Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 20(148)
Рубрика журнала: Социология
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7
ГЕНДЕРНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ
GENDER PERCEPTIONS OF MODERN YOUTH
Irina Sviridova
3rd year student, Faculty of Humanities, Voronezh State Pedagogical University,
Russia, Voronezh
Valeria Grebtsova
3rd year student, Faculty of Humanities, Voronezh State Pedagogical University,
Russia, Voronezh
Vasiliy Laktionov
scientific adviser, Ph.D. Historical Sciences, Associate Professor of the Department of Philosophy of Economics and Social and Humanitarian Disciplines, Voronezh State Pedagogical University,
Russia, Voronezh
АННОТАЦИЯ
В настоящей статье рассматривается понятие гендера, гендерные стереотипы и гендерные нормы. Раскрывается сущность традиционной и эгалитарной идеологий. Приводятся результаты исследования, в ходе которого раскрываются гендерные представления современной молодёжи.
ABSTRACT
This article examines the concept of gender, gender stereotypes and gender norms. The essence of traditional and egalitarian ideologies is revealed. The article presents the results of a study that reveals the gender perceptions of modern youth.
Ключевые слова: гендер, гендерные нормы, гендерные стереотипы, традиционная идеология, эгалитарная идеология, молодёжь.
Keywords: gender, gender norms, gender stereotypes, traditional ideology, egalitarian ideology, youth.
Вопросы, связанные с особенностями пола человека и его психологическими свойствами, в последнее время входят в число наиболее активно обсуждаемых в обществе. Роль мужчины и женщины в общественной среде сегодня претерпевает значительные изменения. Данная проблема волнует многих современных учёных, которые предвидят изменение взглядов на гендерные стереотипы и ценности.
В социальные науки понятие «гендер» вошло в 1970-е гг. Понятие «гендер» интерпретируется по-разному в зависимости от той социальной теории или исследовательской парадигмы, в рамках которой изучаются отношения мужественности-женственности. Н.И. Абубикирова трактует понятие «гендер» как характеризующее существующие в социуме представления о мужчине и женщине, т. е. собственно представления мужчин и женщин о самих себе и о противоположном поле [1, с. 124].
Содержательные характеристики норм мужского поведения раскрываются через категорию «маскулинность», а для описания специфики женского поведения, как правило, используется категория «фемининность».
Представления многих людей о гендерах строится на основе гендерных стереотипов. Осмысление сущности гендерных стереотипов невозможно без определения понятия «социальный стереотип», который можно охарактеризовать как устойчивый образ или представление. Особенностью стереотипа является то, что информация, на которой он основывается, соотносится не с соответствующим объектом, а с другими знаниями, которые, в свою очередь, могут оказаться ложными. Так, родоначальник теории стереотипизации Уолтер Липпман рассматривал стереотип как схематичную, детерминированную культурой «картинку» мира в сознании человека, экономящую его усилия при восприятии сложных социальных объектов [5, с. 104]. Российский исследователь И.В. Костикова определяет гендерные стереотипы как устойчивые для данного общества в данный исторический момент представления о различиях между мужчинами и женщинами [4, с. 9].
Гендерные стереотипы часто действуют как социальные нормы. Мы стараемся соответствовать гендерным ролям, чтобы получить социальное одобрение.
Гендерные нормы — правила, образцы поведения, стандарты деятельности мужчин и женщин как членов общества и представителей больших социальных групп. Процесс освоения гендерных норм, приобщение человека к стандартам полоролевого поведения принципиально не отличается от процесса освоения других социальных норм и включает в себя, с одной стороны, рациональное осознание этих норм, а с другой — интернализацию нормативных стандартов, т.е. превращение внешне заданных требований во внутреннюю норму, потребность, привычку [6, с. 64].
Гендерные нормы выполняют следующие функции:
- интегрирование детей разного пола в группы в процессе формирования гендерной идентичности;
- формирование моделей общепринятого поведения, соответствующего представителям мужского и женского пола;
- регулирование общего хода гендерной социализации и контролирование поведения, отклоняющегося от гендерных норм (например, часто мы слышим высказывания типа: «Женщины (девочки) так себя не ведут», «Мужчины (мальчики) так не поступают») [6, с. 65].
