Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 24(152)
Рубрика журнала: Экономика
Секция: Маркетинг
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3
АНИМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
ANIMATION ACTIVITY: THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ASPECT
Vera Chernova
Student, Department of Social and Cultural Activities, Kemerovo State Institute of Culture,
Russia, Kemerovo
АННОТАЦИЯ
В статье раскрывается сущность анимационной деятельности для детей. Определены главные понятия деятельности в научной социогуманитарной литературе. Рассматривается взаимодействие анимации с учреждениями санаторно-курортного типа или отель-курорта.
ABSTRACT
The article reveals the essence of animation activities for children. The main concepts of activity in the scientific socio-humanitarian literature are defined. The interaction of animation with the institutions of the sanatorium-resort type or the hotel-resort is considered.
Ключевые слова: анимация, досуг, культурно-досуговые программы.
Keywords: animation, leisure, cultural and leisure programs.
Актуальность проблемы исследования обусловлена изменением общественных взглядов на существующие формы и содержание анимационной деятельности. Анимационные культурно-досуговые программы занимают немаловажное значение для развлечения детей любого возраста. С развитием анимационной деятельности в нашей стране спрос на данный вид деятельности резко вырос. Это отразилось на местах для отдыха с большим количеством пребывания туристов с детьми.
Главная цель анимационной деятельности для детей – создание условий, при которых ребенок успешно развивается в сфере свободного времени, продвигаясь от отдыха и развлечений, предполагающих физическое и психоэмоциональное восстановление, к творчеству и социальной активности в указанной сфере, получая от этого удовольствие.
Детский досуг в различных формах и видах его проведения является необходимым средством для воспитания подрастающего поколения. Стоит отметить, что дети менее всего обращают внимание на сервис в области досуга в пользу сплоченности и насыщенности программы отдыха. В целом, можно утверждать о положительном и необходимом влиянии детского отдыха на развитие молодой личности, что в будущем станет залогом благополучия.
Безусловно, влияние анимационных программ является позитивным во всех аспектах, поэтому для большинства заведений, в том числе, отель-курортов, они становятся неотъемлемым атрибутом, который существенно повышает качество обслуживания отдыхающих. Большинство заведений отдыха и досуга сегодня предлагают комплексные услуги, рассчитанные на всю семью. В связи с этим, принципиальная новизна анимационной деятельности, направленной на детей, и необходимость изучения специфики и технологии ее организации в культурно-досуговой деятельности, обусловливает актуальность исследуемой проблемы.
Изучению анимационной деятельности и подготовки организаторов анимационной деятельности посвящены труды следующих авторов: И. И. Булыгиной, Т. И. Гальпериной, В. Г. Кочеткова, В. В. Медведенко и Д. Б. Эльконина и др.
Отечественными исследователями основ и этимологии социально-культурной анимации являются Е.Е. Ермакова, Е.Б. Мамбеков, Ж.В. Муравьева, Е.М. Приезжева и др.
Педагогические технологии анимационной деятельности, а также современный опыт проведения анимационной работы в обществе наиболее полно исследованы в учебном пособии Н.Н. Ярошенко «Социально- культурная анимация».
Таким образом, оценивая разработанность исследуемой проблемы, можно отметить, что, несмотря на широкий круг научной и методической литературы по общей методике культурно-досуговой деятельности, вопросы, касающиеся непосредственно специфики организации анимационных культурно-досуговых программ для детей, изучены недостаточно.
Слово «anima», являясь коренной основой термина «анимация», в буквальном переводе с латинского означает «душа», а глагол «animo» - оживлять, одушевлять. Понятие «анимация», с одной стороны, характеризует цели анимационной деятельности, выявляет ее одухотворяющий, консолидирующий характер, а с другой - обозначает собственно духовный аспект взаимоотношений, наполненных подлинным сочувствием, сопереживанием, содействием в процессе анимационной деятельности, а также определяет психолого-педагогические подходы, основанные на глубинном обращении к высшим духовным ценностям истины, добра, красоты [6, С. 74-76].
Анимация для учреждений санаторно-курортного типа или отель-курорта - это своеобразная услуга, преследующая цель повышения качества обслуживания, и в то же время - это своеобразная форма рекламы, повторного привлечения гостей и их знакомых, тоже преследующая, но уже чисто утилитарную цель - продвижение туристического продукта на рынке для повышения доходности и прибыльности турбизнеса. Туристская анимация – это разновидность туристской деятельности, осуществляемой на туристском предприятии, на транспортном средстве или на месте пребывания туристов, которая вовлекает туристов в разнообразные мероприятия через участие в специально разработанных программах досуга. Другими словами, туристская анимация – это туристская услуга, при оказании которой турист вовлекается в активное действие.
Туристская анимация подразделяется на три основных типа:
1. Анимационные туристские маршруты – целевые туристские поездки ради одной анимационной программы.
2. Дополнительные анимационные услуги в технологических перерывах – программы, предназначенные для «поддержки» основных туристских услуг.
3. Гостиничная анимация – комплексная услуга, основанная на личных человеческих контактах тураниматора с туристом и совместном их участии в развлечениях.
