Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 15(15)

Рубрика журнала: История

Скачать книгу(-и): скачать журнал

Библиографическое описание:
Пчелинцев В.С. ТЕРСКОЕ КАЗАЧЕСТВО ВО ВНЕШНИХ ВОЙНАХ РОССИИ КОНЦА XVIII -СЕРЕДИНЫ XIX ВВ. // Студенческий: электрон. научн. журн. 2017. № 15(15). URL: https://sibac.info/journal/student/15/83450 (дата обращения: 06.01.2025).

ТЕРСКОЕ КАЗАЧЕСТВО ВО ВНЕШНИХ ВОЙНАХ РОССИИ КОНЦА XVIII -СЕРЕДИНЫ XIX ВВ.

Пчелинцев Владимир Сергеевич

магистрант, исторический факультет, Армавирский Государственный Педагогический Университет,

РФ, г. Армавир

Аннотация

С петровских времен терское казачество стали активно привлекать к военной службе под российскими знаменами. По первому зову российского правительства казачество отправляло свои войска для защиты интересов России. Являясь своеобразным заслоном, прикрывающим границы, они принимали самое активнейшее участие не только в локальных конфликтах, но и во внешнеполитических событиях на стороне Российской Империи с ее южными соседями. Данная статья рассказывает о наиболее значимых событиях, в которых участвовали терские казаки в периоде с конца XVIII до середины XIX вв.

Ключевые слова: Терские казаки, Линейцы, Турция, Анапа, война и т.д.

 

Столкновение с терских казаков с вражескими войсками в конце XVIII – первой половине XIX вв. происходило неоднократно. Они участвовали в Персидском походе Петра I, штурмовали Анапу, воевали в Крымскую войну и в войну 1877-78 гг. Во всех этих конфликтах, казаки служили в передовых частях Российской армии.

Оттоманская Порта в 1787 году, опираясь на поддержку европейских держав, потребовала восстановления зависимости Крымского ханства и Грузии. В августе 1787 года Турция, в ответ на отказ, объявила войну Российской империи [1, с.180].

Наиболее ярко в этом конфликте, проявили себя терцы в походе на Анапу. Стоит отметить, что Построенная в 1781 г. французскими инженерами по всем правилам фортификационной техники [2, с.705], крепость Анапа, на тот момент, являла собой столп турецкого военного могущества на Кавказе. Генерал-поручику Бибикову, предстояло возглавить поход на Анапу 1790 г. Поход выдался крайне неудачным для российской армии: осада не только не привела к взятию крепости, но Бибиков, едва не потерял свой отряд от голода и холодов. Сильные морозы не способствовали удачной компании, Бибиков допустил роковой просчет в выборе времени для похода на неприятеля. Всего в походе приняли участие 14 батальонов пехоты, шесть эскадронов кавалерии, две пешие батареи и десять сотен Донских и Уральских, две сотни Волжских и две сотни Хоперских казаков. Остальные Линейные казаки - Моздокские, Гребенские и Терские были задействованы в охране левого фланга [3, с. 332].

После 42-дневного марша русские войска подошли к Анапе в крайне истощенном состоянии из-за усилившихся болезней и голода. 24 марта турки и горцы атаковали русский лагерь с двух сторон, но были вынуждены бежать, а казаки преследовали бегущих до ворот Анапы [4, с. 174].

Бибиков не удовольствовался этим успехом и приказал пехоте идти на приступ, но встречный артиллерийский огонь нанес тяжелое поражение русским войскам. Собранный военный совет решил единогласно начать отступление, приняв во внимание голод и недостаток боеприпасов.

Волжские казаки, перенесли с мужеством тяжелый поход; из двух сотен человек двое были убиты, два утонули, а остальные 195 человек вернулись на Родину. Страдания участников похода были оценены, и им пожалована специально выбитая серебряная медаль с надписью «За усердие» [5, с.264].

Следующий поход на Анапу 1791 г. был более успешен: крепость была взята отрядом русских войск под командованием генерал-поручика И.В. Гудовича.

В отряд были вызваны: Волжский казачий полк в составе порядка 350 человек, 350 Гребенцов и 150 Терско-Семейных казаков, а Моздокский полк остался в родных местах для охраны станиц. Всего, в распоряжении Гудовича находилось примерно 12 тысяч пехоты и конницы при 35 орудиях. 9 июня войска подошли к Анапе, а уже 11 июня Гребенские и Волжские казаки с подоспевшим Хоперским полком, отразили попытку нескольких тысяч черкес прорваться к городу. Черкесы были рассеяны и вынуждены были вернуться в горы [6, с. 21].

