Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 20(148)
Рубрика журнала: Политология
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7
ОБРАЗОВАНИЕ КАК АКТИВНЫЙ РЕСУРС "МЯГКОЙ СИЛЫ" КИТАЯ В БОРЬБЕ ЗА МИРОВОЕ ЛИДЕРСТВО
EDUCATION AS AN ACTIVE RESOURCE OF CHINA'S "SOFT POWER" IN THE STRUGGLE FOR WORLD LEADERSHIP
Alina Gerasimova
student, Department of Political Science, Moscow State Pedagogical University,
Russia, Moscow
Musina Reseda
scientific adviser, Candidate of Sciences in Politicals, associate professor, Moscow State Pedagogical University,
Russia, Moscow
АННОТАЦИЯ
В статье анализируется такой потенциал «мягкой силы» как образование. На сегодняшний день Китай активно расширяет свою образовательную деятельность в области «мягкой силы». Ведущую роль в этом занимает сеть Институтов Конфуция.
ABSTRACT
The article analyzes such a potential of "soft power" as education. Today China is actively expanding its educational activities in the field of "soft power". The network of Confucius Institutes plays the leading role in this.
Ключевые слова: Китай; «мягкая сила»; китайский язык; студенты; образование.
Keywords: China; "soft power"; Chinese language; students; education.
Восточный регион сегодня развивается быстрыми темпами. Особая позиция в этом процессе принадлежит Китаю, который по многим показателям сегодня обходит Японию. КНР сегодня становится всё более привлекательным как в экономическом, туристическом, так и образовательном аспекте. Китай очень активно действует в области «мягкой силы».
Под ресурсами «мягкой силы» Владимир Трибрат понимает «всё то, что вдохновляет и привлекает к источнику соответствующего воздействия, позволяющего тому, кто её контролирует добиваться желаемого результата». [1].
Координирование обменных программ, эффективное привлечение в передовые и престижные университеты студентов из других стран, выделение грантов на образование приводит к созданию долгосрочных связей на уровне обществ и ведёт к формированию так называемых агентов влияния. Есть шансы, что некоторые из выпустившихся студентов смогут занять лидирующие позиции в политической элите других государств. Кроме того, в ходе обучения формируется система ценностей и ориентиров, позволяющая сблизить рамки восприятия мира представителями различных культур. В таком случае можно говорить уже о долгосрочном эффекте применения инструментов «мягкой власти». [2; с. 91-97].
Аналитики Американской академии политических и социальных наук Коуэн Г. и Арсено А. выдвигают гипотезу о том, что одним из самых важных инструментов «мягкой силы» государства является привлечение иностранных студентов на учёбу, для чего необходима развитая система образования, которая
а) интегрирована в международное образовательное и научное пространство;
б) отвечает требованиям инновационной высокотехнологичной экономики;
в) имеет потенциал основных конкурентных преимуществ современного государства в «глобальной конкуренции за умы». [3; с. 10].
Предполагается, что успешные иностранные студенты будут изучать язык и тем самым погружаться в культуру и науку принимающей страны, приобретая ценный социальный капитал. Следовательно, после их возвращения на Родину с накопленными знаниями и приобретёнными личными контактами, они станут эффективными трансляторами языка и культурного богатства страны, в которой учились. Следует подчеркнуть, что с помощью национального образования как инструмента «мягкой силы» эффективность воздействия на внешнюю политику намного выше, чем с помощью силовых методов принуждения. В современном мире всё больше стран пытаются удовлетворять запросы нового времени и предлагают качественную и доступную систему образования для студентов со всего мира, с помощью которой можно не только улучшить экономическую, но и политическую ситуацию в стране. [4; с. 17].
На сегодняшний день более 50 миллионов человек изучают китайский язык за пределами Китая. Это связано с расширением образовательной деятельности КНР. Распространение китайского языка является обязанностью Министерства образования и связанных с ним служб, которые обеспечивают финансирование тематических мероприятий. Основным инструментом их деятельности является создание и развитие сети Институтов Конфуция, созданной в 2004 году в Сеуле и управляемой Государственной канцелярией по распространению китайского языка за рубежом (Ханьбань). ИК представляет собой образовательное учреждение, которое создается на базе зарубежного вуза-партнера.
В настоящее время Китай входит в пятерку стран с наибольшим количеством иностранных студентов. Следует отметить, что Китай лидирует не только по количеству иностранных студентов, но и по количеству студентов, выезжающих на обучение за рубеж.
Китай привлекает больше иностранных студентов, чем любая другая азиатская держава, занимая третье место в мире. В 2018 году в Китае количество иностранных студентов составило 492 200 человек. Число иностранцев, изучающих китайский язык уже по данным за 2009 год достигло 40 млн. чел. [5] Кроме того, китайский язык является одним из рабочих языков ООН. В топ-200 лучших университетов мира ежегодного рейтинга Times Higher Education за 2018-2019 гг. вошли 7 университетов Китая: Peking University, Tsinghua University, Fudan University, University of Science and Technology of China, Nanjing University, Zhejiang University, Shanghai Jiao Tong University.
Китай прилагает большие усилия для привлечения интереса иностранной молодежи, которые в основном направлены на сохранение и развитие «мягкой силы». По этой причине за границей проводится множество молодежных конференций, которые делятся на три основных направления: научные и культурные, спортивные, политико-экономические встречи «молодых лидеров», среди которых можно выделить Молодежный саммит «Азия XXI».
Таким образом, Китай ходит в число стран, считающих образование одним из наиболее действенных способов продвижения своих национальных интересов на мировом уровне. Государство особое внимание и важность уделяет развитию образования как эффективного инструмента «мягкой силы». Кроме того, успешная национальная система образования помогает Китаю создать более благоприятный и прочный имидж среди международной аудитории, тем самым еще больше усиливая «мягкую силу» страны.
Список литературы:
- Трибрат В. «Мягкая безопасность» по Джозефу Наю //Международные процессы. [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.intertrends.ru/seventh/014.htm (Дата обращения: 30.04.2021).
- Панова Е.П. Сила привлекательности: использование «мягкой власти» в мировой политике // Вестник МГИМО-Университета. 2010. № 4. С. 91–97.
- Коуэн Г., Арсено А. Переход от монолога к диалогу и сотрудничеству: три уровня публичной дипломатии. 2008 с.10.
- Nye J. Smart power. // New Perspectives Quarterly, 2009. – V. 26. – No 2. – P. 17.
- [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://russian.people.com.cn/31517/6757035.html#:~:text=Общее%20число%20Институтов%20Конфуция%20и,китайский%20язык%20все%20еще%20много (дата обращения 19.03.2021).
Оставить комментарий