Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 19(147)
Рубрика журнала: Юриспруденция
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6
ВЗАИМОСВЯЗЬ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА С 79 ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ В ОТНОШЕНИИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ
АННОТАЦИЯ
Государственные служащие, несмотря на свой особенный правовой статус не перестают быть гражданами Российской Федерации, а следовательно, должны пользоваться всеми правами, предусмотренными Конституцией Российской Федерации. Никакой законодательный акт, даже тот, который непосредственно регулирует прохождение их службы не должен ущемлять их интересы. В связи с этим, необходимо установить какая же взаимосвязь между двумя важнейшими законодательными актами, регулирующими труд государственных гражданских служащих.
Ключевые слова: государственная гражданская служба, государственная служба, Трудовой кодекс Российской Федерации, 79-ФЗ, трудовая деятельность, профессиональная деятельность, трудовые права, правовой статус, трудовые отношения.
Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [3] регулирует правила прохождения государственной службы. Трудовой Кодекс Российской Федерации [2] - трудовые отношения между работником и работодателем. В соответствии со ст. 5 Закона № 79-ФЗ отношения, связанные с гражданской службой, помимо самого Закона и Конституции Российской Федерации регулируются федеральными законами. Какое место в этом регулировании занимает Трудовой Кодекс Российской Федерации? Ответ на этот вопрос и станет темой данной статьи.
Начнем с соотношения понятий «прохождение гражданской службы» и «исполнение трудовых обязанностей».
В соответствии со ст. 3 Закона № 79- ФЗ Государственная гражданская служба Российской Федерации - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации (далее также - должности гражданской службы) по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.
Таким образом, законодатель указывает на профессиональную деятельность служащих. В законодательстве Российской Федерации легального определения профессиональной деятельности нет. Рассмотрим взгляды ученых на этот термин.
Е.Г. Шаблова под профессиональной деятельностью понимает вид трудовой деятельности человека, который является основным источником дохода. При этом человек должен владеть комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки и опыта работы [8].
Т. Л. Александрова считает, профессиональной деятельностью – «определенную обособленность, дифференциация деятельности (на уровне видов) и закрепление этой деятельности для отдельной социальной группы, которая использует ее как источник средств к существованию. Основными характеристиками профессии являются дифференцированное содержание работы и ее экономическая функция» [6].
Д. Маркович определяет профессиональную деятельность как специализированную и институционализированную «Деятельность, которая включает серию или систему работ, которые подразделяются на более или менее однородную целостность в рамках существующего социально-технического разделения труда и выполняются отдельными лицами в течение относительно длительного периода на основе специализированных навыков (образование и знания)) и обеспечение дохода для поддержания человеческого существования» [7].
Большинство ученых сходятся во мнении, что «профессиональная деятельность» понятие более широкое, чем понятие «трудовая деятельность» и второе является лишь частью первой.
Целесообразно отметить, что профессиональная деятельность включает в себя трудовую, но они не обязательны друг для друга. Т. е. профессиональной деятельностью можно заниматься, не вступая в трудовые отношения, а трудовые отношения возможны и без профессионализма (например, неквалифицированный, не требующий определенных навыков и умений труд).
Государственная служба, на мой взгляд, являясь профессиональной деятельностью, включает в себя и трудовую. Служебный контракт, заключаемый с госслужащим – это документ, подтверждающий вступление в трудовые отношения. Государственный служащий, выполняет возложенные на него должностные обязанности, соблюдает режим рабочего времени и времени отдыха, получает заработную плату. Все эти моменты регулируются нормами трудового законодательства.
Но эти же вопросы регулируются и Законом № 79-ФЗ. На лицо конкуренция норм, которые вызывают немало судебных споров.
Так, жительница Ингушетии Лилия Пугиева, во время беременности была уволена с государственной службы за прогул. В день отсутствия на работе она ухаживала за сыном-инвалидом. Однако, полагая, что уволить ее не смогут, так как она на этот момент уже была беременна, листок нетрудоспособности она не оформляла, но вместе с объяснением предоставила работодателю справку о беременности. Она была уволена за прогул и обратилась за защитой своих прав в суд. Однако, суды всех инстанций отказали в удовлетворении ее иска, основываясь на том факте, что Закон № 79-ФЗ не содержит запрета на увольнение беременной женщины. При этом нормы Трудового Кодекса не учитывались.
Пугиева обратилась в Конституционный Суд, который отменил все принятые решения и Пугиева была восстановлена на работе [4].
Как же должны на практике разрешаться подобные конкурентные ситуации? Какой закон должен приоритетно применяться: Закон № 79 ФЗ или Трудовой Кодекс Российской Федерации.
