Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 17(145)

Рубрика журнала: История

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4

Библиографическое описание:
Рожнов С.С. КАДРОВЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПАРТИЙНО-ГОСУДАРСТВЕННОМ АППАРАТЕ 1954-1965 Г.Г // Студенческий: электрон. научн. журн. 2021. № 17(145). URL: https://sibac.info/journal/student/145/211777 (дата обращения: 24.01.2025).

КАДРОВЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПАРТИЙНО-ГОСУДАРСТВЕННОМ АППАРАТЕ 1954-1965 Г.Г

Рожнов Станислав Станиславович

студент 2 курса по направлению подготовки 46.04.01 История Луганский государственный педагогический университет,

ЛНР, г. Луганск

Гаврыш Ольга Владимировна

научный руководитель,

канд. ист. наук, доц. кафедры истории Отечества, Луганский государственный педагогический университет»

ЛНР, г. Луганск

PERSONNEL CHANGES IN THE PARTY AND STATE APPARATUS 1954-1965

 

Stanislav Rognov

2nd year student in the field of study 46.04.01 History, Lugansk State Pedagogical University,

LPR, Lugansk

Olga Gavrysh

scientific adviser, Ph.D. ist. Sciences, Lugansk State Pedagogical University,

LPR, Lugansk

 

АННОТАЦИЯ

В статье описывается как менялся партийно-государственный аппарат в УССР в годы хрущевской оттепели. Как проходила его трансформация и как это повлияло как политику Советского государства в целом. Учитывая многоаспектность проблематики, исследование имеет комплексный междисциплинарный характер.

ABSTRACT

The article describes how the party and state apparatus in the Ukrainian SSR changed during the Khrushchev thaw. How did its transformation take place and how it influenced the policy of the Soviet state as a whole. Given the multidimensional nature of the problem, the study has a complex interdisciplinary nature.

 

Ключевые слова: оттепель, СССР, партия, революция, либерализм, УССР.

Keywords: thaw, USSR, party, revolution, liberalism, Ukrainian SSR.

 

После смерти И.В. Сталина в политическом и социально-экономическом развитии Советского Союза произошел ряд существенных изменений. В результате кадровых перестановок в высших эшелонах власти в сентябре 1953 г. первым секретарем ЦК КПСС был избран Н.С. Хрущев. Это событие стало результатом целого ряда эпизодов внутрипартийной борьбы в Кремле.

Ситуация в высших партийных органах Украинской ССР также претерпела изменения. В июне 1953 г. состоялся Пленум ЦК КПУ, согласно решениям которого, первый секретарь ЦК КПУ Л.Г. Мельников был сменен на этом посту А.И. Кириченко. Это произошло по причине обвинения Л.Г. Мельникова в дискриминации местных кадров на Западной Украине, а также русификации высшей школы в республике14. Новый глава украинской партийной организации, будучи давним соратником Н.С. Хрущева, стал одновременно членом Президиума ЦК КПСС.

В целом представительство выходцев из УССР в союзном руководстве ощутимо возросло. Так, около десяти министров всесоюзного Совмина ранее работали в министерствах и ведомствах Украинской ССР. Сам А.И. Кириченко оказался первым после Д.З. Мануильского (1921–1923 гг. – секретарь ЦК КП(б)У) этническим украинцем на высшем партийном посту республики. Он принял сторону Н.С. Хрущева в борьбе последнего против Л.П. Берии летом 1953 г., а также поддержал первого секретаря ЦК КПСС во время возникновения так называемой «антипартийной группы» в составе Молотова, Маленкова, Кагановича и других летом 1957 г. В связи с этим в том же 1957 г. Н.С. Хрущев решил назначить А.И. Кириченко секретарем ЦК КПСС, а на пост главы республиканской партийной организации определить Н.В. Подгорного. [1, с. 774]

Соответствующие изменения происходили и в высших органах исполнительной власти. Пост председателя Совета Министров УССР в 1954 г. занял Н.Т. Кальченко – специалист-агроном, находившийся в начале 1950-х гг. на должности министра сельского хозяйства УССР. Н.Т. Кальченко сосредоточил основное внимание на увеличении поставок сельскохозяйственной техники, создании постоянных кадров механизаторов, укреплении колхозов и совхозов республики управленческими кадрами с опытом работы, старался обновить системы планирования сельскохозяйственного производства и материальной заинтересованности колхозников. Такого рода политика дала весомый результат в развитии сельского хозяйства республики. В 1953–1958 гг. валовый сбор зерна в УССР увеличился на 20%, среднегодовой уровень производства мяса – в 2,1 раза, молока – в 3 раза.