В настоящее время в сфере социального поведения мужчин и женщин ситуация характеризуется двумя тенденциями: с одной стороны, подчеркивается тенденция к сближению профессиональных и семейных ролей мужчин и женщин [3, с. 54], с другой — акцентируется внимание на различиях в мужском и женском поведении [2, с. 88]. Эти тенденции проявляются в сосуществовании в обществе и в массовом сознании людей традиционалистских и эгалитарных гендерных норм.
В рамках традиционной идеологии мы выделяем принцип предназначения, согласно которому предназначением женщин являются дом, семья и выполнение социальных ролей хранительницы домашнего очага, домашней хозяйки, матери и жены.
Опираясь на положение статьи Е.В. Похоронюк, роль хранительницы очага берёт своё начало с древности. Женщина должна хранить огонь и тепло в доме, создавать уют и неповторимую атмосферу. От домашней хозяйки, в первую очередь, зависит, как выглядит дом. Она готовит, убирает детские игрушки, разбросанные вещи, собирает грязное белье и мусор [8, с. 67].
Суть роли жены заключается в том, чтобы быть рядом со своим мужем в богатстве и бедности, болезни и здравии. Именно жена напоминает мужу о цели жизни, о том, что нужно совершенствоваться. То есть жена – это соратник, союзник мужчины в любой битве.
Мать по традиционной идеологии должна быть щедрой, неутомимой, жертвовать собой ради своих детей, быть готовой к любой усталости и бессонным ночам. Женщина должна быть настроена на создание семьи, а не на карьеру.
Нормы женского поведения традиционного типа связана с высокой значимостью для женщины привлекательной внешности, которая представляет собой капитал женщины, укрепляющий ее положение на «рынке невест». Женщины должны ухаживать за своей внешностью и следить за фигурой. Именно мужчины — основные ценители женской красоты и сексуальной привлекательности, поэтому женщины должны стремиться к тому, чтобы их внешность соответствовала мужским ожиданиям.
Мужчинам же предназначены работа вне дома, поддержание связей между семьей и обществом и выполнение социальных ролей добытчика, защитника и общественного деятеля. Принцип призвания мужчин и женщин дополняется принципами жесткой дифференциации их социальных ролей и доминирования мужчин в семье и в обществе.
Мужчина-лидер должен принимать решения и нести ответственность за их последствия. Социальная роль добытчика заключается в том, что он должен зарабатывать столько, чтобы денег хватало на еду, одежду, обувь, оплату коммунальных платежей – это как минимум. Суть роли защитника в том, что мужчины сильнее женщин физически. Муж не должен перекладывать на жену решение семейных проблем. Мужчина должен уметь выполнять мужскую домашнюю работу – прибить в ванной полку, подключить стиральную машину и многое другое [7, с. 56-57].
При выделении основных принципов эгалитарной идеологии мы исходим из того, что в ее основе лежат идеи гендерного подхода, главной целью которого является установление равных возможностей для полной самореализации мужчин. Этого можно достигнуть путём предоставления равного доступа к образованию обоих полов, медико-санитарному обслуживанию, достойной работе и участию в процессах принятия политических и экономических решений, что будет способствовать достижению устойчивости экономики и принесет пользу обществу и человечеству в целом. Для обеспечения гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин потребуется активизировать усилия, в том числе по укреплению нормативно-правовой базы, в целях борьбы с глубоко укоренившейся практикой дискриминации по признаку пола, которая зачастую является результатом патриархальных взглядов и связанных с ними социальных норм. В соответствии с этим в качестве базовых принципов данной идеологии нами выделяется социальное конструирование гендерных статусов и ролей. Американский социолог Рут Хартли выделяет четыре основных способа конструирования взрослыми гендерной роли ребенка:
- Гендерная социализация через определенные манипуляции означает озабоченность родителей теми или иными внешними проявлениями своего ребенка. Например, родители могут постоянно восхищаться физическими данными и силой своего сына или выражать озабоченность внешностью ребенка-девочки.
- Вербальная апелляция – это озвучивание взрослыми полоролевых особенностей ребенка. Родители подчеркивают физические данные мальчика, его силу, ловкость, умение дать сдачи обидчику. Девочка получает представление о том, что внешний вид, красивая одежда - это очень важно.
