Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 21(149)

Рубрика журнала: Психология

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5

Библиографическое описание:
Понамарева С.С. ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ У ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ТАНЦАМИ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2021. № 21(149). URL: https://sibac.info/journal/student/149/217426 (дата обращения: 25.04.2024).

ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ У ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ТАНЦАМИ

Понамарева Софья Сергеевна

студент, кафедра Клинической психологии, Тихоокеанский государственный медицинский университет,

РФ, г. Владивосток

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассмотрены особенности гендерной идентичности у юношей и девушек, которые занимаются такими современными стиля танца как хип-хоп (hip-hop) и вог (vogue). Так же, изложены результаты о различиях и сходствах гендерной идентичности у девушек и юношей данных танцевальных направлений.

 

Ключевые слова: идентичность, гендерная идентичность, личностные особенности, танцы.

 

Актуальность исследования. Танец всегда был эффективным способом самовыражения, а в современном мире эта сфера становится всё более развитой и появляется много новых танцевальных направлений, среди которых есть более женственные и более мужественные танцы. Молодые люди могут выбрать для себя подходящий стиль, который наилучшим образом поможет им показать себя и свою личность. Изучение гендерной идентичности само по себе является одной из актуальных задач современной психологии в связи с изменениями представлений о норме и патологии. Отсутствие научных публикации на тему изучения гендерной идентичности у юношей и девушек, занимающихся танцами, а также потребность в уточнении феномена гендерной идентичности на современном этапе развития психологической науки доказывают актуальность выбранной темы.

Практическая значимость. В дальнейшем, полученные результаты исследования гендерной идентичности юношей и девушек, занимающихся танцами, могут помочь в расширении представлений о личности танцора, а также в расширении знаний о возможностях использования танца в терапевтических и коррекционных целях.

В классическом понимании идентичность рассматривается как элемент Я-концепции, отвечающий за целостность и самотождественность личности. Начиная с концепции Э. Эриксона, получила признание идея о множественности «Я», и, соответственно, возник вопрос о структуре и компонентах идентичности. Э. Эриксон выделял в структуре идентичности два взаимосвязанных компонента: личностную (персональную) и социальную идентичность. Подобная модель идентичности, конкретизируемая в работах А. Тэшфе-ла, Дж. Тернера, Р. Брауна и др., до сих пор является базовой для большинства исследований, в которых идентичность может изучаться как с позиции психологии личности, так и в рамках социальной психологии [8].

Понятие «гендерная идентичность» введено Дж. Мани в 1955 г. для описания внутреннего состояния личности с точки зрения ощущения себя представителем определенного пола, а также для подтверждения значения социально-культурных факторов в формировании психологического пола [2].

Введение термина «гендерная идентичность», по мнению С.В. Бадмаевой, В.В. Дудукалова, М.А. Радзивиловой и др., было обусловлено попыткой ученых отделить пол биологический от пола социального [1].

Гендерная идентичность, как ее определял И.С. Кон, — это «базовое, фундаментальное чувство своей принадлежности к определенному полу, осознание себя мужчиной, женщиной или существом какого-то другого, "промежуточного", или "третьего", пола. Гендерная идентичность не дается индивиду автоматически, при рождении, а вырабатывается в результате сложного взаимодействия его природных задатков и соответствующей социализации, "типизации" или "кодирования", причем активным участником этого процесса является сам субъект, который принимает или отвергает предлагаемые ему роли и модели поведения» [6].

Практическим воплощением гендерной идентичности традиционно становились концепции маскулинности-фемининности (некоторые авторы даже ставят знак равенства между понятиями М/Ф и гендерной идентичностью или употребляют понятие «полоролевая идентичность», что, безусловно, неверно).

Гендерные роли и нормы не имеют универсального содержания и значительно различаются в разных обществах. В этом смысле быть мужчиной или женщиной означает вовсе не обладание определенными биологическими качествами, а выполнение предписанной гендерной роли и соответствие определенным стандартам. Нарушение предписаний, даже касающихся внешнего вида человека того или иного пола, воспринимается как вызов (многие русские курсистки в конце позапрошлого века коротко стригли волосы, а суфражистки носили брюки, выражая и таким образом свои требования на равные с мужчинами права). За нарушение гендерных предписаний общество «наказывает» людей. Например, ярлыки «мужеподобная женщина» или «мужик, а ведет себя, как баба» весьма болезненно переживаются людьми и могут вызывать не только стрессы, но и различные виды психических расстройств [4].

В русский язык слово танец вошло в XVII в. До тех пор употреблялось общеславянское - пляска, и только в начале XVIII в. "танец" впервые появляется в словарях русского языка. С конца XIX в. танец и пляска употребляются как синонимы. Проникнув в русский язык, слово танец стало более популярным и все чаще употребляемым по сравнению со словом пляска [7].

