Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 19(147)

Рубрика журнала: Филология

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6

Библиографическое описание:
Разуваева С.А. ТИП КОНФЛИКТНОЙ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ УЧАСТНИКА STAND UP-ШОУ БЕЛЛЫ МАЛУ НА ВИДЕОХОСТИНГЕ YOUTUBE // Студенческий: электрон. научн. журн. 2021. № 19(147). URL: https://sibac.info/journal/student/147/214397 (дата обращения: 30.11.2024).

ТИП КОНФЛИКТНОЙ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ УЧАСТНИКА STAND UP-ШОУ БЕЛЛЫ МАЛУ НА ВИДЕОХОСТИНГЕ YOUTUBE

Разуваева Светлана Алексеевна

студент, кафедра судебной экспертизы, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского,

РФ, г. Нижний Новгород

Герасимова Инна Владимировна

научный руководитель,

канд. филол. наук, доц., Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского,

РФ, г. Нижний Новгород

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматриваются основные коммуникативные тактики и стратегии на материале выступления стендап-комика Беллы Малу.

ABSTRACT

This article describes the main communicative tactics and strategies based on the speech by stand-up comedian Bella Malu.

 

Ключевые слова: современная коммуникация, stand-up шоу, коммуникативные тактики и стратегии, youtube.

Keywords: modern communication, stand-up show, communicative tactics and strategies, youtube.

 

В настоящий момент мы можем наблюдать тенденцию развития стримингового сервиса, в частности, комедийной его части. Недаром существует пословица, что смех продлевает жизнь. Благодаря шуткам, люди могут справляться со стрессовыми ситуациями намного быстрее и эффективнее. Используя рефлексию, стендап-комики могут вовлекать аудиторию в естественный диалог, используя способы повседневной, межличностной, разговорной речи, избегая по большей части дистанцирования, необходимого для большинства форм культурного выступления. Сохраняя контроль над этим разговором, они, как это ни парадоксально, могут отдавать контроль, возвращая его, когда это необходимо, тем самым создавая иллюзию близости, обмена и взаимности между собой и аудиторией. Но также стендап-комики для создания большего эффекта вовлеченности аудитории используют высказывания к кому-то или чему-то в негативно-оценочном ключе. Описание конфликтного дискурса, как и любого другого дискурса, требует учета индивидуальных качеств коммуникантов. При этом анализ языкового сознания и коммуникативного поведения участников stand-up шоу сфокусирован на решении двух ключевых вопросов: каким образом посредством языка участник конфликта, в нашем случае участник stand-up шоу, интерпретирует действительность, и то, каким образом происходит взаимовлияние людей в процессе коммуникации.

В научном поле тема конфликтной языковой личности участника stand-up шоу не рассмотрена, хотя за последние годы можно заметить тенденцию развития данной сферы посредством создания каналов на видеохостинге youtobe, направленных только на контент форматом stand-up шоу. Данный формат включает в себя не только развлекательную функцию, но и социальную, а также познавательную, что, в свою очередь позволило stand-up шоу занять свою нишу в информационном поле. Участники stand-up шоу с самого начала своего дискурса в юмористической форме поднимают интересующие их события и факты, демонстрируя логический подход к данной теме, порой побуждая пересмотреть слушателей своё мнение на этот счет. Так что комики используют юмор не только для создания юмористических ситуаций, но и в познавательных целях, а также для высказывания своего мнения на остросоциальную проблематику через юмор, зачастую создавая конфликтную ситуацию.

Стендап-комедия – это стремительно развивающийся в настоящее время комедийный жанр, в котором один человек выступает перед публикой, в редких случаях это может быть группа людей. В репертуар таких выступлений, как правило, входят авторский монолог, короткие шутки, импровизация с залом или другими участниками stand-up шоу. Стендап как жанр не обладает строгими рамками. Любой материал, который вдохновляет оратора или кажется ему смешным, может быть использован. Также этот жанр не обходит стороной темы-табу, что делает его особенно популярным, позволяя обесценивать и высмеивать недостатки общества, события и реалии повседневной жизни, а также пересматривать свои взгляды на некоторые вещи и события, либо заставляет задуматься над какими-либо социально-психологическими аспектами нашей жизни.

Охарактеризуем конфликтную языковую личность Беллы Малу:

1. На лексическом подуровне:

- ненормативная лексика (обсценная, инвективная): «дейм мазафака».

- негативная оценочная лексика: «еще одну бабу нашли», «в телефоне есть папка с расистами», «хочешь, побуду твоим рабом», «ролевая игра Кровавое воскресенье».

- метафоры и метонимия: «Москва достаточно современный город, но, несмотря на это тут есть люди, которых это до сих пор удивляет».

- сравнения: «я была там всего лишь один раз и тоже видела крокодила только с подписью «Lacoste».

2. На грамматическом подуровне:

- употребление восклицательных форм: «А вы откудаво? Я городская!», «А-а-а-а-а-а-а-а, у меня обед! Я одна, а вас много!».

- употребление междометий: «ну меня сложно не заметить», «ну я вообще такое видела только на день студента», «Ну как описать, ну улыбчивая еще такая вот».

-использование противопоставлений: «сложно быть серой мышкой когда ты черная», «тоже видела крокодила только с подписью «Lacoste».

3. На прагматическом подуровне:

- прием «навешивания ярлыков»: «я не убегала от гепарда», «не вишу на поручне вниз головой».

- плюрализация: «я также прошу открыть вторую кассу в Пятерочке», «я больше к провинциалу, у меня даже был ивановский акцент».

