Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 19(147)
Рубрика журнала: Психология
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6
КОПИНГ-СТРАТЕГИИ ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА
АННОТАЦИЯ
Данная статья затрагивает вопросы исследования копинг-стратегий лиц пожилого возраста, механизмы их формирования, условия их изменений, факторы, влияющие на их становление. Само понятие «копинги» относительно новое, поэтому очень немногие авторы занимаются изучением данной области психологии, особенно среди пожилых людей.
ABSTRACT
«Coping» is kind of new termin for the whole psychology community, this why there are not so many researches about copings especially among elderly people. This article is a research for understanding what copings are, mechanisms for development, factors of that development and conditions to change coping-strategy.
Ключевые слова: копинги, копинг-стратегии, люди пожилого возраста.
Keywords: copings, coping strategy, elderly people.
Актуальность. Актуальность данной работы заключается в том, что проблема совладающего поведения (копинг-поведения) до конца не является изученной, особенно среди людей пожилого возраста. Сегодня, в силу увеличения доли пожилого населения по всему миру, что является результатом продолжающегося снижения показателей рождаемости и повышения продолжительности жизни, по данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), необходимо увеличивать объем знаний в данной области. В отечественной психологической науке период старости изучен значительно меньше, чем первая треть жизни человека. Как было отмечено одной из создателей отечественной геронтопсихологии, Л.И. Анцыферовой, «психологическая наука начала проявлять растущий интерес к проблеме старения человека и его жизни в пожилом старом возрасте лишь в последней трети XX в.». Современные исследования показывают, что пожилые люди способны достаточно эффективно справляться со стрессовыми жизненными событиями, но важно рассмотреть, какие именно копинг-стратегии лежат в основе этого поведения.
Основная часть. Первым, кто заинтересовался в данной научной области и ввел понятие «сoping» был Абрахам Маслоу (1987). Его взгляды в целом совпадали с некоторыми современными концепциями и включали в себя понимание копинг-поведения как паттерны реакции, возникающие в связи с нуждой изменить состояние и включающие в себя приложение усилий, сознательную направленность и приобретенность в течение жизни. Во второй половине двадцатого века наблюдается значительное увеличение исследований по проблеме «совладания» личности со стрессовыми ситуациями, так как увеличился риск возникновения сложных для каждого индивида ситуаций, которые ведут к непоправимым последствиям, например, психосоматическим расстройствам, а также ухудшается общая обстановка в мире.
Постепенно взгляды ученых на проблему копинга расширялись, начали появляться новые идеи и мнения. В настоящее время под копингом понимаются сознательные паттерны поведения для преодоления различных стрессовых ситуаций.
В психологической литературе существуют различные классификации, которые понимают копинг-стратегии поведения как специфические поведенческие конкретизации процессов произвольного контроля над действием, а именно как планируемые поведенческие стратегии, которые служат для того, чтобы поддерживать или восстанавливать контроль в ситуациях, когда человек подвергается угрозе.
Среди базовых личностных факторов, оказывающих влияние на успешность стратегий совладающего поведения человека в стрессовой ситуации, выделяют возраст (Т.Л. Крюкова, Н.А. Сирота и др.), жизненный и профессиональный опыт (Н.Е. Водопьянова, и др.), локус контроля (И.М. Кондаков, М.Н. Нилопец), самоорганизацию времени жизни (Е.И. Головаха и др.). Далеко не каждый человек способен найти конструктивный выход преодоления кризисной ситуации, что может привести к трудным для личности последствиям. [2]
В соответствии с устоявшимися в науке теоретико-практическими существующими представлениями о совладающем поведении можно предположить, что психологические защиты и копинг-стратегии входят в единую и цельную адаптационную систему человека.
Прием формирования копинг-стратегий — один из наиболее важных на пути становления индивидуальности. С точки зрения большинства ученых, аспектами, влияющими на выбор стиля и копинг-стратегии, являются как особенности ситуации и выбор её решения, так и личностные особенности человека, включая самооценку, самопринятие, уровень тревожности и локус контроля; возраст, пол, и гендер; принадлежность личности к той или иной этнической группе или социальному слою, социальную компетентность, социальную роль, социальный опыт.
Б. Лау выдвинул предположение, что возрастные особенности негативно коррелируют с проблемно-ориентированными копинг-стратегиями, что означает использование менее активных копинг-стратегий при столкновении со стрессовыми ситуациями [10]. Как показало исследование, они склонны использовать когнитивный подход, дистанцирование и бегство-избегание, нежели, например, поиск социальной поддержки, планомерное разрешение проблем и конфронтацию. Рассматривая его теорию, пожилые люди часто предпочитают избегать трудностей, приводя аргумент о том, что их «возраст уже не тот», «уже нет смысла пытаться», «уже не о чем волноваться». Они более склонны обдумывать происходящее, решать проблемы рациональным путем, но если этого не получается сделать, то они дистанцируются и избегают конфронтации.
