Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 31(159)

Рубрика журнала: Психология

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3

Библиографическое описание:
Нечаева С.Н. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ТВОРЧЕСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ УЛУЧШЕНИЯ ИХ СОЦИАЛИЗАЦИИ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2021. № 31(159). URL: https://sibac.info/journal/student/159/226081 (дата обращения: 19.08.2024).

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ТВОРЧЕСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ УЛУЧШЕНИЯ ИХ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Нечаева Светлана Николаевна

магистрант, кафедра Психологии и педагогики, Воронежского Государственного Педагогического Университета

РФ, г. Воронеж

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается положительное влияние художественного творчества на детей в системе дошкольного и школьного образования. Анализируя возможности применения творческого образования, автор делает вывод о том, что оно дает огромное количество возможностей для полноценного индивидуального раскрытия творческого потенциала детей через различные виды искусства. Рассматривается влияние художественного творчества на развитие не только творческих способностей детей, но и мышления, логики, воображения, эмоций и чувств. Раскрывается важность организации творческого процесса с целью создания дружеской и творческой атмосферы в детском коллективе, что формирует у ребёнка, чувство ответственности и взаимопомощи, а также влияет на коммуникативные навыки и социальную адаптацию.

 

Ключевые слова: социализация, художественное творчество, развитие, навыки.

 

Жизнь — это процесс адаптации к условиям, в которых мы живем. Адаптация — это двойной процесс, который состоит в том, что люди в процессе непрерывного развития на протяжении всей жизни претерпевают биологические, психические, социальные и эмоциональные изменения, а затем демонстрируют поведение и отношение в соответствии с этими изменениями. Методы решения проблем на протяжении всей жизни меняются незначительно, и это можно объяснить тем фактом, что методы адаптации и защитные механизмы формируются в детском возрасте, следовательно, адаптацию можно рассматривать как два измерения: личностную адаптацию и социальную адаптацию. Социализация включает в себя отношение поведения индивида определенного возраста, пола и социального статуса к поведению, которого от него ожидает сообщество. Процесс социализации наблюдается с двух сторон. Родители являются компонентом социализации для своих детей, в то время как дети - элементы социализации для своих родителей. Социализация – это процесс всей жизни, и он двойственен [3, с. 512]. Социализация основана на обучении, в частности на теории социального обучения, и отражает культурные ожидания и стереотипные суждения. Для того чтобы процесс художественного образования мог осуществляться в соответствии с его целями, необходимы хорошо спланированные программы. Внедрение искусства в жизнь отдельного человека обеспечит ему интересную жизнь и внесет свой вклад в то, чтобы стать одновременно вдохновленным и свободным. Художественное образование затрагивает все области развития. Дети учатся выражать свои идеи в зависимости от уровня своего развития и превращать усвоенные концепции в художественные формы. Такие различные отрасли искусства, как живопись, музыка, танцы и драматургия, предлагают значительные возможности для всех детей разного возраста и группы навыков. Искусство помогает детям самовыражаться, развивает навыки общения и решения проблем. Благодаря участию в различных художественных мероприятиях дети развивают свои социальные навыки и поднимают свою самооценку [4, с. 42]. Такие виды деятельности, как драма, танцы, рисование, аппликация, пальчиковые игры, с использованием картона, мела, игрового теста и картинок и так далее; игры в помещении и на открытом воздухе; игры с игрушками и спортивным инвентарем - все эти игры требуют мышечных усилий и считаются полезными как для развития больших, так и малых мышц, а также для координации рук и глаз. Согласно Ж. Пиаже, умственное развитие в основном зависит от физического опыта и информации, поступающей от внешних объектов. А Немов Р.С., писал, что «способности — это то, что не сводиться к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и использование на практике» [1, с. 374]. Маленькие дети учатся, непосредственно пробуя на вкус, обоняя, осязая, видя и слыша посредством взаимодействия с предметами. Через совершенствование физического опыта, можно улучшить понимание таких действий как сравнение, классификация, упорядочение объектов и действий. Например, в работе “изготовление поделки из теста” ребенок может тактильно и умственно усвоить понятия “мягкое” и “твердое”, только прикоснувшись к тесту. Замесив его и изготовив поделку, почувствовав его мягкость, он почувствует твердость предмета после того, как оно высохнет, и это обеспечит ему более полное усвоение информации. Другим примером будет “работа с коллажем”. Здесь множество частей можно объединить в одну, и это позволит детям почувствовать различные ощущения и текстуры, и в этом процессе можно научиться некоторым концепциям [2, ст.67]. Художественная деятельность является необходимым и важным инструментом, позволяющим ребенку выразить себя, чтобы обрести самоуважения. Когда он рисует красивую картинку и показывает ее своим родителям, учителям и друзьям, их похвала даст ему ощущение, что он успешно справляется с заданием, что он принят ими и становится частью общества. Эти чувства будут способствовать формированию у ребенка модели продуктивности, трудолюбия и принятия себя и своих умений. У детей, выросших в условиях со слабым эмоциональным развитием, с помощью художественного творчества можно восстановить и улучшить чувство собственного достоинства и эмоциональный фон. Во время таких занятий подход к ребенку с любовью, вниманием и пониманием, уделяя внимание и проявляя уважение его личным и внутригрупповым особенностям, награждая его, когда он добивается успеха в деятельности – все это является первым шагом к эмоциональному доверию. Занимаясь в группе художественным творчеством, можно научиться совместно работать, делиться вещами, оказывать помощь, слушать и принимать других, вовремя заканчивать начатую работу, а также испытывать уважение к идеям и творчеству других [4, с. 31]. Занятия должны быть разработаны таким образом, чтобы дети могли смотреть на работы друг друга, стараться понять их и разговаривать друг с другом. В конце художественной деятельности дети могут рассказать, чем их работы отличаются друг от друга, при то, что они используют одну и ту же бумагу и материалы. Пройдя через процесс поиска, попыток, извлечение опыта, открытий, знакомства и достижения приятного ребенок учится различным социальным концепциям.

