Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 21(149)
Рубрика журнала: Социология
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5
ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ
FEATURES OF THE POLITICAL IDENTITY OF MODERN RUSSIAN YOUTH
Nikolay Zybinsky
student, Department of Philosophy, Economics and Social and Humanitarian Disciplines, Voronezh State Pedagogical University,
Russia, Voronezh
Viktor Zemledeltsev
student, Department of Philosophy, Economics and Social and Humanitarian Disciplines, Voronezh State Pedagogical University,
Russia, Voronezh
Vasily Laktionov
scientific adviser, Cand. ist. Sciences, Associate Professor, Department of Philosophy, Economics and Social and Humanitarian Disciplines, Faculty of Humanities, Voronezh State Pedagogical University,
Russia, Voronezh
АННОТАЦИЯ
В данной статье рассматриваются особенности политической идентичности современной российской молодежи, дается понятие политической идентичности. Также авторами анализируются политические предпочтения современной российской молодежи к политическим идеологиям, политическим партиям, персоналиям.
ABSTRACT
This article examines the features of the political identity of modern Russian youth, gives the concept of political identity. The authors also analyze the political preferences of modern Russian youth towards political ideologies, political parties, and personalities.
Ключевые слова: политическая идентичность, идеологическая идентичность, персонифицированная идентичность.
Keywords: political identity, ideological identity, personalized identity.
Развитие современного общества, необходимость обеспечения стабильности и безопасности в нем требуют особого внимания к процессам, происходящим в молодежной среде, для представителей которой характерна множественная идентичность. Одними из таких важных аспектов, требующих внимания, является политическая идентичность молодежи.
Политическую идентичность можно определить как форму демонстрации в повседневной жизни своей принадлежности к определенной политической общности. Примерами таких форм может стать вступление в политическую партию, голосование за партию или кандидата, публичное отстаивание своей политической позиции, участие в общественном движении, осознанная принадлежность к государству, нации, субгосударственному или надгосударственному образованию. Важной отличительной чертой политической идентичности является «соотнесенность граждан с политическими институтами и их вовлеченность в политикоинституциональное взаимодействие». [1, с.7]
К видам политической идентичности относят партийную идентичность, идеологическую и персонифицированную.
Политическая идентичность выполняет ряд важных функций. В частности, она является основанием для структурирования общества и объединения групповых интересов, то есть служит средством объединения и дистанцирования индивида по отношению к другим людям, группам, институтам власти. Кроме этого, она оказывает влияние на электоральное поведение, облегчает ориентацию в политическом пространстве, обеспечивает удовлетворение потребности в сопричастности, благодаря формированию референтных групп. Наконец, политическая идентичность становится фактором формирования общественного мнения, обеспечивая фильтрацию информации на основе групповых ценностей и норм.
Политическая идентичность, с одной стороны, может характеризоваться как состояние солидарной, коллективно-массовой представленности, отождествленности интересов, роль входящих в политические институты людей, но, с другой стороны, она не может быть абсолютно, абстрактно политической, ибо политическое не просто взаимодействует с экономическим, социальным, духовным, но и вбирает их в свое содержание и тем самым наполняется конкретным содержанием.[1,с. 7] Вне них политика была бы областью отношений и видов деятельности человеческих субъектов, не наполненных содержанием, которое мотивирует людей на их деятельность, и в которой они находят реализацию своих интересов в солидарной деятельности организаций, движений. Иными словами, люди приобретают такое качество солидарности идентичности, которое мотивирует их деятельность на достижение позитивных коллективных и, следовательно, своих личных интересов, потребностей.
Как было сказано выше, политическую идентичность можно условно разделить на три вида: партийную, персонифицированную и идеологическую. Исследователи, изучающие партийную идентичность с точки зрения социальной психологии приходят к выводу, что партийная идентичность – есть склонность избирателя отождествлять себя с особыми субъектами, которыми и являются политические партии. Склонность голосовать за определенную партию вырабатывается у индивида в процессе ранней социализации. Поэтому человек часто голосует за ту же партию, что и его отец, дед или прадед. Такой выбор партии – важная индивидуальная ценность, против которой избиратель порой не идет, даже если это в его интересах.