- ирония, постирония: «меня часто спрашивают как там, в Африке, а я не знаю. Я была там всего лишь один раз и тоже видела крокодила только с подписью «Lacoste», «я еду в метро в том же самом пуховике, а не вишу на поручне вниз головой», «он говорит: «Вы там, правда, людей едите?». Я говорю: «Да и сегодня как раз не завтракала».

В тексте stand-up’а присутствовали невербальные маркеры конфликтного дискурса. К ним относятся:

- паузы;

- повышение или понижение тона голоса;

- ускорение или замедление темпа речи;

Речевые маркеры установки на конфронтацию включают:

1) Прямая угроза: «Я заметила, что меня фотографируют в метро. Я сначала парилась по этому поводу, потом просто стала фоткать этих людей в ответ. По сути, теперь у меня в телефоне есть папка с расистами».

2) Злые шутки: «Лешка, можно у нас сегодня будет ролевая игра Кровавое воскресенье».

3) Оскорбление: «Тамара, смотри, негр», «я таких как ты в ГТА давил».

4) Приписывание мыслей, чувств, мотивов оппоненту: «блин, неужели все не так, как я себя представлял. А что, если с…с с близняшками это просто два раза плохо?».

Характеристика индивидуального авторского стиля (мотивы) конфликтной языковой личности Беллы Малу в stand-up шоу:

- мотив дискриминации по расовой принадлежности: «Я буду выступать со стендапом. Нет такого, что меня вывели просто показать: мол смотрите, смотрите еще одну бабу нашли. Сразу хочу сказать, я родилась и выросла в России. Я живу такой же жизнью, я не убегала от гепарда. Я не удивляюсь в воде и не хожу по улице с голыми с…ми. Ну, я вообще такое видела только на день студента. И я с детства в России, у меня скорее русский менталитет и я также прошу открыть вторую кассу в Пятерочке. Нет такого, что образовалась длинная очередь, я такая: «Дейм мазафака!». И знаете, я переехала в Москву из Иваново, тоже понаехала, правда ехала 6 часов. Конечно, это многих удивляет, потому что, когда ты переезжаешь на электричке, не сразу понятно, что ты африканка, потому что вокруг тоже прям не чистые люди. И знаете, я больше к провинциалу, у меня даже был ивановский акцент. Ну, такая Cardi B, которая говорит: «А вы откудаво? Я городская!». Меня часто спрашивают как там, в Африке, а я не знаю. Я была там всего лишь один раз и тоже видела крокодила только с подписью «Lacoste». Я уже давно живу в Москве, но, несмотря на это мне очень сложно найти работу, потому что в душе-то я обычная русская баба, но окружающие этого не видят. Хотя согласитесь было бы круто. Просто прикиньте, насколько колоритной была бы паспортистка в МФЦ, которая такая, ну представьте: «А-а-а-а-а-а-а-а, у меня обед! Я одна, а вас много!». Москва достаточно современный город, но, несмотря на это тут есть люди, которых это до сих пор удивляет. Я заметила, что меня фотографируют в метро. Я сначала парилась по этому поводу, потом просто стала фоткать этих людей в ответ. По сути, теперь у меня в телефоне есть папка с расистами. И я думаю: «А что вы фоткайте? Я еду в метро в том же самом пуховике, а не вишу на поручне вниз головой». Просто понимаете, ты можешь, можешь быть кем угодно, хоть ты Дензол Вашингтон, хоть Бейонсе. В московском метро ты: «Тамара, смотри, негр. Давай сфоткаем». Но я уже спокойно к этому отношусь, потому что часто с этим сталкиваюсь. Недавно еду в такси. Таксист спрашивает: «Девушка, вы из Африки?». Говорю: «Да». Он говорит: «Вы там, правда, людей едите?». Я говорю: «Да и сегодня как раз не завтракала». Мы ехали в полной тишине до конца поездки. На самом деле не так раздражают глупые вопросы, как бесит другое – я всегда на виду. Сложно быть серой мышкой, когда ты черная. Ну, меня сложно не заметить. Вряд ли кто-то учился с чернокожей и в разговоре упоминал ее: «Ну, Белла. Ну как описать, ну с Женьком встречалась, на баскетбол ходила. Ну как описать, ну улыбчивая еще такая вот, но когда улыбается, прям сильно заметно».

Интенция конфликтной языковой личности Беллы Малу в stand-up шоу характеризуется использованием стратегии дискредитации, стратегии самопрезентации, тактики «Приведение примера и аргументов», тактики «Контраста», тактики юмора. Сочетание интенции и индивидуального авторского стиля конфликтной языковой личности Беллы Малу в stand-up шоу указывает на центрированный тип: на пассивно-центрированный подтип личности, так как в тексте явно демонстрируется установка на себя, дифференциация, тактика «контраста» и переключения внимания, сравнения себя с оппонентом.

 

Список литературы:

  1. Дмитриев, А. В. Юридическая конфликтология. В 3 ч. Ч. 1. Введение в общую теорию конфликтов / А. В. Дмитриев, В. П. Кудрявцев, С. В. Кудрявцев. – М. : ИНИОН РАН, 1993. – 220 c.
  2. Караулов, Ю. Н. Русский язык и языковая личность / Ю. Н. Караулов. – М. : Наука, 1987. – 264 с.
  3. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. М.: Гнозис, 2004. С. 304–305.
  4. Дипломная работа «Конфликтная языковая личность участника рэп-баттла: структурно-семантический и функциональный анализ при производстве судебно-лингвистических экспертиз»; Смирнов А.А.
  5. Youtube-канал «RNDSTV Edit»; Белла стендап, URL: https://www.youtube.com/watch?v=y9zJkfsCfYg.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.