Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 30(158)
Рубрика журнала: Юриспруденция
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2
НАСЛЕДСТВЕННЫЙ ФОНД: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
INHERITANCE FUND: FOREIGN EXPERIENCE
Anastasiya Salenkova
student, Department of Civil Law and Procedure, Krasnoyarsk state agrarian university,
Russia, Krasnoyarsk
Anna Storozheva
scientific supervisor, candidate of law, associate professor, Department of Civil Law and Procedure, Krasnoyarsk state agrarian university,
Russia, Krasnoyarsk
АННОТАЦИЯ
Проведён анализ истории создания и функционирования частных наследственных фондов в странах Европы и Северной Америки, исследована сущность их правовой формы, а также определены wели и задачам деятельности.
Выделены ключевые аспекты положений об институте наследственных фондов с учётом зарубежного опыта. Отмечено принятие Конвенции «О праве, применимом к трастам, и их признании», акцентирована польза наследственных фондов о сохранении и приумножении передаваемого имущества и активах, благодаря которым имеется возможность развития бизнеса наследодателя после его смерти и обеспечение финансовой поддержкой определённых лиц.
ABSTRACT
The author analyzes the history of creation and functioning of private inheritance funds in Europe and North America, gives the essence of their legal form, goals and objectives.
The key aspects of the provisions on the institution of inheritance funds are highlighted, taking into account foreign experience, the adoption of the Convention "on the law applicable to trusts and their recognition" is noted, the use of inheritance funds for the preservation and multiplication of transferred property and assets is emphasized, thanks to which it is possible to develop the business of the testator after his death and provide financial support to certain individuals.
Ключевые слова: наследники, завещание, частный фонд, траст, наследственный фонд, бенефициары, правовая система.
Keywords: heirs, will, private Foundation, trust, inheritance Fund, beneficiaries, legal system.
История создания и функционирования частных наследственных фондов, в странах Запада, прежде всего в Северной Америке, а также в странах Европы, очень похожи по своей правовой форме и характеру деятельности.
Актуальность темы обусловлена необходимостью исследования зарубежного опыта при создании и функционировании наследственных фондов с правовой точки зрения.
При написании статьи были использованы труды отечественных и зарубежных авторов, это в частности: М.В. Вронской, П.В. Крашенникова и А.В. Суховенко, а также Денис. Р. Хауэр, Питер Т. Кан и действующие нормы законодательства Соединённых штатов Америки и стран Западной Европы.
Следует обратить внимание, что за рубежом практика деятельности наследственных фондов существует не одно столетие, при этом фонды создаются обеспеченными людьми ещё при их жизни.
Создание наследственных фондов преследует несколько целей, это поддержка после своей смерти членов семьи, оставшихся без попечения и распределение фондовых средств на цели филантропии, приносящие общественную пользу. Альфред Нобель до своей смерти написал завещание, в котором было сказано о том, что большая часть его средств будет расходоваться на создание премий за отличия в научной сфере, что является ярким примером благотворительности.
Так как наследственные фонды широко функционируют за границей, они получили следующее количество видов:
– прижизненный наследственный фонд – тип фонда, который создается во время жизни наследодателя и который продолжает существовать после его смерти согласно условиям, указанным в данном завещании;
– посмертный наследственный фонд – тип фонда, который появляется после смерти наследодателя, согласно его завещанию и указаниям в нём.
Можно также отметить, что ещё не так давно разные государства негативно относились к практике появления и существования таких фондов. В Нидерландах и Германии они прекрасно функционируют, а в РФ и Франции к их появлению относились с пренебрежением.
Так, в действующем Гражданском уложении Германии (ГГУ) [2] в абз.1 параграфа 80 ГГУ необходимо совершить соответствующую сделку, чтобы учредить наследственный фонд, также следует получить разрешение от муниципальных органов власти, на территории которой Фонд будет располагаться. Согласно параграфа 81 Гражданского уложения Германии [2] сделка по созданию Фонда зависит от того, когда он был учреждён – во время жизни завещателя либо после его смерти в соответствии с содержанием завещания. Если сделка по созданию наследственного фонда не содержит хотя бы одно из условий, при этом наследодатель, не успевший ликвидировать возникшие противоречия с законом, умер, то применяются положения закона о создании наследственного фонда после смерти.