Партийная идентичность в российских условиях приобретает некоторые специфические формы. Партии стараются вести себя максимально активно на “политической ниве”, чтобы собрать во время выборов и подготовке к ним максимально возможное “количество” бюллетеней. В этом смысле между понятием “партийная идентичность” и термином “брэнд” можно провести определенные аналогии, имеющие значение для теоретического понимания рассматриваемого термина. Само понятие брэнда применительно к партии в нашей стране уже привычно, и накоплен опыт продвижения партийных брэндов, По всем технологиям брэндинга шло продвижение многих политических партий и движений.
Идеологическая идентичность есть ни что иное, как отождествление себя с системой взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели (программы) социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение (развитие) данных общественных отношений.
Идеологические движения могут представлять собой как либеральные движения, основами которых являются стремление к всеобщему равенству, главенство закона и невмешательству государства в жизни людей., так и радикальные движения, основанные на национальной исключительности, милитаризации и обосновании права на принижение, дискриминацию и эксплуатацию других народов. Также, отдельным столпом стоят консерваторы, продвигающие идеи традиционализма, сохранения веры и обычаев.
Безусловно, какие-то идеологические движения могут быть осуждаемы большинством общества, но также они находят и своих приверженцев, которые борются за свои ценности и взгляды.
Зачастую, идеологическая идентификация общества зависит от геополитической ситуации в стране, хорошим примером такой ситуации является Польша, где из-за политических неудач прошлых правителей и экономического упадка к власти пришла правая национал-консервативная партия «Право и справедливость». Также, не менее важен и исторический путь региона, ведь события, происходившие с населением на протяжении определенного периода времени играют решающую роль в идеологической идентификации и выборе идеологических ценностей подрастающим поколением, примером может стать Москва, периода нулевых годов, когда из-за развала в 1991 году СССР и массового притока мигрантов из его бывших республик, среди молодежи начали популярны националистические идеи и ценности.[2, с. 21]
Последним, но не менее важным чем предыдущие, видом политической идентичности является персонифицированная. Данный вид идентичности является ни чем иным, как самоидентификация индивида с политическим лидером или общественно-политическим деятелем. Формирование данного вида идентичности происходит в процессе социализации человека, т.е прививается обществом человеку. Например, ребенок, достигнув совершеннолетия склонен голосовать за тех же кандидатов, что и его родители. Так же, на персонифицированную политическую идентичность, в большой степени, влияют такие факторы, как степень одобрения проводимой лидером политики, его репутация и объем работы проводимой, непосредственно, с потенциальными избирателями.
В современной России представлен широкий спектр, как разнообразных партий, с самыми отличными друг от друга политическими программами, так и политических лидеров, стремящихся к власти. Стоит отметить, что среди большого числа существующих лидеров есть и оппозиционные, стремительно набирающие популярность, в связи со сложившейся в стране ситуацией.
В связи с огромной историей страны и относительной близостью тех дней, когда во главе страны сидел сначала Царь, а потом и Ген.Сек. Партии, в России существуют и находят своих сподвижников самые разнообразные идеологические движения.
Для того, чтобы разобраться во всем вышесказанном и определить степени персонифицированной, партийной и идеологической идентичностей, при условии их многочисленности в России, нами было произведено анкетирование, в котором приняли участие 100 молодых людей разного пола, в возрасте от 18 до 35 лет.
Среди опрошенных преобладает возрастная категория от 18 до 23 лет (65.3 %), возраст от 24-29 набрал 21.4%, а 30-35 - 13.3%.
Для того, чтобы определить то, с каким из существующих в России идеологических движений идентифицируют себя опрошенные нами был задан вопрос: «Скажите, как бы вы обозначили свои политические взгляды?». 27 и 26 процентов опрошенных выбрали Либерализм и Социал-демократизм соответственно, что несомненно говорит о желании и стремлении молодежи к социальному и экономическому равенству, главенству закона и верховенству прав человека. 3% отдают предпочтение другим движениям, а 4% убеждений не имеют. Оставшиеся 40% в равных долях распределились между коммунистами, анархистами, консерваторами и анархистами. Проанализировав результаты анкетирования по данному вопросу, можно сделать вывод, что в России имеют место практически все идеологические движения, но молодежь отдает предпочтение «Левым» и Центристским» идеологическим движениям.
