Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 27(155)
Рубрика журнала: Юриспруденция
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2
ОБЗОР ЗАКОНОПРОЕКТА О ПРОФИЛАКТИКЕ СЕМЕЙНО-БЫТОВОГО НАСИЛИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
REVIEW OF THE DRAFT LAW ON THE PREVENTION OF DOMESTIC VIOLENCE IN THE RUSSIAN FEDERATION
Zaichenko Anna
student, Department of Civil Law Disciplines Plekhanov Russian University of Economics
Russia, Moscow
АННОТАЦИЯ
29 ноября 2019 года на официальном сайте Совета Федерации был опубликован текст законопроекта о профилактике семейно-бытового насилия, инициированный и распространившийся преимущественно благодаря средствам массовой информации. Будучи внесенным на рассмотрение в Государственную думу 28 сентября 2016 года в качестве законопроекта № 1 183 390−6 «О профилактике семейно-бытового насилия» законопроект получил радикальные комментарии сторон «за» и «против».
ABSTRACT
On November 29, 2019, the text of the draft law on the prevention of domestic violence was published on the official website of the Federation Council, which was initiated and spread mainly thanks to the media. Having been submitted to the State Duma on September 28, 2016 as bill No. 1 183 390−6 “On the Prevention of Domestic Domestic Violence”, the bill received radical comments of the parties “for” and “against”.
Ключевые слова: семейно-бытовое насилие, закон о профилактике семейно-бытового насилия, Совет Федерации, закон о домашнем насилии, домашнее насилие, семья, законопроект.
Keywords: domestic violence, domestic violence prevention law, Federation Council, domestic violence law, domestic violence, family, bill.
Законопроект о профилактике семейно-бытового насилия был отклонен в связи с противоречащими Семейному кодексу и Конституции положениями несколько раз, однако в итоге был внесен на рассмотрение и принят в последнем чтении 29 ноября 2019 года.
Распространение идеи СМИ
Сторонники аргументируют необходимость принятия числом жертв в количестве до 14 тысяч человек, включающие женщин, погибших от рук мужей, сожителей и любовников, и детей. Одной из основных причин гибели несовершеннолетних в семьях становится причина самоубийство на почве бытовой тирании, так как многие случаи не фиксируются уполномоченными органами вовсе. Тем не менее, указанные данные являются устаревшими. Показатель был актуален на 1999 год при презентации пятого периодического доклада Российской Федерации в комитете ООН по ликвидации дискриминации женщин. Далее указанная цифра дублировалась СМИ, например, в интервью с начальником Департамента охраны общественного порядка МВД России Михаилом Артамошкиным. Однако в 2017 году на 405 заседании Совета Федерации представитель исполнительной власти Омской Области Елена Мизулина опровергла количество убитых в несколько тысяч, называя куда более низкие показатели за 2015 год с отсылкой на МВД – 1060 человек, из которых лишь 14,76% составляют представители женского пола. Далее по данным РБК за период с января по сентябрь 2019 года было совершено 15381 на бытовой почве в отношении женщин.
Массовое распространение идеи принятия законопроекта в социальных сетях началось после возбуждения уголовного дела против сестер Хачатурян, что повлекло за собой распространившийся в соц. медиа флешмоб «#Я не хотела умирать». В акции приняли участие 11 тысяч блогеров, в том числе обладатели аудитории в количестве от ста тысяч до миллиона и более лиц. Таким образом, вопрос принятия закона «о домашнем насилии» актуализировался в большей степени не только среди заинтересованных представителей.
Содержание законопроекта
Концепция закона осталась прежней относительно первого текста, созданного в 2016 году (проект Федерального закона № 1183390-6 «О профилактике семейно-бытового насилия» от 28.09.2016).
В первую очередь, помимо мер наказания, законопроект определяет содержание определений «семейно-бытовое насилие», «профилактика», «нарушитель», «защитное предписание», с которыми авторы законопроекта не были согласны после редакции и принятия итоговой формы Советом Федерации.
На данный момент за домашнее насилие предусмотрена административная ответственность (статья 6.1.1 КоАП РФ), если нанесенные физические повреждения незначительны и инцидент произошел впервые и выражается в следующих мерах:
1. Штраф в размере от 5 000 рублей до 30 000 рублей/
2. Административный арест до 15 суток.
3. Обязательные работы до 120 часов.
При повторном нападении или нанесении серьезных физических повреждений агрессора привлекают к уголовной ответственности за осуществление домашнего насилия (статья УК РФ 116.1 и 117). Недостатками этого положения является отсутствие самой квалификационной нормы, из которой следует:
1) На сегодня жертва вынуждена самостоятельно доказывать, что по отношению к ней было применено насилие, и собирать доказательства. В России, как правило, и жертва, и агрессор продолжают проживать на одной территории. Закон не предусматривает никаких мер, чтобы обезопасить жертву от дальнейших посягательств.
2) Отсутствие защиты для партнеров, официально не состоящих в браке.
3) Побои или причинение вреда здоровью, относящиеся к административным правонарушениям, подвергаются проверке, которая может занимать от 10 до 30 суток. Это лишает жертв агрессии «мер защиты и социальной поддержки в самой острой и опасной фазе конфликта».
4) Штраф как мера административной ответственности не имеет смысла, т.к. сам штраф может выплачиваться из семейного бюджета. Существующие меры не оказывают должного результата.
Реакция РПЦ на введение законопроекта о профилактике домашнего насилия
Глава Патриаршей комиссии по вопросам семьи протоирей Дмитрий Смирнов заявил, что законопроект о «домашнем насилии» направлен на «разорение семей».
