Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 21(149)

Рубрика журнала: Юриспруденция

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5

Библиографическое описание:
Соломинская Е.В. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2021. № 21(149). URL: https://sibac.info/journal/student/149/217552 (дата обращения: 20.04.2024).

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Соломинская Елена Васильевна

магистрант, Московский университет им. С.Ю. Витте,

РФ, г. Москва

Слюсаренко Татьяна Валерьевна

научный руководитель,

канд. юрид. наук, доц., Московский университет им. С.Ю. Витте,

РФ, г. Москва

Местное самоуправление в Российской Федерации (далее - МСУ), выражая собой форму самостоятельной реализации власти народом, основывается на совокупность фундаментальных принципов. Одним из таких принципов является ответственность органов и должностных лиц МСУ перед государством, населением, а также участниками предпринимательской деятельности. Помимо традиционных видов ответственности, субъекты общественных отношений, связанных с реализацией полномочий органов государственной власти и МСУ могут быть привлечены к специальным видам юридической ответственности – государственно-правовой и муниципально-правовой. [6]

Вопросы, связанные с привлечением к юридической ответственности органов и должностных лиц МСУ, представляются весьма многогранными, поскольку включают множество подходов к классификации и разграничению видов данной ответственности, а также, совокупность признаков, характеризующих объективную сторону нарушений, являющихся основанием для ее наступления.

Принимая во внимание вышеизложенное, представляется целесообразным дать общее понятие юридической ответственности органов и должностных лиц МСУ – это установленная на нормативно-правовом уровне, гарантированная инструментами государственного принуждения юридическая обязанность субъектов МСУ, состоящая в соблюдении и исполнении требований законодательства, а также, в претерпевании негативных последствий при их нарушении.

Сегодня существует достаточно много нерешенных вопросов, которые связанны со степенью самостоятельности муниципально-правовой ответственности в системе юридической ответственности, а также с установлением оснований для привлечения к муниципально-правовой ответственности. В связи с этим, подробное изучение данной категории муниципального права представляется крайне актуальным.

Сам термин «муниципально-правовая ответственность» не является законодательным, поэтому, для его правильного понимания, необходимо обратиться к правовой доктрине. Так, И.А. Алексеев, определяет муниципально-правовую ответственность в качестве самостоятельного вида юридической ответственности, предусмотренной за совершения нарушения норм муниципального права, обеспеченной специальным набором юридических инструментов, цель которой, в первую очередь, состоит в достижении баланса между интересами граждан и государства. [5] Представляется, что такое определение наиболее полно отражает суть рассматриваемого правового явления и не сводится исключительно к неблагоприятным правовым последствиям.

Самостоятельность и институциональность муниципально-правовой ответственности сформировались после принятия Конституции РФ. [1] Специальная норма, раскрывающая критерии такой ответственности, закреплена в ст. 70 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ (далее – ФЗ № 131). [3] Основания и порядок привлечения регламентируется в нормах ст.ст. 72-74.1 ФЗ № 131. Перечень оснований наступления данной ответственности является исчерпывающим и связан с нарушением нормативных актов, а также, с ненадлежащим осуществлением должностным лицом своих обязанностей. Помимо этого, муниципально-правовая ответственность отражена в различных официальных документах субъектов РФ.

Несмотря на наличие нормативной основы муниципально-правовой ответственности, следует заключить, что она не представляет собой единой системы, обеспечивающей эффективное функционирование рассматриваемого института. В связи с этим возникают теоретические и практические проблемы в области ответственности МСУ. [7] В теории права является дискуссионным соотношение муниципально-правовой ответственности с иными видами ответственности. [8]

Ответственность органов и должностных лиц МСУ перед населением по своей сущности представляет политико-юридическую ответственность перед избирателями со стороны избранных ими лиц и может быть применена посредством их отзыва на основании утраты доверия. Устав муниципального образования, а также законы субъектов предусматривают порядок и иные вопросы такого вида процедуры. Ответственность перед физическими и юридическими лицами наступает согласно как федеральному, так и региональному законодательству, а также муниципальным нормативно-правовым актам. Нарушение, неисполнение конституционных прав и свобод человека и гражданина органами и должностными лицами МСУ, влечет применение к нарушителям мер юридической ответственности. Иные, возникшие в данной сфере, трудности урегулированы нормами гражданского законодательства и могут быть разрешены в судебном порядке.

Наступление такого вида юридической ответственности, как дисциплинарная ответственность в системе осуществления МСУ связано с несоблюдением или же ненадлежащим исполнением муниципальным служащим возложенных на него соответствующим законодательством обязанностей по его вине. [4] Процедура применения, а также снятия дисциплинарных взысканий определяется в соответствии с Трудовым Кодексом РФ. [2] Подобная особенность характеризует своеобразие и отличие дисциплинарной ответственности в системе МСУ от дисциплинарной ответственности государственных служащих. Также, трудовое законодательство допускает привлечение муниципального служащего и к материальной ответственности, которая, по своей сути, состоит в том, что виновный служащий обязан возместить причиненный вред. Стоит отметить, что такая ответственность, в свою очередь, не устраняет возможности одновременного привлечения виновного лица еще и к дисциплинарной ответственности. К полной материальной ответственности муниципального служащего можно привлечь только в соответствии с решением суда.