Из донесения Гудовича можно судить о потерях, так упоминается, что в Волжском полку ранен казак вместе с лошадью, а у Гребенцов ранена одна казачья лошадь [7, с. 382].

В ночь с 21 на 22 июня начался штурм Анапы, который продолжался более пяти часов и завершился появлением на стенах крепости русских знамен. Командующий неприятельскими войсками Мустафа-паша, был пленен с оставшимися оборонцами.

Непосредственно в бою за Анапу, наряду с сотней Донских казаков от терского войска участвовали: 200 спешенных казаков Волжского полка и 200 Хоперцев. Под предводительством генерал-майора Шица, они находились в составе одного из крыльев атаки, целью которого ставилось проникновение в город, путем захвата северо-восточного бастиона, для соединения с основными силами; пока все остальные Линейные казаки находились в колонне, заслонявшей крепость от горского ополчения, которое предпринимало безуспешные ударить в тыл российских войск. В своем рапорте Гудович отмечает, что даже в самых тяжелых схватках Гребенские и Терские казаки не отступили ни на шаг. Особенно отмечает храбрость и умение вести огонь Гребенцов, называя их конными егерями [8, с.156].

Подписание Ясского мирного договора в 1791 г.,  поставило точку в русско-турецкой войне, согласно которому, России отошел Крым, а восточные районы Грузии признавались сферой влияния Российской Империи. Но все же не обошлось и без уступок: Анапу пришлось оставить за Турцией [9, с. 43].

В 1795 г. разразилась война с Персией, военные действия которой начались на Восточном Кавказе. Поводом послужило вторжение персидского шаха Ага-Магомет-хана в Грузию, находившейся под протекторатом России. Екатерина II вынуждена была реагировать на разорение Грузии и принять меры к ее защите и обеспечению своих интересов в регионе [10, с. 206].

Для этого в начале 1796 г. к Кизляру была переброшена группировка войск, с целью создания объединенного корпуса для боевых действий. Возглавить поход был назначен генерал-поручик граф В. А. Зубов. 18 апреля войска объединенного корпуса двинулись в Дагестан.

Из воспоминаний одного из очевидцев тех событий, следует, что 2 мая 1796г. русские войска достигли стен Дербента, а следовавшие в авангарде три казачьих полка: Гребенской, Волжский и Моздокский первыми столкнулись с неприятелем. Завязалась ожесточенная перестрелка, в которой отлично себя проявили Гребенцы и Волжцы: « Видя безуспешность стрельбы, они быстро спешились и с такой отвагой бросились в кинжалы и шашки, что выбили неприятеля из всех его укрытий, а подоспевший батальон егерей довершил его поражение» [11, с. 97]. 10 мая после недельной осады Каспийский корпус покорил Дербент. Этим, увы, практически ограничивается информация о непосредственном участии Терских казаков в этом конфликте, стоит лишь упомянуть, что вслед за боем у Дербента казаки участвовали во взятии Кубы и Баку, на это указывает любопытный факт, описанный выдающимся историком терского казачества В.А. Потто. Направляясь к Баку, русским войскам предстояло переправиться через бурный Самур, течение которого было крайне опасным. Линейные казаки первыми вошли в реку и благополучно достигли противоположного берега, но казакам пришлось вторично переезжать Самур ниже по течению, чтобы перехватывать и спасать тех, которые, будучи сбиты с ног, уносились течением, этим самоотверженным поступком Линейцы спасли немало людей [12, с. 360].

В результате успешных военных действий были заняты Дербентское, Кубинское, Бакинское, Казикумыкское, Ширванское, Шекинское и Карабахское ханства – дорога на столицу Персии была открыта, а весь берег Каспийского моря контролировался русскими войсками [13, с. 85].

В связи с кончиной Екатерины II в декабре 1796 г., был окончен Персидский поход, результатом которого стал возврат персидскому шаху всех завоеванных земель.

Следующее русско-турецкое противостояние 1828 - 1829 гг., застало терских казаков в составе армии фельдмаршала И. Ф. Паскевича в Закавказье [14, с.7]. В июне 1828 г. во время осады русскими войсками турецкой крепости Карс отличились Линейцы. Во время усиленной разведки крепости, два казачьих орудия смогли подавить крепостную батарею из шести орудий.