Обратим внимание на тот факт, что институт наследных фондов получил широкое применение вследствие ухода от налога на наследство (передача имущества бенефициарам), и являлось альтернативой завещанию. Таким образом, страны континентально-европейского права (Германия, Голландия) применили к частным наследственным фондам аналог английского траста, появление которого датируется XI веком. [4, с. 108-119]
Корпоративное право говорит нам, что фонд не образует определённого состава граждан и не имеет членства. Бенефициары частного фонда не являются управленцами фонда и поэтому не способны свергнуть правителей фонда, которые пренебрегают их интересами. Но также здесь появляется опасность злоупотребления правителей фонда касательно выгодоприобретателей.
В следствие чего работоспособность частных наследственных фондов прямо зависит от наличия умения грамотно распоряжаться имеющимися активами либо в случае нерационального отношения юридическая конструкция фонда может стать источником незаконного обогащения для руководителей. [7, с. 174-176]
За границей для публичных фондов определён надзор за руководящими органами со стороны государственных органов, контролирующих их деятельность, для частных же наследственных фондов надзор возлагается на судебную систему.
Таким образом, эффективное управление наследственными фондами зависит от объективности и самостоятельности судебной ветви власти, наличия судебной практики в сфере степени открытости предоставляемых данных о деятельности фонда при возникших судебных разбирательствах.
Правовая конституция, в соприкосновении с фондами, имитирует конституцию английского частного траста, если затрагивать новеллы вещного права. Она в каком-то смысле разделяет триаду права собственности использование, владение и распоряжение. То есть фонд владеет и распоряжается, а бенефициары имеют выгоду от применения имущества. Отсюда возникают вопросы о характере, объеме и природе прав бенефициаров на фондовое имущество. [6, с. 27-29]
В Соединённых Штатах Америки благодаря деятельности наследственных фондов значительно сократилось количество судебных исков, связанных с оспариванием делах о наследстве, так как современный механизм исключает использование мошеннических схем для получения наследства.
Учитывая информационно-технологический прогресс, современные наследственные фонды отвечают новым технологическим требованиям, касающимся электронного учёта наследственных дел, что в результате снижает количество гражданских споров, возникающие между наследниками.
Необходимо упомянуть о том, что в наследственном законодательстве Соединённых Штатов Америки нет обязательной доли, выделяемой наследникам, в связи с этим порядок лиц, которые имеют обязательную долю в наследовании, определяется создателем фонда при его жизни. Наследодатель ещё при жизни, формируя наследственный фонд, регистрирует его в специальном органе, Торговом реестре, а в случае с наследственным трастом регистрации не требуется, достаточно оформить завещание.
За рубежом трасты очень распространены в завещательных целях и выступают в виде юридического механизма, при помощи которого осуществляется переход активов от наследодателя к наследникам и служит альтернативой завещанию. Также траст содержит конфиденциальную информацию, которая не предоставляется в государственные органы, в связи с чем, учредительные документы наследственного траста не подлежит разглашению.
Следует обратить внимание, что наследственные трасты с правовой точки зрения более удобны для недееспособных лиц, чем опека или попечительство, так как опека или попечительство прекращаются, когда опекаемый становится совершеннолетним, тогда как трасты протекают продолжительное время. Также учредитель траста имеет право распределить имущество по своему усмотрению, а не в равных долях.
С другой стороны, в международном праве до сегодняшнего времени не выработан и не имплементирован в национальное законодательство единый механизм функционирования наследственных фондов (трастов), что в свою очередь вызывает необходимость разработки общего подхода к понятию трастов.