Гостиничная анимация – понятие наиболее узкое из трех рассматриваемых, поскольку предполагает только организацию досуга в местах размещения туристов: туркомплексах, отелях, гостинцах, турбазах и т.п. Иными словами гостиничная анимация – это досуговая деятельность, предлагаемая гостиницами, отелями[5].
В современной педагогической науке применение понятия анимации связано, прежде всего, со вторым аспектом, т.е. используется в основном для характеристики отношений. Типично, к примеру, высказывание французской исследовательницы, теоретика социальной анимации Анн-Мари Гурдон о том, что «смысл слова анимация надо перенести из области метафизики в область общественной психологии. Речь не идет больше об оживлении тела и неживой материи, предмет анимации - оживление отношений между индивидуумами и социальными группами [7].
Подобное определение предложила М. Симоно: «Социокультурная анимация - область общественной жизни, участники которой ставят перед собой целью определенное изменение поведения и межличностных и коллективных отношений путем прямого воздействия на индивидов. Это воздействие осуществляется главным образом посредством разнообразных видов деятельности с помощью педагогики не директивных или активных методов» [2, С. 24].
Социокультурная анимация (animation) - особый вид культурно-досуговой деятельности общественных групп и отдельных индивидов, основанной на современных (педагогических и психологических) гуманистических технологиях преодоления социального и культурного отчуждения [1]. Обобщив теоретические идеи анимации и опыт организации социально- культурной деятельности аниматоров во Франции, Е.Б. Мамбеков дал следующее развернутое определение: «Социокультурная анимация представляет собой часть культурной и воспитательной системы общества и может быть представлена в виде особой модели организации социокультурной деятельности:
– как совокупность элементов (учреждений, государственные органы, организации, добровольные ассоциации, аниматоры, аудитория), находящихся в постоянных отношениях, которые характеризуют эту модель;
– как совокупность занятий, видов деятельности и отношений, которые отвечают интересам, проявляемые личностью в ее культурной жизни и особенно в ее свободное время;
– как своеобразная социально-педагогическая система, в которой ведущую роль играют аниматоры, профессиональные или добровольные, обладающие специальной подготовкой и использующие, как правило, методы активной педагогики» [3, С. 9-10].
Анимационная деятельность - представляет собой целостный процесс взаимодействия аниматоров с людьми в досуговой сфере на основе соединения формального руководства и неформального лидерства специалиста, осуществляющего взаимодействие. В результате такого взаимодействия удовлетворяются релаксационно-оздоровительные, культурно-творческие, образовательные потребности и интересы участников данного процесса, создаются условия для формирования социально - активной личности, способной к преобразованию окружающей действительности и себя в ней.
Анимационная деятельность связана с досугом. К слову «досуг» можно подобрать синоним словосочетания «свободное время». Словарь С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой определяет досуг как «сферу свободного от учения и работы времени» [4]. В энциклопедических словарях даются сходные определения понятию «досуг». Тем самым можно сформулировать общее определение. Досуг - время, свободное от обязательной нормативной деятельности (учения, работы) и занимаемое занятиями по личному усмотрению, добровольному выбору. Досуговое время определяется в рамках суток, путем вычета времени работы, учебы, сна, использованного на самообслуживание и помощь другим. Досуг проводится в активных и пассивных формах. За время досуга человек восстанавливает свои физические и психические силы, развивается по индивидуальной программе, полнее самореализуется, в свободном режиме устанавливает свои отношения с людьми и окружающим миром.
Таким образом, рассмотрев сущность понятия «анимационная деятельность» можно сделать следующий вывод, что данный вид деятельности в целом состоит в создании особых психолого-педагогических условий, способствующих преодолению психологических препятствий к социальному взаимодействию личности. С помощью прямого воздействия на индивида анимационная деятельность удовлетворяет потребности в общении, развлечениях и эмоциональной разрядке. Такой вид деятельности всегда будет вызывать огромный интерес у населения, и будет иметь хороший спрос. Следовательно, появляется необходимость в изучении анимационной деятельности и ее развитии.
Список литературы:
- Ермакова, Е. Е. Анимационный сервис: учеб. пособие / Е. Е. Ермакова; Тюмен. гос. универ.— 2-е изд., испр. и доп. — Тюмень : Тюменского государственного университета, 2016 .—236 с.
- Максютин, Н.Ф. Педагогические ресурсы досуга / Н.Ф. Максютин, Р.Г. Салахудинова. - Казань, 1996.
- Мамбеков, Е.Б. Организация досуга во Франции: анимационная модель : автореф. дис … канд. пед. наук / Е. Б. Мамбеков. – Санкт- Петербург, 1992 - 16 с.
- Ожегова,С.И. Толковый словарь русского языка: С.И. Ожегова ,Н.Ю. Шведовой - Издательство "Азъ", 1992.
- Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
- Ярошенко, Н. Н. Цели социокультурной анимации. Педагогический процесс в вузах культуры и искусства в условиях становления рынка: материалы науч.-методич. конф. / Н. Н. Ярошенко - Барнаул: 1994 - С. 74-76.
- Ярошенко, Н. Н. Социально-культурная анимация: учеб. пособие /Н. Н. Ярошенко; МГУКИ. – Москва: МГУКИ, 2005.- 126 с.
Оставить комментарий