В том же году казачья батарея отличилась уже при штурме Ахалциха, когда поддерживала огнем солдат Ширванского полка, стреляя через головы наступавших, что говорит о точности ведения огня и служит наглядной характеристикой боевых качеств казачества.

В бою у деревни Катанлы в 1829 г., когда турецкая армия потеряла 30 тысячный корпус, терские казаки были отправлены в поддержку отделения, наносившего удар по силам Гакки-паши, спешившего с подкреплением на помощь главным силам с дивизией в 20-тысяч турок. В частности, сборному Линейному казачьему полку под командованием Верзилина удалось в упорном бою уничтожить не менее 200 турок и около сотни человек взять в плен [15, с.120]. Особо отличились урядники горского казачьего полка Венеровский и Атарщиков, захватившие в плен самого турецкого пашу. В июне 1829 г. был взят Эрзерум и основные войска были направлены к Байбурту. Боями под Байбуртом, которые примечательны действиями сотника Волжского полка Чуксеева, отбившего турецкое знамя, закончились военные действия на Кавказском театре [16, с. 98].

А уже 2 сентября в Адрианополе был заключен мир. За храбрость и отвагу, проявленную терскими казаками на войне, сборные линейные полки были пожалованы знаменами с надписью «За отличие в Турецкую войну».

Следующее противоборство терских казаков с турками пришлось на годы Крымской войны 1853 -1854 гг. и происходило в Закавказском театре боевых действий.

Русская армия в целом, и на Кавказе в частности, не была готова к предстоящей войне. Но на помощь не в первый раз пришли феноменальные героизм и мужество. 19 ноября 1853 г. под Александрополем произошло столкновение 10-ти тысячного отряда русских войск, в состав которого входило 14 сотен казаков, со всей турецкой 36-тысячной Анатолийской армией.

Турецкий командующий Ахмед-паша, держа в уме расклад сил, никак не ожидал, что русские войска осмелятся атаковать в разы превосходящего их противника. Увидев, что русские войска переходят в наступление против его армии, он дал указ готовить веревки, чтобы связывать плененных русских генералов. Явно недооценив противника, с музыкой и барабанным боем турецкие войска заняли довольно сильную позицию у местечка Баш-Кадыклар.

Однако решительное наступление гренадерской бригады в штыки и смелые действия конницы склонили победу на сторону России. На левом фланге наступавших войск вместе с Нижегородскими драгунами, были развернуты и казачьи сотни. Они во многом определили исход сражения.

Конница под руководством генерала Багговута, в состав которой входило 9 сотен Линейцев, атаковала обходившие с фланга массы турецкой кавалерии и курдов. Под сильным напором конницы турки вынуждены были отступать, а Линейцы воспользовались ситуацией и преследовали неприятеля, пока не оказались в тылу у врага. Не дрогнув, казаки кинулись в шашки, за ними пошли Нижегородские драгуны, и правый фланг турок был полностью смят. Главная турецкая батарея в 20 орудий досталась победителям. Турки были совершенно разбиты, потеряв лагерь, весь обоз, 24 орудия и около 6000 человек; российские потери составили 1243 человека. Последствия Баш-Кадыкларской победы были громадны; для населения Кавказа это был сигнал, символизировавший прочность власти и силу русского оружия: готовившееся в крае восстание сразу затихло [17, с. 166].

В ходе той же войны, казачья конница была еще раз успешно использована для маневра, с целью обхода турецких сил. 24 июля 1854 г. во время сражения при Кюрюк-Дара, казаки атаковали обходившую русский отряд турецкую конницу. Три сотни полка Скобелева, полк полковника Камкова, три сотни донских казаков, при поддержке Тверских драгун, рассеяли надвигающуюся турецкую конницу. Линейцы Скобелева, также атаковали дивизион конной артиллерии и захватили у противника три орудия. Проиграв сражение, турки отступили в Карс, потеряв в бою 15 орудий, 26 знамен и до 10 000 человек [18, с. 177-201].

С 1 августа 1855 г. военные действия развернулись под крепостью Карс, но недостаток сил и средств, препятствовал установлению полной блокады, и над крепостью было установлено лишь строгое наблюдение, причем русская конница перехватывала все дороги к Карсу. Особенно лихое дело имели 30 августа при Пеняке терцы, захватившие транспорт с продовольствием для Карса, отрядного начальника Али-пашу и 4 орудия.