- Канализация означает направление внимания ребенка на определенные объекты, способствующие формированию стереотипной гендерной роли в семье, например, девочкам на игрушки, соответствующие игре в "дочки матери" или просто имитирующие предметы домашнего обихода, мальчикам же покупают конструкторы, машинки.
- Демонстрация деятельности. Девочек учат вести себя, действовать «как мама», мальчиков – «как папа». То есть не только внешне похож (похожа), но и действует так же [9, с.70].
А также базовыми принципами эгалитарной идеологии являются взаимозаменяемость социальных ролей мужчин и женщин, паритет (равенство прав и возможностей) мужчин и женщин. В наше время набирает популярность феминистическое движение, задачей которого является именно устранение дискриминации женщин и уравнение их в правах с мужчинами.
Для нас представляет интерес мнение современной молодежи, которая как раз может продемонстрировать, какой гендерный подход доминирует в XXI веке.
Поэтому для более детального изучения гендерных представлений современной молодежи, мы провели исследование, в котором приняли участие женщины (104) и мужчины (67) двух возрастных категорий: 18-24 и 25-30 лет. Всего было опрошено 171 человек.
Для начала мы решили выяснить семейное положение респондентов, поэтому задали такой вопрос: «Состоите ли Вы в браке?». 22% участников опроса состоят в зарегистрированном браке, 38% имеют отношения, 32% - одиноки и лишь только 5% живут с партнером в незарегистрированном браке. Далее узнали, что важнейшими ценностями современной молодежи как мужчин так и женщин в равной степени являются «семья и дети» (80%), «здоровье» (57%) и «хорошая работа» (35%).
Проанализировав результаты третьего вопроса, определили, что подавляющая часть респондентов считает, что «в семье все должно строиться на доверии» (80%). Также для многих «создание семьи – это большая ответственность» (65%) и лишь несколько человек отметили, что «каждая семья должна заключить брачный контракт» (2,3%). Последнее примечание говорит нам о том, что в нашей стране ещё не развита практика заключения брачного контракта, так как её не было у предшествующего поколения, и у молодого поколения не имеется такого богатства, которое следовало оберегать.
В настоящее время мы всё чаще замечаем такую тенденцию, которая характеризуется тем, что молодые люди не видят смысла в зарегистрированном браке. На основе нашего опроса выяснилось, что для 60% современной молодёжи брак должен быть обязательно зарегистрирован. В свою очередь 40% респондентов, действительно, считают, что регистрация брака не имеет значения.
В пятом и шестом вопросе мы решили распознать оптимальный возраст мужчин и женщин для вступления в брак. Оказалось, что для создания крепкой семьи мужчинам нужно достигнуть 24-26 летнего возраста (52%). Что касается оптимального возраста для женщин, то здесь респонденты разделили две точки зрения, которые в процентном соотношении близки друг к другу – 41% считают, что женщине следует выходить замуж в 21-23 года, а 43% оценивают оптимальный возраст, как 24-26 лет.
«Какие браки наиболее прочные?», этот вопрос волнует многих, он остается актуальным на все времена. Для большинства наших респондентов прочный брак тот, который основывается на «любви и уважении» (64%), «на основе крепкой дружбы» (21%). Наименьшее число % набрали пункты «по финансовому расчету» и «по выбору родителей». Это означает, что брак по расчёту, характерный для традиционный идеологии, теряет популярность среди современной молодежи, которая уже не прислушивается к мнению и выбору своих родителей.
Для создания крепкой ячейки общества воспроизводство многих функций являются важными в семейных отношениях. Особенно значимыми оказались такие как «эмоциональный комфорт» (65,5%), «поддержание здоровья членов семьи» (46%), «рождение детей» (43%). Фраза - «Клянусь любить тебя в горе и в радости, в богатстве и в бедности, в болезни и во здравии, пока смерть не разлучит нас!» - лучше всего характеризует отношение наших респондентов к семье. Потому что для них менее важной функцией в семейных отношениях является «финансовое благополучие» (0,6%).
На наиболее важный вопрос в нашем исследовании, о главе семьи в современном обществе, 70% молодых людей ответили, что в семье должно быть равноправие. 12% полагают: «мужчина – он глава семьи и сам принимает решения». С мнением, что «женщина может подсказывать, но решение и ответственность за мужем» согласились 19,3%.