В процессе танца, бессознательное даёт возможность увидеть окружающим различные глубинные личностные особенности танцора. Личностные особенности - это внутренние и глубинные особенности людей. К ним относят те внутренние особенности, которые кажутся более стабильными (долговременными) и влияющими на все другие особенности человека [3].

Лысакова А.Н. и Новицкая М.С. в своём исследовании выделяют личностные качества танцоров такие как: решительность, смелость, ответственность, уверенность в себе, в партнере, тренере, дисциплинированность, стремление к успеху. Безусловно, для достижения успеха танцор должен обладать такими психическими качествами, как «чувство ритма», хорошая двигательная память, развитое переключение внимания, сформированный социальный интеллект, точная пространственно-временная ориентировка, оперативное мышление, высокая психофизиологическая готовность перед выходом на сцену.

В танцах эффективность деятельности непосредственно зависит от уровня развития психомоторных, сенсомоторных качеств, психической (эмоциональной устойчивости), способности к саморегуляции на непроизвольном и произвольном уровнях. Для танцоров важна способность сохранять отчетливое восприятие различных компонентов движения при высоких нагрузках, преобладание волевых качеств, мобилизующих спортсмена на преодоление возникающих препятствий и трудностей, над тревожностью и неуверенностью в себе [5].

Voguing- это высоко стилизованный танец под музыку, в котором имитируются идеальные линии и гибкость моделей, которые мы часто видим в таких журналах, как Vogue. Voguing характеризуется как танец как место пересечения категорий расы, класса, пола и сексуальности. Этот вид танца является открытой платформой для выражения движений со свободой, не ограниченной социальными нормами расы, класса, пола и сексуальности. Афроамериканец мужчина может ходить как бандит, затем очень женственно махать руками, позировать как модель. Каждый мог чувствовать и выражать свое мнение свободно, не боясь быть осужденным [10].

Хип-хоп танец включает в себя широкий спектр стилей "уличных танцев", которые связаны с культурой хип-хопа, родившейся в Нью-Йорке в середине 70-х годов. Традиционно, оригинальный танец хип-хоп культуры был Breaking, который был преобладающим стилем с 1970-х до середины 80-х [9]. Хип-хоп вызывает уважение, развивая сложные навыки, и именно благодаря танцам и акробатике танцоры чувствовали восхищение и уважение со стороны общества. Корни хип-хопа имеют мощный политический контекст, связанный с расизмом, маргинализмом и угнетением. Он развивался и расширялся благодаря миграции, объединяя людей из аналогичных условий [11].

Цель исследования – изучить гендерную идентичность у юношей и девушек, занимающихся танцами.

Гипотеза  гендерная идентичность у юношей и девушек, занимающихся танцами, имеет особенности.

Методы исследования и инструментарий. В данном исследовании был использован «Полоролевой опросник» С. Бем, а так же опросник «Я – женщина (мужчина)» Л. Н. Ожиговой. Были проведены две рисуночные методики, такие как «Рисунок мужчины и женщины» Н. М. Романовой и «Автопортрет» Романовой Е.С., Потемкиной О.Ф. Был использован сравнительный метод и метод сбора анамнеза.

Эмпирическая база исследования. В исследовании приняли участие 60 человек. Среди которых 7 юношей и 8 девушек, занимающихся стилем вог в возрасте от 18 до 30 лет. Среди хип-хоп танцоров 7 юношей и 8 девушек от 18 до 30 лет. Контрольная группа составила 30 человек от 18 до 30 лет, среди них 4 юноши и 26 девушек, которые не занимаются танцами.

Выводы:

1. Гендерная идентичность юношей и девушек, которые занимаются танцами, отличается от гендерной идентичности юношей и девушек, не занимающихся танцами. Особенности гендерной идентичности танцоров заключаются в том, что им характерны андрогинность и более маскулинные черты и качества, нежели людям, которые не занимаются танцами, в их группе выражены феминные качества. При этом стоит отметить, что в группе юношей и девушек, которые не занимаются танцами, преобладает количество девушек. Данный факт мы обязательно учтём в дальнейшей работе.

2. Юноши и девушки обеих групп сравнения плохо осознают собственную гендерную идентичность, склонны вытеснять гендерные характеристики, а также им свойственно несформированное представление о себе как о представителях определённых гендерных ролей. Эти данные возможно являются следствием того, что в настоящее время во всем мире меняются представления о норме и патологии связанные с гендером. Людям, которые не занимаются танцами, характерна активность, сексуальная мотивацию и эсктравертированность, а танцорам свойственная сдержанность, интровертированность, неуверенность в себе, тревожность и робость. Обоим группам характерна демонстративность и тревожность, но преобладание выявлено в группе танцоров. Эгоизм, страх, потеря схемы тела и агрессивность характерна двум группам.