Все усилия по созданию современного социального общества вероятно преследуют ту же цель, что и работники дошкольных учреждений, применяя в своей работе художественное образование, чтобы сделать детей людьми с исследовательским подходом, с творческим мышлением, с чувством собственного достоинства, продуктивными и с развитым эстетическим восприятием и вкусом. Процесс социализации складывается из каждого опыта, который ребенок видит и применяет в своей жизни. Данный процесс также определяется этапами достижения ценностей, моделей поведения и знаний сообщества, к которому дети принадлежат. Для достижения того, чтобы их профессиональная и общественная жизнь стала более успешной и систематичной, необходимо совершенствовать свою личность и воспитывать эстетические ценности будущей жизни, что достигается применением педагогами и воспитателями в своей работе художественного образования. Очевидно, что это повышает самооценку и самоуважение детей, благодаря ощущению успеха и удовлетворения, которое они получают в ходе таких занятий. Ведь ребенок, способный выразить себя через искусство, способен развивать здоровые черты личности, активно участвовать в общественной жизни и стать более адаптивным. Было проведено немало исследований, в ходе которых подтверждалось благотворное влияние художественного творчества на адаптацию детей к окружающей среде. Художественное творчество как инструмент образования и воспитания направлен на познание искусства через активное участие детей в этом процессе. Тем самым ребенку предоставляется возможность активизировать его эмоциональные и психические процессы. Наблюдение, исследование, открытие, практика, испытание, наблюдение и доработка, все это является неотъемлемыми частями художественного процесса, и подготавливают детей для адаптации в постоянно изменяющемся научно-техническом мире. Которому требуются уравновешенные, последовательные и творческие люди с чувством собственного достоинства, активные, которые знают, что делать, а не те, кто пассивен и инертен. Для продуктивной деятельности в будущем, для развития навыка достижения поставленных целей, для формирования и воспитания личности с эстетическими ценностями, для понимания своих желаний и возможностей, для реализации в социальной жизни и профессиональном плане нам и необходимо применение художественного образования. Важно, чтобы дети знакомились с искусством в их ранний возрасте. Ведь в дальнейшем в различные периоды взросления оно поможет, например, подросткам лучше узнать себя, прожить более адаптивный период детства, найти общий язык с родителями и сверстниками, став более творческими и продуктивными, иметь здоровую личность с большой перспективой.  Ребенок, свободно проявляющий свои способности, в том числе и творческие, будет получать личное удовлетворение и эффективно участвовать в жизни общества. Современное общество будет продолжать свое развитие и совершенствование только тогда, когда оно будет состоять из удовлетворенных, счастливых и здоровых людей.

Если говорить о влиянии искусства на развитие каждого человека, то неоспорим тот фак, что оно всегда было важным инструментом для выхода за рамки самого себя. Сила искусства велика: она может обеспечить людям единство и солидарность, подведя к осознанию социальных проблем прямо или косвенно. Кроме этого, дает возможность объяснить религиозные, экономические, политические и технологические стороны культуры. Э. Фишер [4, с. 56] рассматривает искусство как необходимость для того, чтобы человек мог осознать его и изменить, тем самым заставляя его понять факты и сделать их непреодолимыми. Самая естественная и мощная потребность человеческой мысли — это его стремление эстетически упорядочить события и вещи. Беспорядок мотивирует на поиск решений, связанных с этой проблемой. Но порядок и композиция являются необходимым условием для того, чтобы человек понял самого себя. В этом отношении искусство-явление порядка и интуиции. Индивид находится в разностороннем, детальном, сложном и интенсивном общении с окружающей средой, которая состоит из природных, социальных и культурных компонентов. Ожидается, что это взаимодействие между индивидом и его окружающей средой должно быть более здоровым, сбалансированным и упорядоченным, более эффективным и действенным благодаря образованию. Образование - наиболее эффективный процесс формирования, роста, развития и подготовки здоровых людей и общества в целом. И тот факт, что художественное и культурное образование присутствует в учебных и воспитательных учреждениях нашей страны, дает надежду на осуществление этой цели.

 

Список литературы:

  1. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. 3-е изд. / Р.С. Немов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 374 с.
  2. Диксон Т.Г., Чалмерс Г.Т. Изобразительное искусство в образовании // Детское образование.1 1990. – 67с. URL: https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/00094056.1990.10521568 (дата обращения 27.09.2021)
  3. Дусек Дж. Б. Развитие и поведение подростков. Prentice Hall International Inc. Нью Джерси. 1987. - 512 с.
  4. Фишер Э. Необходимость искусства. [Перевод Ч. Чапан]. Стамбул, 1990. – 31 – 56с.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.