпасах.
6. Следы курения – такие следы удается обнаружить территориально там, где происходила «засидка» преступников, а также там, где они разделывали тушу, осуществляли погрузку и т.д. К указанной категории следов принято относить пепел от сигарет, оставленные окурки, а также пачки от сигарет.
7. Следы, оставшиеся от пребывания людей. К таким следам стоит относить бытовой мусор, разведенный костер, различная ветошь, которая использовалась при чистке оружия и т.д.
8. След применения огнестрельного оружия. Это различные гильзы, пыжи и т.д. [3, с. 99].
Необходимо обратить внимание на то, что весьма часто преступники после совершения противоправного деяния предпринимают все необходимые меры для того, чтобы скрыть следы преступления. Это может выражаться в виде разделки добычи, реализации того, что было добыто, а также в виде хранения мяса в специально отведенных для этого местах (тайниках).
Подводя итог, можно сказать о том, что механизм следообразования является основным элементом криминалистической характеристики незаконной охоты. Соответственно, ему придается большое значение при осуществлении расследования данного противоправного деяния. После того, как в правоохранительные органы поступила информация относительно совершения указанного преступления, должны быть приняты все меры для возбуждения уголовного дела с учетом той информации, которая выражается в установленных следах.
Список литературы:
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 01.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.08.2021)// Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N5, ст. 2954.
- Баев О.Я. Основы методики уголовного преследования и профессиональной защиты от него. - М., 2019. – 249 с.
- Васильева М.А. Методика расследования преступлений в сфере экологии: моногр. - М., 2021. - 182 с.
- Карпов Е.А. Вопросы уголовной ответственности за незаконную охоту и незаконную добычу птиц и зверей, особо ценных диких животных, охота на которых полностью запрещена в Российской Федерации и за рубежом (сравнительное исследование) // Международное публичное и частное право. 2017. N 5. С. 28 - 31.
Оставить комментарий