Для фиксации гендерных ролевых позиций мы использовали ситуации, с которыми нужно было согласиться нашим респондентам. Большинство опрошенных (60%) считают, что преимущественно правильной ситуацией является та, когда «супруги должны вносить одинаковый вклад как в финансовую, так и в семейную часть совместной жизни». Почти каждый четвертый (25%) согласился с тем, что «мужчина должен содержать семью, но женщина тоже должна работать». И лишь 9,4 % выбрали ситуацию – «мужчина должен зарабатывать деньги, а женщина должна быть хозяйкой в доме». Следовательно, у большинства молодых людей выявлены стереотипные установки на эгалитарное распределение ролей в семье.
На вопрос «Кто преимущественно должен распоряжаться семейным бюджетом?» 65,5 % опрошенных ответили, что «оба супруга в равной степени», 21% выбрали пункт «непринципиально», 7,6 % отдали своё предпочтение «жене» и всего лишь 5,8% «мужу». Эти ответы дают нам понять, что современная молодёжь России вступила на путь развития эгалитарного подхода, главными принцами которого являются взаимозаменяемость социальных ролей мужчин и женщин, паритет мужчин и женщин.
Из древности повелось, что все домашние обязанности в семье ложись на хрупкие плечи женщины. Интересно, изменилось ли данное положение в современности? Результаты нашего исследования показали изменения. Теперь 68% респондентов считают, что каждый из супругов одинаково должен участвовать в налаживании быта семьи. 29% выбрали – «домашние обязанности в основном должна выполнять женщина, но мужчина тоже должен иногда помогать ей». Так, мы определили, что лишь малая часть молодых людей (2,3%) придерживается традиционного подхода, оценивая домашний быт только обязанностью женщины.
Действительно, гендерные стереотипизированные представления мужчин и женщин всё дальше и дальше отходят от традиционных устоев, становясь эгалитарными. Это заметно в следующем вопросе: «Кто, на ваш взгляд, формирует благополучный психологический микроклимат в семье?», ответом которого стало мнение большинства (85%) – «формируется усилиям всех членов семьи». Только 10, 5% молодых людей выбрали пункт «жена» и 4,1% отметили «муж».
Таким образом, на основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что в современном обществе среди молодых людей стали доминировать принципы эгалитарной идеологии. В XXI веке приоритетом является установление равных возможностей для полной самореализации мужчин и женщин в достижение гендерного равенства. Эту тенденцию мы можем заметить в нашем исследовании семейно-брачных отношений. Большая часть опрошенных считают, что оба супруга в равной степени должны распоряжаться семейным бюджетом, зарабатывать деньги, налаживать семейный быт, формировать благоприятный климат в семье. Современная молодёжь активнее включается в глобальный информационный поток, транслирующий новые типы брачно-семейной практики, гендерные ценности и нормы, вступающие в противоречие с традиционными представлениями.
Список литературы:
- Абубикирова Н.И. Что такое гендер? / Н.И. Абубикирова // Общественные науки и современность, 1996. – № 6. – C. 123-125.
- Андроникова О. О. Гендерная дифференциация в психологии: учебное пособие / О.О. Андроникова. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 262 с.
- Кон И. С. Три в одном: сексуальная, гендерная и семейная революции / И. С. Кон // Журнал социологии и социальной антропологии, 2011. - № 14. – С. 51–65.
- Костикова И.В. Введение в гендерные исследования / И.В. Костикова и др.: под общ. ред. И.В. Костиковой. - М.: Аспект Пресс, 2005. - 235 с.
- Липпман У. Общественное мнение / У. Липпман. - М.: ФОМ, 2004. - 384 с.
- Клецина И.С., Иоффе Е.В. Нормы мужского и женского поведения в оценках студенческой молодёжи / И.С. Клецина, Е.В. Иоффе // Человек. Сообщество. Управление, 2016. - №3. – С. 60-72.
- Ковтун Г. С., Куперман А. А. Гендерные представления современной студенческой молодежи / Г. С. Ковтун, А. А. Куперман // Женщина в росскийском обществе, 2017. - № 1 (82). – С. 53-63.
- Порохнюк Е. В. Роль, статус и положение женщины в светском институте семьи / Е.В. Порохнюк // Власть, 2014. - № 1. – С. 65-69.
- Тартаковская И. Н. Социология пола и семьи / И.Н. Тартаковская. – Самара, 1997. – 131 с.
Оставить комментарий