Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 20(148)

Рубрика журнала: Политология

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7

Библиографическое описание:
Тимонин П.Д. ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИДЕОЛОГИИ КОНСЕРВАТИЗМА // Студенческий: электрон. научн. журн. 2021. № 20(148). URL: https://sibac.info/journal/student/148/216133 (дата обращения: 19.11.2024).

ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИДЕОЛОГИИ КОНСЕРВАТИЗМА

Тимонин Павел Дмитриевич

магистрант, кафедра политологии, Институт истории и политики, Московский педагогический государственный университет,

РФ, г. Москва

THE THEOLOGICAL PARADIGM AS A PART OF THE CONSERVATIVE POLITICAL IDEOLOGY

 

Pavel Timonin

Master’s Degree student, Dpt. of Political Science, Institute of History and Politics, Moscow State Pedagogical University,

Russia, Moscow

 

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается специфика теологической парадигмы исследования политического. Данная парадигма является эпистемологической основой для политических теорий, носящих консервативный характер. Из этого следует, что при анализе политической идеологии консерватизма важно учитывать её теологические основания.

ABSTRACT

In this particular article, author attempts to work out the specifics of the theological paradigm in the study of the political. This paradigm is the epistemological basis for the political theories that are conservative in their nature. Therefore, during an expert analysis of political ideology of Conservatism one must also take its theological foundation into an account.

 

Ключевые слова: консерватизм; идеология; сознание; парадигма; теология; христианство; православие; антипозитивизм; детерминизм; эсхатология.

Keywords: conservatism; ideology; consciousness; paradigm; theology; Christianity; Orthodoxy; anti-positivism; determinism; eschatology.

 

В контексте феномена идеологического противостояния и порождаемых им в обществе противоречий, обращение к парадигмальной составляющей той или иной политической идеологии способно пролить свет на истоки этих противоречий. Понятие парадигмы дословно переводится на русский язык как «пример», «образец» чего-либо. В рамках политического анализа парадигму можно понимать в качестве комплекса основополагающих теоретических положений, принимаемых в качестве образца и исходной точки интеллектуального поиска. Политическая идеология русского консерватизма выстраивалась на основе теологической парадигмы, в связи с чем, для подробного исследования данной идеологии, имеет смысл обратиться к анализу её парадигмальной составляющей.

Теологическую парадигму в данном случае мы будем рассматривать на примере ортодоксальной христианской антропологии и историософии. В этой связи следует начать с основных положений данной религиозной системы и отметить, что согласно православному вероучению, человек является творением по образу и по подобию Божьему. Согласно объяснению преподобного Иоанна Дамаскина, «выражение по образу обозначает разумное и одарённое свободною волею» [2, с. 94], соответственно, в контексте данной парадигмы, за каждым человеком признаётся определённый суверенитет. Как результат, для объяснения хода человеческой истории в рамках указанного вероучения возможно применение троичной схемы, где выстраивается иерархия: Абсолют – человек – природа.

Согласно этой схеме, в человеческой истории всегда первична воля Бога, именно она является причиной человеческого бытия и только в соответствии с ней история как процесс движется в рамках линейной модели времени: от сотворения мира до Второго Пришествия и Страшного Суда. Человек, имеющий по образу Божьему разум и свободу воли, является в этом смысле «господином своих действий». Преподобный Иоанн Дамаскин обозначает следующим образом ограничения свободной воли человека в христианском учении: «из того же, что не находится в нашей власти, одно имеет свои начала или причины в том, что находится в зависимости от нас, то есть воздаяния за наши действия как в настоящем веке, так и в будущем; всё же остальное находится в зависимости от Божественной воли» [2, с. 124]. На низшей ступени в этой схеме, уже после воли Бога и воли человека, находится всё тварное (живая и неживая природа). Из чего следует, что действия человека могут осуществляться как в соответствии с физиологическими процессами, так и вопреки им: «человек же, будучи разумным, скорее ведёт природу, нежели ведётся ею» [2, с. 124].

Исходя из этого, содержание политического сознания человека, в том числе политическая идеология, в конечном счёте, является продуктом свободной воли человека, а все иные факторы материального мира, оказывающие влияние на политическое сознание индивида, вторичны.