Рисунок 1. Политические взгляды молодежи
Для того, чтобы определить то, с какими партиями идентифицирует себя современная молодежь, мы задали вопрос: «Какая из политических партий в наибольшей степени выражает ваши интересы?». В результате, 20% набрала партия власти – «Единая Россия», явно социально–ориентированная партия, по 17% набрали ЛДПР и Справедливая Россия. Итого, партии с ориентацией на социальные преобразования и достижение равенства населения набрали 54% голосов, что повторяет результат вопроса об идеологической ориентированности и доказывает, что молодежь поддерживает подобную политическую направленность. 12% не разделяют программу ни одной из партий, 2% партий не знают, а 4 – затруднились ответить. Оставшиеся 30% поделили КПРФ, «Яблоко», «Гражданская платформа» и другие партии. Исходя из ответов опрошенных, можно сделать все тот же вывод, молодежь, в своем большинстве, поддерживает партии, направленные на достижение всеобщего равенства граждан.
Рисунок 2. Предпочтение политических партий среди молодежи
Партии, поддерживаемые опрошенными, в своем большинстве являются социально-ориентированными, а значит направленными на реформирование существующего уклада жизни населения, и достижения путем этих реформ всеобщего равенства и главенства закона и права, что отражается в результатах заданного нами вопроса «К какому политическому течению Вы относитесь?», где вариантами ответа были: 1. Радикальному; 2. Реформистскому; 3. Ни к какому. Второй вариант ответа набрал 57% ответов, что в очередной раз подтверждает настроения молодежи.
Для того, чтобы понять, каких политических лидеров поддерживает современная молодежь РФ, необходимо понять, кто из них ей известен и в какой степени. Для этого был задан вопрос: «Кого из перечисленных политических лидеров вы знаете?», результаты ответов на который, представлены в диаграмме ниже.
Рисунок 3. Знание политических лидеров России среди молодежи
Безоговорочным лидеров в данной диаграмме является действующий президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин, второй – Владимир Вольфович Жириновский - лидер фракции ЛДПР, третий – оппозиционный деятель Алексей Анатольевич Навальный. Остальные кандидаты набрали примерно равное количество голосов.
Для того, чтобы определить, какой из лидеров наиболее предпочтителен для молодежи был задан вопрос: «Кто из названных общественных деятелей и политиков выражает ваши интересы?». 22% поддержали В. В. Путина, 12% - Жириновского. 13% считают, что такого кандидата нет, столько же считают, что их интересы выражает другой политический деятель. Остальные голоса в относительно равной степени разделили остальные кандидаты. Навальный набрал всего 8% голосов, не смотря на довольно широкую известность среди молодежи. Из всего этого можно сделать вывод, что поддержкой молодого населения обладают в большей степени те политики, которые показали и доказали свою компетентность многими годами деятельности на политической арене.
Рисунок 4. Соотношение политических предпочтений с политическими лидерами среди молодежи
Для подтверждения слов о смежности политических взглядов родителей и детей нами был задан вопрос: «Схожи ли ваши политические взгляды с вашими родителями / опекунами?», ответ «Да» на который дали 60.6 опрошенных.
Подводя итог всего вышесказанного, явно видно, что современная российская молодежь в большинстве идентифицирует себя с левыми и центристскими идеологиями и партиями. Подавляющая часть опрошенных солидарна в идентичности со своими родителями, что довольно странно, при условии прошедшего в СССР детства и молодости родителей и существовавшей там пропаганды. Молодежь не отдает явного предпочтения ни одному из политических деятелей, большей популярностью пользуются те, кого подрастающее население наблюдает на протяжении большей части своей жизни. Специфика же заключается в том, что ни одна из идеологий, партий и ни один из политических лидеров не набрал при анкетировании абсолютного большинства. Из этого можно сделать вывод о непостоянности и раздробленности мнений среди молодого населения. Кто-то больше хочет экономического равенства, кто-то равенства перед законом, но окончательного консенсуса новое поколение достигнет не скоро, а может и не достигнет никогда.
Список литературы:
- Семененко И. С. Политическая идентичность в контексте политики идентичности // ПОЛИТЭСКС. 2011. Т. 7. № 2. 7
- Саетгараев А. В. Политическая идентичность в России // ВЕСТНИК ТГГПУ. 2010. №3. 21
Оставить комментарий