Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 20(148)

Рубрика журнала: Политология

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7

Библиографическое описание:
Гончарова Т.И. ПЕРФОРМАНС КАК НОВЫЙ ВИД ПОЛИТИЧЕСКОЙ МАНИФЕСТАЦИИ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2021. № 20(148). URL: https://sibac.info/journal/student/148/216032 (дата обращения: 29.01.2025).

ПЕРФОРМАНС КАК НОВЫЙ ВИД ПОЛИТИЧЕСКОЙ МАНИФЕСТАЦИИ

Гончарова Татьяна Игоревна

студент, кафедра политологии, Московский педагогический государственный университет

РФ, г. Москва

PERFORMANCE ART AS A NEW KIND OF POLITICAL MANIFESTATION

 

Tatiana Goncharova

student, Department of Political Science, Moscow Pedagogical State University,

Russia, Moscow

 

АННОТАЦИЯ

Данная статья рассматривает появление нового коммуникацион­ного канала в рамках становления современного искусства – перформанса, в основе которого лежит политический манифест, позволяющий доносить до об­щества посыл и проблему. Мы попытались рассмотреть этот феномен в рамках изменения не только культурной системы, но и политического дискурса, так как мы наблюдаем активное взаимодействие арт – активизма и власти.

ABSTRACT

This article examines the emergence of a new communication channel within the formation of modern art - performance, which is based on a political manifesto, allowing to convey a message and a problem to society. We have tried to consider this phenomenon in the framework of changing not only the cultural system, but also the political discourse, as we observe the active interaction between art-activism and power.

 

Ключевые слова: перформанс, политический манифест, политический дискурс, арт – активизм.

Keywords: performance, political manifesto, political discourse, art activism.

 

Начало перформанса относят к событию, связанным с публикацией первого ма­нифеста футуристов Филиппо Маринетти в 1909 году в журнале «Фигаро». Затем в 1910 году в театре Россетти в г. Триест проходит «вечер футуризма», на кото­ром яростно обличался культ традиции, коммерциализация искусства, милита­ризма и войны. Именно данные события связаны с появлением перформанса. Как мы видим важными его чертами являются - общественный резонанс, манифест, конфликтность, но главное - политический дискурс.

Важно отметить, что в начале ХХ века каждый выдающийся перформанс сопро­вождался манифестом - некоторой инструкцией для последователей данного направления искусства. Так в ходе театральных перформативных постановок по­являются манифесты «Театр – варьет» [1, с. 20], «Динамическая и синоптическая декламация» [2, с. 29], «Искусство шумов» [1, с.30], «Футури­стический танец» [1, с.33]. Исходя из этих манифестов видно, что перформанс — это межкультурный феномен, адаптирующий различные виды искусства под новые постауратичные принципы. В 1933 году, когда радио стало влиятельным инструментом вещания, Маринетти создает радиоперформансы и манифест «Радио. Футуристический манифест» [1, с.37].

Тем самым, мы наблюдаем как перформанс стал катализатором слома традици­онных методов культурного влияния. В своей основе он взращивал анархические элементы, так как именно они могли разрушить устоявшиеся нормы и представления в культуре и породить новое модернисткое искусство. А манифесты, которые были неотъемлемой частью перформанса и стали декларативным пособием для художников «как теперь нужно мыслить».

Но несмотря на такую активную деятельность в рамках перформанса вначале ХХ века, истинное признание он получил 1970- х годах. Если до этого он носил характер некоего не оформленного и размытого явления, которое было сопровождающим элементом развития многих новых течений в модернизме, то в 70 - х годах ХХ века оно оформляется в самостоятельное направление в искусстве. Од­нако важно понимать, что перформанс — это межкультурное понятие, которое способно в себя вбирать все виды его проявления. Изначально, мы наблюдали перформансы в театральной сфере, затем в музыке, танцах, даже в радио. По­этому манифест тоже становится частью этого феномена, что весьма закономерно.

Манифест – это торжественное обращение - размышление на проблемные темы для человечества, где дается не только описание, но и дальнейший поэтапный план для будущего применения. Это неформальный документ, обладающий высокой степенью субъективности. Если в начале ХХ века мы больше наблюдали манифесты, посвященные художественной сфере, переживающей новый эволюционный виток в своей трансформации, то на сегодняшний день манифест все больше отражает общественно-политические и экономические проблемы, которые очень остро встают перед человеком в условиях демократических ценностей и гражданско-правового общества. В 2013 году выходит «Манифест акселерационистской политики» [2] Алекса Уильямса и Ника Шрничека о разрушении планетарной климатической системы, экономических угрозах и кризисах, и политическом упадке - усиливающейся неспособности воспроизводить новые идеи и социальные структурные связи. Но главное, что господство новой идеологической системы - неолиберализма не справляется со своими «обещаниями», уничтожая интеллектуальную основу, придавая значение воспроизводству прими­тивных товаров без осознанного плана на будущее.

Стоит отметить и манифест Константина Богомолова «Похищение Европы 2.0» [3] , который также обличает проблемы ценностных систем европейских и российского государств и призывает сформулировать новую идеологическую стратегию, в которой упор делается на сложность мира и человека.

Представленные манифесты демонстрируют, во - первых, политический характер, во - вторых, кризисность нынешней системы. Это критический текст с подробным и комплексным анализом проблематики. То есть, возвращаясь к началу ХХ века, можно сказать, что манифест - это инструкция или пояснение, а перформанс - исполнение.