Теологическая парадигма исходит из посыла, что человек, являясь творением, не может быть совершенен ни умом, ни нравственно. Согласно христианскому учению, в результате грехопадения человек стал склонен ко злу, при том, что изначально «Бог сотворил человека непричастным злу, нравственно добрым», по природе безгрешным в том смысле, что «совершение греха обусловилось не природую его, но скорее свободною волею» [2, с. 124]. Накопление зла в ходе человеческой истории в этом контексте ведёт к неизбежной деградации всех социальных систем. Согласно христианской эсхатологической традиции, мир сейчас находится на последнем этапе своего существования и неизбежно движется к своему финалу.

Какие выводы может сделать политолог относительно понимания феномена политических идеологий в контексте данной парадигмы?

1) В теологической парадигме существование совершенной политической идеологии не представляется возможным. Из тезиса о несовершенстве человека и ограниченности его ума следует антипозитивизм. Это означает, что никакая политическая идеология не может служить основанием для идеального общественного устройства, а утверждение обратного будет неизбежно вступать в противоречие с религиозной догмой.

2) С учётом вводных теологической парадигмы, возможно наиболее оптимальное в сложившихся исторических условиях общественно-политическое устройство. В православном христианстве представления об оптимальном общественно-политическом устройстве выразились в разделении власти на светскую власть монарха и духовную власть Патриарха [1, с. 218 – 221]. Оптимальное общественно-политическое устройство возможно только при его согласовании с религиозной истиной и при условиях сдерживания зла ресурсами власти. Таким образом, политические идеологии, вступающие в противоречие с этим положением, признаются ошибочными в контексте рассматриваемой парадигмы. Именно по этой причине русский консерватизм положительно оценивает православную концепцию соборного самодержавия.

3) Исходя из положения теологической парадигмы о существовании свободной воли человека следует, что никакие внешние факторы тварного мира, будь то существующий способ производства и присвоения материальных благ или наличие в обществе института частной собственности и «рыночных механизмов», не могут окончательно определять свободный выбор каждого человека. В этом смысле отвергается всяческий строгий детерминизм философии материалистов, что, однако, не отрицает признание сторонниками теологической парадигмы влияния внешних факторов на волю человека и даже в отдельных случаях возможности её подчинения этим факторам.

Из этого положения следует, что основанные на христианском варианте теологической парадигмы политические идеологии, будут воспринимать в качестве ложных все идеологии, утверждающие первичность социальных или биологических факторов человеческого поведения, по отношению к воле человека. Также из этого положения выводится принцип персональной ответственности, не позволяющий объявить какую-либо внешнюю причину виновной в греховных наклонностях человека и тем самым сложить с него часть ответственности.

Если проводить аналогию с марксисткой концепцией, базисом в рамках этой парадигмы мы назовём волю Бога, которая влияет на всё, за исключением человеческой воли, которую Бог создал свободной. А надстройкой над волей человека является природа. Исходя из этого, всякая политическая идеология как продукт человеческого сознания является следствием свободного выбора её создателя или группы создателей в интеллектуальном поиске. Это означает, что её содержание будет нести в себе отпечаток человеческого несовершенства и уровня деградации общества. Создание той или иной политической идеологии не может иметь каких-либо объективных причин вне человеческого сознания, в идеологии содержится отражение действительности в том виде, в каком восприняли её идеологи. Появление марксизма в этом контексте не может считаться следствием объективных исторических процессов, как утверждает школа исторического материализма, а является всего лишь проявлением свободной воли человека. В то же время политический консерватизм, согласно теологической парадигме, будет находится относительно близко к образу оптимальной общественно-политической модели.

Учитывая, что определённые проявления объективной реальности могут быть относительно точно «схвачены» идеологами, следует отметить, что и в этих случаях ограниченность человеческого ума, несовершенная нравственность и склонность ко греху дадут знать о себе и неизбежно отразятся в содержании политической идеологии. Из этого следует, что всякая политическая идеология будет считаться в контексте теологической парадигмы ошибочной в той мере, в какой эта идеология противоречит религиозным догмам.

Подобное рассмотрение парадигмальной составляющей политической идеологии русского консерватизма, позволяет исследователям определить конфликтогенный потенциал данной идеологии по отношению к иным политическим идеологиям, а также выявить в её рамках противоречия между отдельными вариантами консервативной мысли и её ответвлениями.

 

Список литературы:

  1. Асонов Н.В. Владимир Святой и проблема модернизации национальной власти // «Власть» № 8, 2015.
  2. Иоанн Дамаскин, преподобный. Точное изложение православной веры. – М.: Отчий дом, 2011.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.