Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 18(146)

Рубрика журнала: Философия

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6

Библиографическое описание:
Сотин А.О. ЧТО ЕСТЬ ЦИВИЛИЗАЦИЯ В ФИЛОСОФИИ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2021. № 18(146). URL: https://sibac.info/journal/student/146/212556 (дата обращения: 24.04.2024).

ЧТО ЕСТЬ ЦИВИЛИЗАЦИЯ В ФИЛОСОФИИ

Сотин Александр Олегович

студент, инженерно-экономический факультет, Ульяновский государственный технический университет,

РФ, г. Ульяновск

WHAT IS A CIVILIZATION IN PHILOSOPHY

 

Alexander Sotin

student, Faculty of Engineering and Economics, Ulyanovsk State Technical University,

Russia, Ulyanovsk

 

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматривается многозначность и неоднозначность термина «цивилизация» в науке философии; «цивилизация» рассматривается как некий предел существования отдельных народов; дается характеристика развития славянских народов и видение их развития с опорой на цивилизационные подходы.

ABSTRACT

This article examines the complexity of the term "civilization" in the science of philosophy; "Civilization" is viewed as a certain limit of the existence of an individual nationality; the characteristic of the development of the Slavic nationalities and there is the vision of their development based on civilizational approaches.

 

Ключевые слова: цивилизация, культурно-исторические типы, культура, общество, цивилизационный подход, западники, славянофилы.

Keywords: civilization, cultural and historical types, culture, society, civilizational approach, Westernizers, Slavophiles.

 

Человек, как личность, появился не сразу; так же и общество формировалось долгое время до того момента, как стало хотя бы частично напоминать современное, со множеством социальных процессов, которые протекают в нем.

Культура каждого государства имеет свои особенности. Менталитет членов социума одной социальной общности может сильно отличаться от другой даже того, когда эти общности проживают вплотную друг с другом.

Какие-то народы имели более быстрое развитие, какие-то образовывались позднее. Временные отрезки играют очень большую роль в этом самом развитии. Из-за того, что одни народы имели куда большую степень развитости, они могли порабощать другие – менее развитые народы и, в свою очередь, доводить развитие своего общества до уровня цивилизации. Цивилизация – одна из основных единиц исторического времени, обозначающая длительно существующее, самодостаточное сообщество стран и народов, своеобразие которого обусловлено социокультурными причинами. [1]

Цивилизация возникает тогда, когда общество достигает пика своего развития: социально–культурные процессы развиты до предельных значений. Это в свою очередь означает то, что дальнейшее развитие общества, превратившегося в цивилизацию, невозможно. Об этом в свою очередь говорил немецкий философ О. Шпенглер. Он разделял понятия культуры и цивилизации. Под культурой понималось развитие общества, то есть общество с момента своего зарождения находится в непрерывном развитии. Развиваются все сферы жизни людей (экономическая, политическая, духовная, религиозная и пр.). По мере развития общества, в жизнь людей приходит все большее и большее многообразие жизнедеятельности. В конце временного периода «культуры» наука начинает вытеснять религию; правящий аппарат все больше врастает корнями и не желает стать замененным другим, сам социум приобретает высокий уровень интеллектуальной развитости, что ведет к появлению разногласий в обществе. В конечном счете общество больше не может активно развиваться без серьезных перемен. В этот момент общество переходит временной предел, когда оно приобретает статус цивилизации. По мнению Шпенглера, цивилизация – это закат развития социума. Общество начинает постепенно угасать и в конечном счете оно теряет свои культурные отличия и исчезает навсегда, становясь лишь частью мировой истории. [2]

В современной истории числятся сотни государств, которые существовали и после исчезли с лица земли, но лишь единицы из них смогли довести свое развитие до уровня цивилизаций. В наши дни, большая часть людей понимает термин «цивилизация», как государство, уровень развития которого является передовым по отношению к другим. Ученые разделяют страны мира по категориям более цивилизованное и менее цивилизованное государство, не допуская того факта, что цивилизация на самом деле куда более сложное и неоднозначное философское понятие. Не стоит забывать того факта, что история не знает ни одного общества, которое сохранило бы свои традиции, культурные отличия до настоящего времени. В конечном счете рано или поздно, достигнув высокого, «предельного» уровня развития, цивилизация терпит крах. Об этом говорит русский ученый Н.Я. Данилевский.

Данилевский в своем цивилизационном подходе выделил 11 культурно-исторических типов: египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский, халдейский, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, аравийский, романо-германский. [3] Важно отметить тот факт, что, по мнению Данилевского, цивилизация не может быть общечеловечествой. Это и показывает его разделение на типы (каждая цивилизация развивалась или развивается по своему пути, который отличен от других). Как можно заметить, практически все культурно-исторические типы не существуют в наше время, что еще раз подтверждает факт того, что никакая цивилизация не может существовать вечно, и у всего в этом мире есть начало и конец. Исходя из этого, можно предположить, что в скором времени романо-германской цивилизации придет конец, о чем писал О. Шпенглер в своём труде – «Закат Европы».

В свою очередь, Данилевский утверждал, что славянские народы находятся лишь на начальных этапах своего развития и не достигли уровня цивилизации.

То, по какому пути развиваться России с 19 века спорят западники и славянофилы. Первые считают, что у России нет будущего, если она собирается развиваться обособленно от остального мира; что развитие Европы куда сильнее опережает нас и отказ от наследия их знаний и культурных устоев может привести к отсталому и загибающемуся существованию государства. В тот же момент, славянофилы придерживаются мнения о том, что славянские народы имеют свой собственный путь развития, который не может пересекаться с другими культурами вообще.

Общество, как и любое другое образование, не может существовать вечно. Под действием внешних факторов, под влиянием других народов и обществ и непосредственно в процессе саморазвития, любой социум достигает своего пика, который именуется цивилизацией. Любое общество, достигнув состояния цивилизации, в скором времени прекратит свое существование, но никому неизвестно, как будет развиваться дальнейшая история человечества и прекратят ли сове существование нынешние цивилизации.

 

Список литературы:

  1. Ивина А.А. Философия: Энциклопедический словарь: М.: Гардарики. 2004. [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://philosophy.niv.ru/doc/dictionary/encyclopedic/index.htm (дата обращения 16.02.2021)
  2. Сидорина Т. Ю. Философия кризиса: М.: Флинта: Наука, 2003. – 456 с.
  3. Данилевский Н. Я. Россия и Европа: М.: Книга, 1991. – С.576.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.