Во время Гаагской конференции по международному частному праву в 1985 году, появилась Гаагская конвенция «О праве, применимом к трастам, и их признании». [3] Исходя из текста данной конвенции, прижизненный и завещательный трасты охарактеризованы следующим:
1.Активы, переданные в траст, обособлены и не являются частью имущественной массы доверительного собственника.
2.Право собственности на трастовые активы принадлежит доверительному собственнику или другому лицу, действующему от имени доверительного собственника.
3.Доверительный собственник наделён правами и обязанностями, в соответствии с которыми он несёт ответственность за управление, использование и распоряжение активами в соответствии с условиями траста и особыми предписаниями закона.
Европа была за конвенцию, так как её подписали многие государства: Италия, Люксембург, Лихтенштейн, Франция и Нидерланды, Мальта, Кипр, Монако, Швейцария, Великобритания, а также Австралия, Канада и Гонконг, впоследствии документ приняли и в США.
Таким образом, указанную выше Конвенцию поддержали представители континентальной системы права и государства, которые используют в своей системе налогообложения офшорные юрисдикции, что позволяет минимизировать налогообложение.
Ключевой сущностью документа являлось сформулированное понятие траста и предоставлены его признаки как наследственного фонда. В соответствии со ст.2 Конвенции «О праве, применимом к трастам, и их признании», [3] траст понимается как правоотношение, возникающее по воле учредителя траста, который передаёт активы в собственность доверительного собственника в интересах бенефициара или для достижения определённой цели.
Характеризуя основные признаки, следует отметить:
– обособление имущества траста в общей массе имущества доверительного собственника;
– право собственности юридически закреплено за трастом;
– доверительные собственники имеют в отношении траста права и обязанности, необходимые для управления им с учётом требований трастового законодательства. [5, с. 69-73]
В заключении необходимо сказать, что наследственные фонды часто встречаются как в государствах континентального права (Германия, Испания), так и в странах англо-саксонской правовой семьи (Великобритания, США).
Российский законодатель с 1 сентября 2018 года в Гражданском кодексе [1] закрепил понятие и сущность наследственных фондов в Российской Федерации. С этого дня наследственный фонд появляется после прочтения завещания человека и указаний в нём о его создании, помимо этого, наследственный фонд является одним из наследников, вместе с людьми и организациями, указанными в завещании, или вместе с наследниками по закону.
Список литературы:
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30.11.1994 (ред. от 28.06.2021, с изм. от 08.07.2021) // Консультант Плюс. – URL: www.consultant.ru (дата обращения: 10.09.2021)
- Гражданское уложение Германии: закон ФРГ от 18.08.1896 (в ред. от 31.03.2013) // Консультант Плюс. – URL: www.consultant.ru (дата обращения: 10.09.2021);
- Гаагская конвенция «О праве, применимом к трастам, и их признании» от 1985 // Консультант Плюс. – URL: www.consultant.ru (дата обращения: 10.09.2021);
- Вронская, М.В. Соотношение российских наследственных фондов со смежными зарубежными правовыми категориями/ М.В. Вронская. // Вестник ВГУЭС». № 4. 2019. С.108-119.
- Чшмаритян Петрос Суренович ЗАВЕЩАТЕЛЬНЫЙ ТРАСТ В КАЧЕСТВЕ ОСНОВАНИЯ ТРАНСГРАНИЧНОГО НАСЛЕДОВАНИЯ // ОБЩЕСТВО: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО. 2017 №10 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zaveschatelnyy-trast-v-kachestve-osnovaniya-transgranichnogo-nasledovaniya (дата обращения: 10.09.2021).
- Крашенников, П.В. Наследственные фонды в контексте правового анализа/ П.В. Крашенниников. // Вестник Государственной Думы. № 7. 2018. С. 27-29.
- Суховенко, А.В. Институт наследственного фонда: проблемы теории и практики/ А.В. Суховенко. // Социально-политические науки. № 5. 2018. С. 174-176.
Оставить комментарий