Радикальные перемены в истории страны, имевшие громадное идеологическое значение, развернулись благодаря закрытому докладу Н.С. Хрущева, озвученном на XX съезде КПСС в феврале 1956 г. Доклад «о культе личности и его последствиях», в котором была раскритикована политическая деятельность И.В. Сталина, стал неожиданным откровением для многих членов партии и его содержание вызвало определенный резонанс в высших эшелонах власти. Тем не менее, результаты антисталинского выступления Н.С. Хрущева были закреплены специальным постановлением ЦК КПСС летом 1956 г. и этот документ не был отменен даже после прихода к власти Л.И. Брежнева, которого некоторые представители советской интеллигенции 1960-х гг. необоснованно заподозрили в попытке реабилитации «сталинизма» [2, с. 1123]

В середине 1950-х гг. ситуация в высшей партийной верхушке Украинской ССР приобрела принципиально новый характер. Множество важнейших должностей стали замещать выходцы из сельскохозяйственного производства, уроженцы центральных и северо-восточных регионов республики. Но специалистов из сферы тяжелой промышленности среди руководящих кадров явно недоставало. Это сыграло значимую роль в быстром карьерном продвижении будущего председателя Совмина УССР, а также первого секретаря ЦК КПУ В.В. Щербицкого. Последний был человеком хорошо знакомым с тяжпромом, и с осени 1955 г. занимал пост первого секретаря днепропетровского обкома КПУ, где напрямую был связан с одним из важнейших центров металлургии и машиностроения Украинской ССР. В 1957 г. специализация днепропетровского партийного лидера была по достоинству оценена тогдашним первым секретарем ЦК КПУ А.И. Кириченко, который назначил В.В. Щербицкого на важный для развития УССР пост секретаря ЦК КПУ по вопросам промышленности и строительства [3, с 846].

В конце декабря 1957 г., в связи с празднованием 40-летия Украинской ССР республику посетил Н.С. Хрущев и принял участие в VII пленуме ЦК КПУ. Пленум утвердил Н.В. Подгорного в должности первого секретаря ЦК КПУ, а А.И. Кириченко должен был уехать вместе с Н.С. Хрущевым в Москву для занятия новой должности секретаря ЦК КПСС. По мнению А.В. Сушкова, партийно-государственный аппарат республики прощался с А.И. Кириченко без особого сожаления, что подтверждает отсутствие каких-либо напутственных выступлений на упомянутом пленуме ЦК КПУ [4, с 45].

А.И. Кириченко недолго состоял в своей новой должности второго секретаря ЦК КПСС. В результате конфликта между А.И. Кириченко и Е.А. Фурцевой, произошедшего в 1959 г., Н.С. Хрущевым было раскрыто неудовлетворительное поведение А.И. Кириченко на партийном посту, поскольку второй секретарь узурпировал решение кадровых вопросов[5, с 896]. Но годом ранее был еще один эпизод, который резонансно восприняли в высшем партийном руководстве страны.

Вскоре после назначения бывшего украинского партийного лидера вторым секретарем ЦК КПСС, к нему по линии КГБ СССР поступила непроверенная информация о том, что директор Уралмаша Г.Н. Глебовский разглашает в частных беседах сведения из разряда государственной тайны. После вызова в Москву и категоричного разговора с А.И. Кириченко, Г.Н. Глебовский повесился в одном из номеров гостиницы «Москва». Вопрос по поддержке семьи оклеветанного директора Уралмаша обсуждался на одном из заседаний Президиума ЦК КПСС, а для самого А.И. Кириченко данный факт стал еще одним аргументом в обвинениях 1959 г22. Тогда соответствующее кадровое решение последовало незамедлительно. Пробыв с 1960 по 1962 гг. первым секретарем Ростовского обкома партии, директором одного из пензенских заводов, А.И. Кириченко оказался на заслуженном отдыхе [6, с 612].

В 1957–1958 гг. были расширены полномочия ЦК КПУ в решении организационно-партийных и бюджетно-финансовых вопросов. Республиканский Центральный Комитет имел право утверждать штаты горкомов, райкомов партии и других подведомственных учреждений. Были значительно расширены полномочия республиканских властей в сфере административно-территориального деления, порядка издания газет и журналов в различных регионах УССР и т.д. [7, с 32–35].