12 ноября сдался Карс, а вместе с ним капитулировала остатки 30-ти тысячной турецкой анатолийской армии вместе с ее главнокомандующим Вассиф-пашей [19, с. 152-153].

Однако, невзирая на блестящие успехи на кавказском фронте, война в целом складывалась неудачно для России. Падение Севастополя привело к тому, что согласно мирному договору, кроме других тяжелых уступок, Россия обязывалась вернуть Турции все занятые у нее области.

Резюмируя, стоит отметить, что Терское казачество, хотя и не являлось основной, и пожалуй, определяющей силой в схватках с неприятелем, тем не менее не раз вносило весомый вклад в победу русского оружия во многих сражениях. С конца XVIII и до середины XIX века участие терского казачества ограничивалось кавказским регионом боевых действий и количественно не самым большим составом, но с течением времени, участие Терцев пусть и не целым войском, а в общем составе русской конницы, не только не уменьшалось, а пожалуй и увеличивалось, что говорит о том, что Терское казачество являлось одной из опор русской конницы.

Рассмотрев боевые страницы терского казачества, можно наглядно убедиться в том, насколько яркой и выдающейся славой покрыли себя Терцы; славой, которая не должна забываться, а в рамках патриотического воспитания является обязательной для воспитания молодежи.

 

Список литературы:

  1. Созаев Э.Б., Махов С.П. Все переломные сражения парусного флота. От Великой Армады до Трафальгара, М.: ЭКСМО, 2012. 180 с.
  2. Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А. Ефрона. Том IА (1890-1900), СПб.: Семеновская типолитография, 1890. 705 с.
  3. Потто В.А. Два века терского казачества, Владикавказ: Типография Терского Областного Правления, 1912. 332 с.
  4. Потто В.А. Кавказская война в отдельных очерках, эпизодах, легендах и биографиях. Том 1-й. От древнейших времен до Ермолова,  СПб.: Тип. Е. Евдокимова, 1887. 174 с.
  5. Дубровин Н.Ф. История войны и владычества русских на Кавказе.  Том II, СПб.: Тип. И. Н. Скороходова, 1886. 264 с.
  6. Веселовский Н. И. Военно-исторический очерк города Анапы , СПб.: Макет, 1995. 21 с.
  7. Кавказский сборник. Том XVIII VI. Материалы для истории Северного Кавказа 1787—1792 гг. (продолжение), Тифлис, 1879. 382 с.
  8. Караулов М.А. Терское казачество. М.: Вече, 2008. 156 с.
  9. Юзефович Т. Договоры России с Востоком политические и торговые, СПб.: Тип. О.И. Бакста, 1869. 43 с.
  10.  Хронологический указатель военных действий русской армии и флота. Том I (1801-1825 гг. ), СПб.: Тип. Бережливость, 1908. 206 с.
  11.  Калинин Б.А. Казачество на Северном Кавказе: история и культура // Учебное пособие. Ставрополь: Ком. Ставропольского края по делам национальностей и казачества. 2011. 97 с.
  12.  Потто В.А. Два века терского казачества, Владикавказ: Типография Терского Областного Правления, 1912. 360 с.
  13.  Эсадзе Б.С. Памятка Гребенца, СПб.: Тип. П.Усова, 1916. 85 с.
  14.  Энциклопедия военных и морских наук // Под ред. Леера Г. А. Том VII. Русско-турецкая война 1828-29 г., СПб.: тип. В. Безобразова и Комп., 1895. 7 с.
  15.  Ушаков Н. И. История военных действий в Азиатской Турции в 1828 и 1829 годах: в 2 частях, Том II, СПб.: Тип. Эдуарда Праца и К°, 1836. 120 с.
  16.  Калинин Б.А. Казачество на Северном Кавказе: история и культура // Учебное пособие. Ставрополь: Ком. Ставропольского края по делам национальностей и казачества. 2011. 98 с.
  17.  Караулов М.А. Терское казачество. М.: Вече, 2008. 166 с.
  18.  Письма генерала Н. С. Гонецкого с Кавказа (1854 г.) // Звезда. 2003. № 8. 177-201 с.
  19.  Керсновский А. А. История русской армии в 4-х томах, М.: Голос, 1992-1994.152-153 с.

Оставить комментарий