Оба законодательных акта являются федеральными законами, а следовательно, равнозначны по юридической силе. По данному вопросу есть разъяснение КС РФ: «Противоречия между Гражданским кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, регулирующими эти отношения, должны быть устранены в процессе правоприменения, поскольку Конституция Российской Федерации не определяет и не может определять иерархию актов внутри одного из их видов, в данном случае - федеральных законов. Ни один федеральный закон в силу статьи 76 Конституции Российской Федерации не имеет большей юридической силы по сравнению с другим федеральным законом. Правильный же выбор на основе установления и исследования фактических обстоятельств и истолкование норм, подлежащих применению в конкретном деле, относится не к ведению Конституционного Суда Российской Федерации, а к ведению судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Данная правовая позиция сформулирована и неоднократно подтверждена Конституционным Судом Российской Федерации в ряде решений» [5]. И хотя в этом Определении речь идет о Гражданском Кодексе, на мой взгляд его положения можно применить и к рассматриваемой нами проблеме.
Исходя из толкований КС любая конкуренция норм между Законом № 79 и Трудовым Кодексом Российской Федерации и вопрос приоритета применения норм, рассматривается в каждом конкретном случае, исходя из фактических обстоятельств дела.
Не будем спорить с КС РФ, но считаю подобное положение неверным, так как порождает массу споров, которые могли бы быть решены уже на нормотворческом уровне.
Согласно Конституции Российской Федерации, все граждане обладают равными правами. И этот постулат не зависит от профессионального статуса гражданина. Трудовые права гражданского служащего должны охраняться на уровне трудовых прав человека любой другой профессиональной деятельности. К сожалению, зачастую это не так.
В настоящее время существует практика заключения срочных трудовых контрактов. В соответствии с ст. 25 Закона № 79-ФЗ служебный контракт может быть заключении на неопределенный срок и на срок от года до пяти лет. Трудовой Кодекс так же содержит подобную норму (ст. 59 ТК РФ). Но перечень оснований заключения срочного контракта с госслужащим горазд больше, чем предусмотрено трудовым законодательством, что, на мой взгляд нарушает права человека, поступающего на государственную службу.
Таким образом, необходимо отметить, что регулирование трудовых отношений государственных служащих нормами двух федеральных нормативных актов – усложняет на практике их применение.
Да, государственные служащие обладают особенным статусом по отношению к гражданам, заключающими трудовые договора с коммерческими и некоммерческими не государственными предприятиями. Но на мой взгляд, именно эта особенность и только должна регулироваться отдельным актом.
Нормы, регулирующие трудовые отношения должны быть одинаковыми для всех граждан страны, не зависимо от профессиональной деятельности. Особенно это касается труда женщин. Очень много женщин работают в государственных органах – по данным статистики, которые озвучил первый замминистра труда и социальной защиты Алексей Вовченко, они составляют около 72% среди госслужащих [9]. Трудовой Кодекс Российской Федерации более тщательно регламентирует труд женщин, чего не скажешь о Законе № 79 и здесь конкуренция норм чаще всего приводит к нарушению прав, незаконным увольнениям и прочему.
Государственные служащие, несмотря на свой особенный правовой статус не перестают быть гражданами Российской Федерации, а следовательно, должны пользоваться всеми правами, предусмотренными Конституцией Российской Федерации. Никакой законодательный акт, даже тот, который непосредственно регулирует прохождение их службы не должен ущемлять их интересы. Именно поэтому, целесообразно отметить, что при оценки трудовых отношений гражданских служащих в приоритете должны быть нормы Трудового Кодекса, а Закон № 79 регулировать лишь те отношения, которые не регулируются трудовым законодательством.
Список литературы:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета от 25 декабря 1993 г. № 237.
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (ред.20.04.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. N 1 (часть I) ст. 3.
- Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ред. 30. 04. 2021) // Собрание законодательства Российской Федерации от 2 августа 2004 г. N 31 ст. 3215.
- Постановление Конституционного Суда РФ от 06.12.2012 N 31-П «По делу о проверке конституционности пункта 4 части 1 статьи 33 и подпункта "а" пункта 3 части 1 статьи 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с жалобой гражданки Л.А. Пугиевой// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_138979/.
- Определение Конституционного Суда РФ от 03.02.2000 N 22-О «По запросу Питкярантского городского суда Республики Карелия о проверке конституционности статьи 26 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» // https://legalacts.ru/doc/opredelenie-konstitutsionnogo-suda-rf-ot-03022000-n/.
- Александрова, Т.Л. Методологические проблемы социологии профессий [Текст] / Т.Л. Александрова // Социс. - 2020 - №8. - С. 11-17.
- Маркович, Д. Социология труда [Текст]: пер. с сербскохорв / Д. Маркович; общ. ред. и послесл. Н.И. Дряхлова, Б.В. Князева. - М.: Прогресс, 2018 - 632 с.
- Шаблова Е.Г. Правоведение. Учебник для ВУЗов. Екатеринбург 2016.
- В минтруде рассказали сколько женщин работает на госслужбе [Электронный ресурс]/ https://ria.ru/20191017/1559898569.html.
Оставить комментарий