С. Фолкман подтвердила своими исследованиями точку зрения Лау и доказал, что пожилые люди чаще всего используют более пассивные внутриличностные эмоционально-сфокусированные копинг-стратегии [9]. Но если стресс связан с проблемами со здоровьем, то в таком случае чаще используется конфронтация ввиду того, что уже присутствует страх смерти и волнение за собственное здоровье уже выходит на первый план.
К. Алдвин и ее коллеги проводили обширное интервью среди пожилого населения, которое составило опрос 1000 людей [7, 8]. Итогом данного интервью следовало, что пожилое население чаще выбирает стратегии бегства (с помощью либо алкогольных напитков, либо ухода от реальности посредством других средств, изменяющих сознание), а также почти не выбирают проблемно-ориентированные стратегии. Автор предполагает, что вероятная причина неиспользования или крайне редкого использования проблемно-ориентированного совладания может состоять в попытке пожилого населения запасти свои ресурсы для совладания с проблемами в пожилом возрасте. Так же, дополнительным итогом исследования было определено, что пожилые люди чаще всего менее склонны приобщать себе ответственность или причину проблемы себе, а потому они могут оценить проблемы как менее напряженные.
Также в исследовании Алдвин были отражены данные, которые подтверждали информацию о том, что пожилые люди меньше всего склонны терять энергию во взаимных обвинениях, вместо этого они предпочитают дистанцироваться от ответственности за принятие решения в существующей проблеме. Другими словами, пожилые люди имеют очень полезное приспособление, используя стратегии бегства-избегания, так как это сохраняет их психическое здоровье в стабильном состоянии равновесия, даже если имеются какие-то заболевания, которые нарушают общую деятельность всего организма, поскольку не видят смысла переживать или испытывать какие-то негативные чувства по поводу того, что не их силах изменить.
Е.Б. Лунина в своем диссертационном исследовании [4] выявила особенности совладания, которые характеризуют лиц с различными стратегиями старения. Если у человека присутствует непродуктивная стратегия старения, то вероятнее всего, у такого человека низкая самооценка и присутствуют конфликты с окружающими, по причине отсутствующего достаточного контакта с близкими людьми. Такие факторы оказываются в корреляционной зависимости от выбора стратегии эмоционально-ориентированного копинга и копинга, ориентированного на избегание, социальное отвлечение и стратегии поиска социальной поддержки [там же].
Результаты О.В. Курышевой [3], доказывают, что наиболее популярной стратегией совладания со старостью является «Поиск социальной поддержки». Так же пожилое население в этом авторском исследовании дало предпочтение рациональному подходу к осознанию и решению трудных, стрессовых ситуаций.
По мнению Л.А. Гаязовой, защищенность пожилого человека от деструктивных воздействий может обеспечиваться особенностями жизненного опыта, а также выработанными социально-психологическими умениями [1].
Таким образом можно сделать вывод, что мы все еще имеем недостаточно данных о том, как происходит формирование копинг-стратегий у человека, особенно в пожилом возрасте. С наступлением возрастных изменений, копинг-стратегии, безусловно, меняются, но личностные характеристики, сохраняемые человеком в течение всего его жизненного пути и детерминирующие становление данных копинг-стратегий, остаются. Поэтому данная работа показывает, что нам следует развивать данное направление, обобщая уже имеющиеся данные по представленной теме и вносить новые знания, которые бы расширили границы науки и положили начало для новых исследований.
Список литературы:
- Гаязова Л. А. Личностные особенности пожилого человека, переживающего психологическое насилие в семье // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2007. №27
- Капустина Т. В. Использование метафорических ассоциативных карт в психологическом сопровождении профессиональных кризисов // Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности 2019 № 9 , стр. 116-121
- Курышева О. В., Тарасова С. В. Взаимосвязь отношения к собственному возрасту и стратегий совладания со старостью у пожилых людей // Вестник ВолГУ 2014 №1, стр. 47-55
- Лунина Е. Б. Особенности совладающего поведения у лиц в позднем возрасте: автореф.дисс. …канд.психол.наук. Ростов-на-Дону, 2009. 21с.
- Светоч, В. Е. Самоорганизация времени жизни как личностный ресурс стресспреодолевающего поведения / В. Е. Светоч // Психология и психотехника. – 2012. – № 1. – C. 40 – 48
- Стрижицкая О.Ю. «Основы психогеронтологии»// стр. 11-15
- Aldwin C., Molitor T., Spiro A., Levenson M., Molitor J., Igarashi H. Do Stress Trajectories Predict Mortality in Older Men? Longitudinal Findings from the VA Normative Aging Study // Journal of Aging Research. - 2011. Vol. 2011, P. 1-10.
- Aldwin C.M., Yancura L.A. (2010). Effects of stress on health and aging: two paradoxes // California Agriculture. - Vol. 64, №4. - P. 183-188.
- Folkman S.L., Lazarus R.S., Pimley S., Novacek J. Age differences in stress and coping responses // Psychology and Aging. - 1987. - Vol. 2. - P. 171-184
- Lau B.W. Stress, Coping and Ageing // Journal Hong Kong Coll. Psychiatr. - 1994. - Vol. 4, №2. - P. 39-44.
Оставить комментарий