Следовательно, манифест - это вид текстовой трансляции, но перформанс становится частью этого вида коммуникации, так как несет в себе такой же социально важный посыл, но в виде лозунгов, тела, вызывающих акций. Он более подвижен по своей структуре и радикален, так как упор делается на действие. Это своего рода сжатая форма манифестации, выраженная через динамичный телесный акт. Поэтому действительно можно сказать, что перформанс - это громкий и яркий манифест, обращенный к обществу, власти, миру, он фиксируется не в виде тек­ста, а в виде фотографий, роликов, обращений, которые быстрее усваиваются со­циумом. Так, в статье А.С. Чернавского [4] делается подробный анализ современного медиапространства, его сравнение с традиционной формой, но стоит отметить, что манифест и перформанс также становятся частью этого пространства, так как данная коммуникация затрагивает социальные сети, СМИ, информационные агентства и телевидение.

Ввиду междисциплинарного характера перформанса выделяется целая призма, сквозь которую мы можем выделять группы, идентичности, проблемное поле со­циальных союзов их манифестации к обществу через анализ перформативных действий, символических аспектов и последствий, тем самым открывается новое поле для изучения политических процессов не через официальные партии и документы, а через неформальные движения, которые идут снизу, тем самым пытаясь проанализировать поведение власти и ее реакцию на события.

Для того, чтобы могли дальше рассматривать перформанс как вид политической манифестации необходимо сделать важное уточнение - сегодня выделяется целое направление - «политический перформанс», которое сразу же разграничивает сугубо художественное от последнего. Так, например, перформансы Ма­рины Абрамович отличается от деятельности Петра Павленского - формируется разный по сфере воздействия манифест. В первом случае - художественно - социальный, во втором - политико -социальный. Главный критерий, определяющий характер перформативных действий - манифест, которым они сопровождаются.

Если взять манифест Марины Абрамович «О жизни художника» [5] , то в нем мы видим исключительно художественный характер: отношение художника к ра­боте, одиночеству, символам, депрессии, вдохновению, врагам, имуществу и т.д. К самим перформансам художница относилась как к принятию своего тела, испытывая его на выносливость и выстраивая диалог со зрителем, тем самым манифестируя аудитории личный субъективный художественный взгляд на идентичность и задействуя ее в собственном эксперименте, как это было в «В присутствии художника».

Рассматривая деятельность Павла Павленского, мы наблюдаем четко выраженную трансляцию политического контекста, который прослеживается и в комментариях художника к своим перформансам, и в локациях, задействованных в них. Так им были даны следующие пояснения: «Метафора апатии, политической индифферентности и фатализма современного российского общества» [6] («Фиксация») , «Череда законов, направленных на подавление гражданской активности, запугивание населения, неуклонно растущее число политзаключенных, законы об НКО, законы 18+, цензорские законы, активность Роскомнадзора, законы о пропаганде гомосексуализма - все это законы не против криминала, а против людей. Ну и последний закон об оскорблении чувств верующих. Поэтому я провел эту акцию. Человеческое тело голое, как туша, на нем ничего нет, вокруг него проволока, изобретенная для охраны домашнего скота. Эти законы, как проволока, удерживают людей в индивидуальных загонах: все преследования политических активистов, «узников 6 мая», государственные репрессии и есть метафора этого загона из колючей проволоки. Все это делается, чтобы превратить людей в надежно охраняемый безвольный скот, который может только потреблять, работать и размножаться» [7] («Туша»).

Ряд других активистов аналогично поясняют свои перформативные акции в виде манифестов. Денис Мустафин, Георгий Дорохов, Влад Чиженков, проводя в 2011 году перформанс под названием «Белое на Красном» [8] сказали, что выбрасывание флага на красной площади - это возврат власти ее подарка в виде прав личности на капитуляцию и смирение, и данная акция станет первым шагом свободного человека в борьбе против власти [9].

Таким образом, без манифеста невозможен перформанс, так как в нем заложен резонирующий элемент, от него планируется сценарий, символический капитал и атрибутивная составляющая, которые должны синтезировать между собой, создавая правильный стратегический посыл.

Поэтому политический перформанс — это сложный интеграционный процесс, в рамках которого важно сохранять баланс между художественным аспектом и политическим манифестом, чтобы коммуникационный и трансляционный каналы смогли достигнуть не только поверхностных целей, но и глубинных социально - резонирующих.

 

Список литературы:

  1. Голдберг, Роузли Искусство перформанса. От футуризма до наших дней/ Роузли Голдберг.- М.: Ад Маргинем Пресс, Музей современного искусства «Гараж», 2019. С-320
  2. Алекс Уильямс, Ник Шрничек «Манифест акселерационистской политики»// [Электронный ресурс] URL: http://logosjournal.ru/arch/100/123_2.pdf
  3. К.Богомолов Манифест «Похищение Европы 2.0»// [Электронный ресурс] URL: https://www.fontanka.ru/2021/02/10/69759887/
  4. Чернавский А.С. «Новые медиа» и развитие журналистики цифровой эры // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2015. №5 (37). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novye-media-i-razvitie-zhurnalistiki-tsifrovoy-ery (дата обращения: 03.06.2021).
  5. «Манифест жизни художника»// [Электронный ресурс] URL: https://pretty-wa-cunt.livejournal.com/240347.html
  6. Обухова С. Перформанс в России. 1910-2010. Картография истории/ Издательство: Garage. 2016 С.227 (280)
  7. Обухова С. Перформанс в России. 1910-2010. Картография истории/ Издательство: Garage. 2016 С.226 (280)
  8. Обухова С. Перформанс в России. 1910-2010. Картография истории/ Издательство: Garage. 2016 С.220 (280)
  9. Обухова С. Перформанс в России. 1910-2010. Картография истории/ Издательство: Garage. 2016 С.220

Оставить комментарий