Рассматриваемые виды ответственности наиболее выраженно подчеркивают принцип взаимных обязанностей, возникающих между государством и органами местного самоуправления.

Обращаясь к исследованию проблем в сфере муниципально-правовой ответственности, следует в первую очередь назвать проблемы федерального законодательства, связанные с нечетким определением оснований для привлечения к данному виду ответственности.

Согласно ст. 73 №131-ФЗ в случае, если представительным органом муниципального образования принят нормативный правовой акт, противоречащий Конституции РФ, ФКЗ, ФЗ, конституции или уставу, законам субъекта РФ, уставу муниципального образования, то законодательный орган подлежит роспуску. Однако если представительный орган МСУ издаст правовой акт, не носящий нормативного характера, то данный правовой механизм не будет действовать. Это обстоятельство является нелогичным, в виду того, что ненормативный правовой акт так же как акт противоречащий законодательству РФ, будет нарушать права и свободы граждан. Поэтому полагаем, что принятие ненормативного правового акта должно являться основанием для привлечения представительного органа местного самоуправления к соответствующему виду муниципальной ответственности.

Более того, возникают сложности с процедурой отзыва депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления. В соответствии с п. 2 ст. 24 ФЗ № 131 такие лица считаются отозванными, если в пользу данного решения проголосовало не менее половины избирателей. Отталкиваясь от данной нормы права, можно говорить о том, что происходит разрушение важнейшего представительного института демократии - выборов. Поэтому, представляется логичным, что отзыв считается легитимным лишь в том случае, когда за него проголосовало не меньшее число граждан, чем то, которым данное лицо избиралось, с целью сохранения значения волеизъявления избирателей.

Также несовершенство правового регулирования присутствуют и в процессе отрешения от должности главы муниципального образования или главы местной администрации. Так, ст. 74 №131-ФЗ указывает на то, что основанием для отрешения от должности главы местного самоуправления является издание нормативного правового акта, противоречащего российскому законодательству. При этом, за должностным лицом остается право на принятие мер по устранению причин и условий правонарушения, а также его последствий в течении установленного срока. Однако, по нашему мнению, должностное лицо, которое допустило такого рода нарушение, должно признаваться несоответствующим занимаемой должности, даже если им было исполнено судебное решение.

Помимо этого, такой вид муниципально-правовой ответственности, как удаление главы муниципального образования имеет не полное правовое регулирование с позиции юридической процедуры. В ФЗ № 131 не зафиксирована форма уведомления главы муниципального образования о выдвижении инициативы высшего должностного лица субъекта РФ о его удалении в отставку, а также выражения мнения высшего должностного лица субъекта РФ. Представляется, что такое уведомление должно быть выражено в процессуальной форме, чтобы данное действие считались юридическим фактом, наличие которого было бы возможно использовать в судебной процедуре.

Для решения рассмотренных проблем следует установить место и роль в теории права муниципально-правовой ответственности как независимого вида юридической ответственности. Кроме этого, требуется устранить ряд неточностей в отечественном законодательстве о муниципальной ответственности с помощью закрепления оснований для применения санкции за издание ненормативного правового акта законодательного органа МСУ, изменения требований к голосованию в МСУ относительно числа избирателей, установления ответственности главы МСУ за издание несоответствующих российскому законодательству независимо от факта неисполнения судебного решения, а также с помощью уточнения правовой процедуры по уведомлению об удалении главы муниципального образования и выражению мнения высшего должностного лица субъекта РФ.

Принимая во внимание вышеизложенное, считаем, что для наиболее полной реализации муниципально-правовой ответственности необходимо решить ряд проблем теоретического и практического характера. Только в таком случае институт муниципально-правовой ответственности будет способствовать охране правопорядка и развитию РФ как демократического государства.

 

Список литературы:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс] // Доступ: СПС «Консультант Плюс Проф» (Дата обращения: 20.05.2021).
  2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 30.04.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2021) [Электронный ресурс] // Доступ: СПС «Консультант Плюс Проф» (Дата обращения: 24.05.2021).
  3. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ (ред. 22.12.2020) [Электронный ресурс] // Доступ: СПС «Консультант Плюс Проф» (Дата обращения: 22.05.2021).
  4. О муниципальной службе в Российской Федерации: Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ (ред. от 27.10.2020) [Электронный ресурс] // Доступ: СПС «Консультант Плюс Проф» (Дата обращения: 19.05.2021).
  5. Алексеев И.А. Содержание и виды муниципально-правовой ответственности // Журнал российского права. 2006. № 9. С. 57 - 71.
  6. Дергабузова Е.Ю. Классификация ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления // Студенческий вестник. 2020. № 10-1 (108). С. 71-73.
  7. Степанова К.А. Проблемы привлечения должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления к юридической ответственности // Студенческая наука и XXI век. 2020. Т. 17. № 1-2 (19). С. 506-508.
  8. Филиппова А.В. Границы муниципально-правовой ответственности как самостоятельного вида юридической ответственности // Государственная власть и местное самоуправление. 2018. № 11. С. 30-35.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.