Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 19(147)

Рубрика журнала: Юриспруденция

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6

Библиографическое описание:
Таращенко Е.А. ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА: ТЕОРИЯ ОРГАНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРАВА, ОТДЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ ПРАВА, ОТНОШЕНИЕ К РИМСКОМУ ПРАВУ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2021. № 19(147). URL: https://sibac.info/journal/student/147/214552 (дата обращения: 26.12.2024).

ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА: ТЕОРИЯ ОРГАНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРАВА, ОТДЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ ПРАВА, ОТНОШЕНИЕ К РИМСКОМУ ПРАВУ

Таращенко Екатерина Анатольевна

магистрант, факультет подготовки специалистов для судебной системы (юридический факультет), заочной формы обучения, Российский государственный университет правосудия Российской Федерации, Ростовский филиал,

РФ, г. Ростов-на-Дону

Кича Мария Вячеславовна

научный руководитель,

канд. юрид. наук доц. кафедры теории и истории права и государства, Российский государственный университет правосудия Российской Федерации, Ростовский филиал,

РФ, г. Ростов-на-Дону

АННОТАЦИЯ

В рамках данной статьи автором, на основе анализа работ Ф.К. Савиньи и Г.Ф. Пухты, а также работ различных авторов-исследователей исторической школы права, проводится осмысление отдельных составляющих аспектов взглядов представителей исторической школы права на право как социальное явление. В частности, проводится осмысление теории органического развития права, отдельных источников права, отношения к рецепции римского права со стороны Ф.К. Савиньи и Г.Ф. Пухты. ПО результатам проведенного исследования формулируются авторские выводы.

ABSTRACT

Within the framework of this article, the author, based on the analysis of the works of F. K. Savigny and G. F. Pukhta, as well as the works of various authors-researchers of the historical school of law, makes an understanding of certain constituent aspects of the views of representatives of the historical school of law on law as a social phenomenon. In particular, the author considers the theory of organic development of law, individual sources of law, and the attitude of F.K. Savigny and G. F. Pukhta to the reception of Roman law. Based on the results of the study, the author's conclusions are formulated.

 

Ключевые слова: Историческая школа права, Ф.К. Савиньи, Г.Ф. Пухта, теория органического развития права, отдельные источники права, отношение к рецепции римского права.

Keywords: Historical school of Law, F.K. Savigny, G.F. Pukhta, theory of organic development of law, separate sources of law, attitude to the reception of Roman law.

 

Вопросы, связанные с осмыслением исторической школы права, традиционно получают в современной науке достаточно большое освещение. Осмыслением исторической школы права занимаются ученые – специалисты в сфере теории государства и права, истории политических и правовых учений, философии права. Как показывает проведенный анализ, в период 2017 – 2021 годов осмыслением исторической права занимались следующие авторы: Бызгаева Е.А., Сушкова Ю.Н. [1, с. 93-95], Терзи Е.С. [2, с. 23-26], Кривенький А.И. [3, с. 71-74], Чернявский А.Г. [4, с. 51-59] и др. Проанализировав работы указанных авторов, мы приходим к нижеследующим выводам.

Историческая школа права начала формироваться в Геттингенском университете, в Германии. Возникновение исторического течения связано с критическим состоянием юридической науки того времени. Представители исторической доктрины считали, что к упадку правовой науки привело господство естественно-правового течения, идеи которого базировались на теории первобытного договора и народного суверенитета.

Согласно теории, каждому человеку от рождения присущи неотъемлемые права, вытекающие из самой человеческой природы. В случае нарушения законодателем «природных прав» народ имел «право на восстание», что должно было способствовать восстановлению справедливости. Реакцией на господство естественно-правовой доктрины и послужило создание исторической школы права. Таким образом, в Германии началась борьба историзма и рационализма.

Необходимо выделить несколько этапов становления исторической школы права, этим объясняется различие во взглядах ее предводителей. Такие представители школы, как Г. Гуго, И. Пюттер, сформировали начальные положения исторической теории. Следующий этап преобразований происходил под руководством Ф.К. Савиньи и его последователя Г.Ф. Пухты. Ученым удалось добиться признания исторической теории в ее классическом понимании. Савиньи посвятил свою жизнь изучению римского права: преподавал в ведущих германских университетах, занимался систематизацией и совершенствованием римских Пандектов.  Представители исторического течения внесли ценный вклад в юридическую науку: создали систему современных абстрактных понятий и институтов, вошедших в основу Германского гражданского уложения, а затем и в гражданские кодексы других стран. Тяга Савиньи к изучению римского права нашла свое отражение в положениях исторической школы:

1. Теория органического развития права. Савиньи особое внимание уделял органическому развитию права. По мнению юриста, существует «народный дух», определяющий развитие всех сфер общественной жизни, в том числе и развитие права. Более того, между народом и правом существует органическая связь, которая обуславливает зависимость права от развития народа. Савиньи считает, что «право развивается вместе с народом, формируется вместе с ним и, наконец, умирает, как только народ утрачивает своё своеобразие». Процесс возникновения позитивного права возможно обнаружить, обратившись к истории. Гражданское право каждого народа имеет особый характер, связанный со спецификой традиций, нравов и природных условий. На ранних стадиях развития государства, при отсутствии позитивного права, народ руководствуется устоявшимися общепринятыми правилами поведения — обычаями. Несмотря на то, что древние племена были «бедны на понятия», у них присутствовало четкое осознание и чувство неписаного права. Со временем право усложнилось, тогда из чувства «внутренней необходимости» было создано позитивное право, призванное оберегать уже состоявшиеся в обществе обычаи [5, с. 134].