«Этот закон – это все американо-европейские штучки, которые заставляют силком, через своих лоббистов вроде нашей Оксаночки (таким образом, он подразумевал заместителя председателя комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Оксану Пушкину, которая выступает за принятие и организацию законопроекта) эти законы проводить, - пояснил свою точку зрения Дмитрий Смирнов. – Зачем нам идти за Америкой? Это просто разорение семей. И так у нас половина разводов сейчас с этим глупым феминизмом. Это разработано в феминистских кругах, которые враждебны и христианству, и России, и семье. Все феминистки врут, говорят, у нас 14 тысяч женщин убивают. Это всё брехня. У МВД совершенно другие цифры, в сотни раз меньше. А они всё сводят в одну кучу. Семьёй называют любые сожительства: и временные, и любовников, и гражданский брак – это всё семья. Семейное насилие. Этот закон против семьи».
Также Дмитрий Смирнов считает Оксану Пушкину провокатором, состав поддержки которой объединяет феминисток и либералов. «Ни один психически здоровый человек не выступит «за», - заявляет глава Патриаршей комиссии.
Выступая от лица РПЦ, протоиерей дает понять, что церковь категорически против происходящего в области семейного законодательства. Ссылаясь на «времена СССР», священнослужитель напоминает, что ранее «всё отлично работало и без всяких законов о «домашнем насилии». В случае насилия в семье приезжал милиционер и арестовывал виновника на 15 суток, а при повторном нарушении давали уже реальные сроки». Происходит тотальное размытие понятия насилия посредством включения в семантику не только физического, но экономического и психологического значений. Таким образом, возбуждение дела может происходить по любому малейшему поводу, а сам законопроект направлен на облегченное изъятие детей из семей для дальнейшей их передачи гомосексуалистам, как это произошло в Соединенных Штатах после принятия аналогичного закона. По мнению протоиерея, законопроект о «домашнем насилии» направлен на замещение судов некой неправительственной организацией, которая будет спонсироваться налогоплательщиками, обременяя их еще больше, и тем самым стимулируя распад семей.
В качестве альтернативы РПЦ предлагает уполномочить представителей полиции на более оперативное реагирование на жалобы женщин с дальнейшим арестом виновника на 15 суток с целью «охлаждения пыла человека».
Принятие закона о профилактике домашнего насилия 29 ноября 2019 года
23 ноября 2019 года в интервью «Интерфаксу» заместитель председателя комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей Оксана Пушкина заявила, что законопроект о профилактике семейно-бытового насилия будет завершен к концу декабря ткущего года. Также депутат утвердила, что и парламент, и правительство единогласно выступают за введение дополнительных мер по регуляции семейно-бытовых отношений.
«Сам закон о профилактике насилия – это выражение в государственной политике необходимости бороться с этим злом, с этими, я бы сказала, социальными пережитками. Это формирование в обществе неприятия любых форм насилия. Это понимание того, что это постыдное явление недопустимо в нашем обществе», – высказывает свое мнение председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. В ответ на мнение РПЦ о феминистической провокации депутат заявляет, что опасения о намеренном разрушении семей и тотальном контроле семейных отношений беспочвенно.
29 ноября 2019 года на сайте Совета Федерации был опубликован текст принятого законопроекта о профилактике домашнего насилия. Однако несмотря на активную законодательную инициативу общественников, было заявлено, что их пожелания категорически проигнорированы, а сам документ в такой форме совершенно бесполезен.
Чем недовольны критики?
- Отсутствие указания под действием уголовного и административного законодательства всех видов физического насилия (например, де-юре закон неприменим при побоях).
- Отсутствие весомых сдерживающих факторов для правонарушителя. Нарушение предписаний предполагает наложение административного ареста или штрафа. Представители стороны «за» считают, что необходимо ожесточение мер и введение уголовной ответственности.
- Отсутствие оказания защиты и помощи партнерам, не состоящим в официальном браке.
- Вынесение защитных предписаний исключительно полицией или судом только с согласия жертвы или её законного представителя. Соавтор закона «о домашнем насилии» общественный деятель Алёна Попова заявляет, что необходимость вынесения подобных предписаний также без согласия жертвы актуальна, поскольку пострадавший или потенциальный пострадавший может находиться под давлением угнетателя.
- Выступление жертвы в лице инициатора. Соседи или родственники могут инициировать профилактические меры только в том случае, если жертва или потенциальная жертва находится в беспомощном или зависимом состоянии.
- Некорректная формулировка понятия «насилие». «Побои или причинение вреда здоровью относятся к административным правонарушениям, проверка по которым может занимать от 10 до 30 суток. Это лишает жертв агрессии мер защиты и социальной поддержки в самой острой и опасной фазе конфликта», - выступает Алёна Попова.
- Необходимость дополнения состава закона следующими пунктами: запрет на контакт пострадавшего и правонарушителя напрямую и через третьи лица, на посещение правонарушителем места жительства, пребывания, обучения и работы жертвы, а также на приближение к жертве ближе, чем на 50 метров.
На данный момент какая-либо реакция со стороны Совета Федерации отсутствует
Список литературы:
- Интервью исполняющего обязанности начальника Департамента охраны общественного порядка МВД России генерал-лейтенанта милиции Михаила Артамошкина газете «Щит и меч». Министерство внутренних дел Российской Федерации (24 January 2008).
- "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 18.02.2020)
- Проект «Федеральный закон «О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации»
- Пятый периодический доклад Российской Федерации. — Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин ООН, 1999
- "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 18.02.2020)
Оставить комментарий