Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 22(150)

Рубрика журнала: Юриспруденция

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4

Библиографическое описание:
Буранбаева А.С. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА КАК ВЫСШАЯ КОНСТИТУЦИОННАЯ ЦЕННОСТЬ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2021. № 22(150). URL: https://sibac.info/journal/student/150/218612 (дата обращения: 19.04.2024).

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА КАК ВЫСШАЯ КОНСТИТУЦИОННАЯ ЦЕННОСТЬ

Буранбаева Айна Саваровна

cтудент 1 курса, юридический факультет, Оренбургский государственный университет,

РФ, г. Оренбург

Джораева Светлана Викторовна

научный руководитель,

канд. филос. наук, доц. кафедры теории государства и права и конституционного права, Оренбургского государственного университета,

РФ, г. Оренбург

Главными и незаменимыми атрибутами правового государства, конституционного строя и гражданского общества в целом являются права и свободы человека и гражданина. Говоря о правах человека, необходимо упомянуть, что в мировом сообществе они опираются на принцип всеобщего уважения, в соответствии с которым признание достоинства, свойственного абсолютно всем людям, а также равных и неотъемлемых прав является фундаментом мира, свободы и справедливости. Мы можем увидеть развитие данного положения в Конституции Российской Федерации (статья 2) – “человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина –обязанность государств.”

В нормативных актах в некоторых случаях упоминается такая категория как “ценность” - что свидетельствует о том, что она носит юридически-определенную оболочку в науке о праве. В Конституции РФ упоминание о ценностях получает чрезвычайную значимость. Ст.2 Конституции РФ, а конкретно положение про то, что права и свободы человека являются высшей ценностью в стране, преследует несколько задач. Для начала, это значит, что осмысление приоритетности прав человека приобрело качество конституционной ценности. Правовая ценность постепенно внедряется в сознание как граждан России, в рамках идеологической функции, так и представителей органов власти, которые обязуются исполнять свои обязанности в соответствии с этой высшей ценностью. Также, само закрепление ее в статье высшего закона страны-Конституции, потворствует росту доверия и уважения по отношению к бесспорно главному документу страны. Являясь высшей конституционной ценностью, права человека образовывают базу ценностного понимания человека, его прав как первоэлемент существования демократического государства и общества.

Условием урегулированием вопросов законодательного обеспечения статуса человека и гражданина в РФ являются принципиальные положения, установленные Конституцией, регулирующие отношения государства к человеку. Исходя из этого, признание прав и свобод человека высшей ценностью служит фундаментальной нормой конституционного строя РФ, благодаря которой может осуществляться правовая защита общества от попыток дискриминации личности, ущемления ее прав, пренебрежения и попирания частных интересов и потребностей людей.

Признание человека высшей ценностью характерно для большей части зафиксированных в Конституции РФ прав и свобод человека и гражданина, даже больше, вместе с основами конституционного строя, они служат охране этих прав и свобод. Для развития демократического общества, улучшения всей системы главных прав и свобод человека, нужным ориентиром является именно принцип признания человека, его прав и свобод высшей ценностью.

Рассмотреть на примере взаимосвязь между определенными правами и свободами человека и гражданина и признанием человека и его прав и свобод высшей ценностью, можно при помощи ст.2 Конституции РФ, которая “негативно” излагает принцип связи человека и государства, т. е. имеет в виду только объект защиты в случае нарушения прав человека, а также с помощью статей Конституции, в которых права человека и гражданина представлены с позитивных позиций (для примера можно взять ст.22 Конституции РФ, где указанно, что каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность). Мы видим эту взаимосвязь также и в нормах Конституции, указывающих нам на объект защиты и являющихся по сути первым шагом к конкретизации положения человека и гражданина в обществе и государстве. Благодаря ей становиться возможным закрепление равноправие граждан в конституции РФ. В связи со всем вышесказанном можно прийти вывод, что принцип признания человека, его прав и свобод высшей ценностью тесно связан с нормами Конституции РФ об основных правах и свободах человека и гражданина. Внесение в данные нормы изменений, противоречащих этому принципу недопустимо.

Демократически конституированное общество осознано ставит защиту человека как высшей ценности как свой долг. Благодаря этому, становится возможно миновать подобные явления как преувеличение роли государства и коллектива, т. е. господства тоталитаризма. Если общество не способно признавать ценность каждого некоторого индивида и действовать в согласовании с этим, тогда нельзя и говорить о настоящем демократическом государстве. Признание ценности государства либо же хоть какой иной организации при непризнании высшей ценности человека и гражданина является ошибкой, так как авторитет страны и любой другой организации в демократическом обществе, по своей природе вторичен.