2. Отдельные источники права. Становление права, проистекающего из народного духа, — процесс, который недосягаем для человеческого понимания. «Для нас видимый элемент составляет только уже возникшее, т. е., право после того, как оно вышло из мрачной мастерской, в которой вырабатывалось и стало действительным», — утверждает Г.Ф. Пухта [6, с. 447]. Данный «видимый элемент» может принимать три формы, которые именуются источниками права: обычное право, закон, научное право. Обычное право — юридическое положение, укоренившееся в сознании народа.

В идеале закон должен отражать волю народа в лице законодателя, но зачастую истинная воля народа искажается и не принимает должной формы. Пухта считает, что причиной данной проблемы является индивидуальное влияние воззрений законодателя в виде «импровизации юридических постановлений».

Также возникают трудности при интерпретации закона, которая основывается на научных принципах: смысл закона не должен иметь скрытого подтекста, воля законодателя должна соответствовать признанным принципам права. Зачастую законодатель намеренно использует трудные для восприятия термины, конструкции, определяющие двоякий смысл закона, что приводит к неправильной интерпретации. Поэтому важную роль в восприятии законов играют профессионалы-юристы, предназначение которых заключается в борьбе за подлинные права народа. Научное право или «право юристов» является важнейшим источником права, так как определяет правовое сознание людей. Юристы — представители народной воли, задача которых посредством науки влиять на должное понимание народного духа. Пухта считает, что особое внимание стоит уделять «духовному воспитанию граждан», формированию единого правового сознания.

3. Отношение к римскому праву. Савиньи ревностно относился к изучению наследия римской империи, приписав римскому праву статус идеального живого права. Учёный считал, что для римских юристов «теория и практика, собственно говоря, не является чем-то разным, их теория проработана вплоть для самого непосредственного применения, а их практика всегда облагораживается научной трактовкой». Правовед отмечает, что римляне почитали опыт минувших лет, создавая новые институты только для того, чтобы старые могли функционировать наилучшим образом. По мнению Пухты, каждый народ имеет индивидуальный путь развития, однако существуют общие «начала», в соответствии с которыми выстраивается позитивное право.  Данные «начала» учёный видит в римском праве и считает положения римского права основополагающими в праве каждого народа. П.И. Новгородцев отметил мысль Пухты о том, что «право, закончив своё развитие у известной нации, может быть воспринято другой в качестве основы для нового развития» [7, с. 166], — этим объясняется рецепция римского права в Германии.

Исходя из этих убеждений, спорной становится знаменитая фраза о том, что право народа развивается своеобразно, как его язык. Следует отметить, что развитие языка все-таки можно сравнивать с развитием права. В каждом языке присутствуют основополагающие элементы — местоимения, суффиксы, приставки, которые составляют «скелет» любого языка. С помощью данных элементов язык каждого народа развивается по-своему. Так, основой для права каждого народа должно служить римское право, а дальнейшее развитие юридических положений должно осуществляться в соответствии с самобытным становлением народного духа. Пухта призывает «освободиться от буквы закона и проникнуться его духом.

Подводя итог проведенному в рамках данной статьи исследования, мы можем сделать вывод о том, что безусловно, представители исторического течения внесли ценный вклад в юридическую науку: создали систему современных абстрактных понятий и институтов, вошедших в основу Германского гражданского уложения, а затем и в гражданские кодексы других стран. В настоящее время происходит переосмысление исторической школы права во всем мире, что естественно оказывает влияние как на законодательный процесс, так и на процесс правоприменения. Помимо этого, укажем, что значение исторической школы права для отдельных отраслей отечественного права крайне велико, особенно для отрасли гражданского права, которое, по сути, в дореволюционный период было сформировано на основе трудов вышеуказанных немецких ученых.

 

Список литературы:

  1. Бызгаева Е.А., Сушкова Ю.Н. Историческая школа права // Экономика, социология и право. 2017. № 3. С. 93-95.
  2. Терзи Е.С. Генезис исторической школы права // Промышленность и сельское хозяйство. 2018. № 4 (4). С. 23-26.
  3. Кривенький А.И. Историческая школа в праве и доктрина международного частного права Ф.К. фон Савиньи // Евразийский юридический журнал. 2019. № 2 (129). С. 71-74.
  4. Чернявский А.Г. Историческая школа и естественное право // Вестник Академии права и управления. 2021. № 1 (62). С. 51-59.
  5. Савиньи Ф.К. О призвании нашего времени к законодательству. М.: Статут, 2011. С. 134.
  6. Пухта Г.Ф. Энциклопедия права // Немецкая историческая школа права. Челябинск: Социум, 2010. С. 447.
  7. Новгородцев П.И. Историческая школа юристов. Ее происхождение и судьба // Немецкая историческая школа права. Челябинск: Социум, 2010. С. 166.

Оставить комментарий