3. Юноши и девушки, занимающиеся танцевальным направлением "vogue", в отличие от юношей и девушек, которые занимаются "hip-hop", характеризуются выраженными маскулинными чертами, а также характеризуют себя, как личностей, не соответствующих собственному гендерному стереотипу, и вытесняют собственные гендерные характеристики, что подтверждает нашу гипотезу о том, что танцевальная среда позволяет реализовать вытесненные и сдерживаемые характеристики личности и гендерные роли.

4. В свою очередь юноши и девушки, которые занимаются "hip-hop" имеют более выраженные феминные качества и имеют большее представление и соответствие о своих гендерных ролях, также им характерна социальная адекватность. Мы предполагаем, что это связанно с тем, что в "vogue" культуру идут личности, которые "протестуют" гендерной идентичности и могут примерять на себя или вытеснять существующие гендерные стереотипы.

5. Так же были получены выводы во взаимоотношениях с противоположным полом. Для обоих групп, занимающихся танцами, характерна установка на независимость, а гендерная установка притяжение, больше характерна испытуемым из группы "hip-hop".  Представителям "vogue" и "hip-hop"стилей характерно несформированное представление о гендерных ролях. Тревожность выделена у двух стилей, но танцоры "hip-hop" направления имеют более высокие результаты.

6. Для юношей, занимающихся "hip-hop" танцами, характерна социальная адекватность, агрессивность, демонстративность и склонность доверять своим побуждениям, при этом юношам, занимающиеся "vogue" характерна слабая полоролевая дифференциация, недостаточность постижения типично мужского и типично женского, они плохо осознают свою принадлежность к одному из гендеров, так же отсутствует контроль телесных влечений и высокий результат чувствительности к критике. Для девушек, занимающихся "vogue " характерны более мужские качества, и они чаще подвержены депрессии, а девушки стиля "hip-hop" интерпретируют себя более женственными, свойственны доверять своим побуждениям, тревожны и чувствительны к критике.

Таким образом наша гипотеза о том, что гендерная идентичность у юношей и девушек, занимающихся танцами, имеет особенности-подтвердилась.  На основе полученных данных, мы можем предположить, что занятия танцами, а также нахождение и взросление в танцевальной среде влияют на формирование социальных характеристик личности и представлений о гендерных ролях.

 

Список литературы:

  1. Дресвянина А.В. "Понятие «Гендерная идентичность»: сущность и основные исследовательские подходы" Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки, № 4, 2009, С. 154-157.
  2. Курочкина И.А., Шахматова О.Н. Проблема гендерно-половой идентичности: учебное пособие // Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2014. С. 206.
  3. Курочкина И.А. Развитие гендерной идентичности подросток учреждений государственного воспитания // Фундаментальные исследования. 2014. № 9 (ч. 6) – С. 1357-1363.
  4. Литовская М.А., Турыгина Н.В. Гендерные технологии и проблема толерантности в современном Российском обществе // Курс лекций, Екатеринбург. 2007. C.56-61.
  5. Лысакова А.Н. и Новицкая М.С. "Психологические особенности спортивно-танцевальной деятельности" // Вестник университета, № 2, 2014, С. 254-257.
  6. Олейникова Е.Ю. "К проблеме исследования гендерной идентичности" Вопросы науки и образования, № 8 (20), 2018, С. 176-178.
  7. Тугай А.В. "Методологические подходы к изучению танца" // Вестник культуры и искусств, № 2 (38), 2014, С. 114-118.
  8.  Яницкий М.С., Серый А.В., Браун О.А., Пелех Ю.В., Маслова О.В., Сокольская М.В., Санжаева Р.Д., Монсонова А.Р., Дагбаева С.Б., Неяскина Ю.Ю., Кадыров Р.В., and Капустина Т.В. "Идентичность как динамическая иерархическая система: социальный и культурный контекст формирования" Вестник Кемеровского государственного университета, no. 2 (74), 2018, pp. 131-140.
  9. BBC. The history of Hip-Hop Dance. 2015. [Электронный ресурс]. – Режим доступа из URL: https://www.bbc.co.uk/programmes/articles/5CWQyWXZ4p7hr6NxG2L5qG9/the-history-of-hip-hop-dance [дата обращения: 9.06.2021]
  10.  Jessica Zhao. Influence within Queer Community: Voguing. [Электронный ресурс]. – Режим доступа из URL: https://www.sutori.com/story/influence-within-queer-community-voguing--Z5U7ZAkS4Kq3B8wCRA9XHtfm [дата обращения 9.06.2021]
  11.  Martha Rizzo González. American International Journal of Social Science Vol. 5, No. 2; April 2016. Social Trend of Hip Hop Dance: As Identity and Cultural Practices in Youth [Электронный ресурс]. – Режим доступа из URL:  http://www.aijssnet.com/journals/Vol_5_No_2_April_2016/8.pdf [дата обращения: 9.06.2021]

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.