Повторим, что обязанностью государства является защита человека, его прав и свобод от посягательства со стороны общества, а зачастую некоторых групп, пользующихся политическим влиянием. Государство должно защищать человека как данность, не используя его для формирования надуманных идеалов.

Как верно утверждает Б.С. Эбзеев, “права человека адекватны всякому демократически организованному обществу, и государство, претендующее на то, чтобы называться правовым, не вправе, а обязано в своем законодательстве предусмотреть и реально гарантировать юридическими и иными средствами эти права, которые в силу конституционного закрепления приобретают характер субъективных юридических прав”. Также он подчеркивает, что в словосочетании “права человека” в Конституции вкладывается следующий смысл: ”права человека – это, в отличии от отраслевых прав, есть конституционные права, которые предопределяют смысл и содержание отраслевых прав. Наконец, права человека – это такие права, которые принадлежат всякому человеку независимо от его гражданской принадлежности, т. е. гражданам, иностранцам, лицам без гражданства”. Права человека - это такие права, в отличии от преимуществ, которые распределяются в соответствии с сословной принадлежностью, принадлежат каждому индивиду как члену гражданской общественности.

Права человека - это не только совокупность политических, гражданских, экономических, социальных и культурных прав, но и естественные права человека, основой которых является свобода и равенство. В понятии личности находятся начала не только притязания на равенство и свободу, но и обязанность солидарности и единства с другими. “Из понятия личности вытекают не только ее притязания, но и ее обязанности. Входя в общение с себе подобными, личность не может отрицать их прав иначе, как отрицая свою собственную сущность и свои права; отсюда и рождается обязанность взаимного признания”.

Для претворения в жизнь принципа признания человека, его прав и свобод высшей ценностью принципиальное значение имеют социальные функции этого человека, его ответственность перед страной, обществом и конкретными людьми. Только в этом случае принцип признания человека высшей ценностью может равномерно распространен на всех членов общества. Для признания человеком своих прав и свобод, необходимо признавать права и свободы друг членов общества.

В Конституции РФ, именно личность выдвигается на первый план в понимании взаимоотношений между государством и личностью. Обязанностью государства является защита личности. “Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина-обязанность государства” (ст.2 Конституции РФ).

Исходя из ст.2 Конституции РФ, можно сделать вывод, что положение о человеке как высшей ценности, установлено для государства, а значит и для всех органов государственной власти и их должностных лиц. В юридическом значении признание означает закрепление в нормативных актах всех прав и свобод человека, в том объеме, в котором они предусмотрены межгосударственными правовыми эталонами и обусловленными естественным нравом основных прав и свобод. Прежде всего, соблюдение прав и свобод требует от государства и его органов и должностных лиц создавать фактические и юридические условия для реализации прав и свобод, а также избегать любых действий, нарушающих или ограничивающих права и свободы.

Традиционно права и свободы делятся на три группы:

1) личные;

2) политические;

3) экономические, социальные и культурные.

Также, отдельно можно выделить конституционные гарантии прав и свобод, объединенные профессором С.А. Авакьяном в четвертую группу прав и свобод человека и гражданина, и по его предложению именованную “права по защите других прав и свобод”.  В Конституции РФ разграничение прав и свобод на группы не делается, но в изложении видна сгруппированность прав по обозначенным основаниям. Можно отметить, что систематизация условна, в связи с тем, что некоторые права можно отнести к нескольким группам. К примеру, свобода слова в равной мере может быть отнесена как к политическим, так и к личным правам. Любая классификация носит условный характер, так как все права и свободы взаимосвязаны и неделимы.

 

Список литературы:

  1. Всеобщая декларация прав человека: принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (Ш) от 10 декабря 1948 г. // Российская газета. 1998. 10 дек.
  2. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г // Российская газета. 1993. 25 декабря. С изменениями от 21 июля 2014 г. // Собрание законодательства РФ. 2014. № 231. Ст. 4398.
  3. Моршакова Т.Г. Права человека буквально по Жванецкому // Известия. 2002. 10 декабря; Рудинский Ф.М. Гражданские права человек: общетеоретические вопросы // Право и жизнь. 2000. № 31.
  4. Нерсесян В.С. Право и правовой закон / под ред. В.В. Лапаевой. М.: Норма, 2009. С, 151.
  5. Новгородцев П.Н. Об общественном идеале. М., 1991. С. 111.
  6. Оршунова Е.Н. Международная защита прав женщин. М.: Международные отношения. 1975. С.14.
  7. Эбзеев Б.С. Государство, гражданское общество и защита прав человек. Круглый стол // государство и право. 1994. № 10. С. 109.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.