1960 г. был отмечен провалом в сфере сельскохозяйственного производства республики, что вызвало новые кадровые изменения. В феврале 1961 г. председателем Совмина Украинской СССР был избран В.В. Щербицкий, сменив на этом посту Н.Т. Кальченко [8, с 124 с]. Деятельность В.В. Щербицкого на посту председателя республиканского правительства совпала по времени с активной фазой хрущевских преобразований, к которым сам В.В. Щербицкий относился весьма отрицательно. Ощущалось замедление темпов промышленного роста в Украинской ССР, возникли негативные тенденции в развитии сельского хозяйства республики. Председатель Совмина УССР в 1962–1963 гг. занял принципиальную позицию относительно непродуманного деления партийных, а также советских, комсомольских и профсоюзных органов по производственному принципу на промышленные и сельские. Данная хрущевская инициатива не могла найти поддержки в лице В.В. Щербицкого, который, таким образом, потерял доверие Н.С. Хрущева. Поэтому, в июне 1963 г. В.В. Щербицкого на посту председателя Совмина УССР сменил И.П. Казанец, а еще месяц спустя первым секретарем ЦК КПУ был назначен П.Е. Шелест [9, с. 174–178.].

И.П. Казанец как управленец сложился на Донбассе, где прошел путь от начальника смены металлургического комбината до первого секретаря Донецкого обкома КПУ. Накануне своего назначения на должность председателя правительства, И.П. Казанец занимал пост второго секретаря ЦК КПУ [10, с. 318–331].

П.Е. Шелест, занимая с 1954 по 1957 гг. пост второго секретаря Киевского обкома КПУ, в 1956 г. на фоне процессов пересмотра жертв прежнего режима, состоял главой комиссии Президиума Верховного Совета СССР по Киевской, Винницкой и Черкасской областям УССР. Комиссия занималась проблемой реабилитации осужденных в сталинский период. За восемь месяцев такой работы члены комиссии рассмотрели 150 350 дел. 8,5 тыс. человек были освобождены из мест заключения немедленно, остальным значительно сократили сроки [10, с. 318–331].

Что касается назначения П.Е. Шелеста главой республиканской партийной организации, то оно стало возможным благодаря организаторским способностям, которые будущий партийный лидер Украинской ССР проявил, находясь с 1962 г. на должности секретаря ЦК КПУ по вопросам промышленности и строительства. П.Е. Шелест вынужден был заниматься развитием промышленных и строительных объектов республики в непростой период хрущевского деления партийных органов. В Москве к лету 1963 г. были рассмотрены три основных кандидатуры на пост первого секретаря ЦК КПУ. Обсуждая возможных претендентов, таких как, первый секретарь Харьковского обкома КПУ Н. Соболь, а также второй секретарь ЦК КПУ И.П. Казанец, Н.С. Хрущев принял решение назначить на высший партийный пост республики хорошо зарекомендовавшего себя в решении производственных вопросов П.Е. Шелеста [10, с. 318–331].

В первой половине 1960-х гг. идеологическая линия советского партийного руководства, начатая XX съездом КПСС, получила дальнейшее развитие. XXII съезд партии, состоявшийся осенью 1961 г. обозначил ключевые планы по строительству коммунизма в течение ближайших двадцати лет и нанес окончательный удар по пережиткам «сталинизма», а также по его основным приспешникам в лице тех самых «антипартийцев» 1957 г. Важнейшее идеологическое значение данного съезда заключалось не просто в выносе тела И.В. Сталина из мавзолея и массовом переименовании городов, поселков, предприятий, но также и в принятии принципиально новой программы КПСС. Ключевой характеристикой этого важнейшего документа стала фактическая и формальная отмена статуса государства «диктатуры пролетариата», которое, по мнению официальных идеологов, в условиях построенного социализма и исчезновения антагонистических классов приобрело статус «общенародного». Несмотря на возражения теоретического порядка, которые были представлены в опубликованных материалах съезда, новые партийные лидеры отрицали необходимость рудиментарной «диктатуры» и предлагали спокойно перейти к ускоренному строительству коммунизма при отсутствии классовой борьбы [10, с. 318–331].

Первоочередной задачей П.Е. Шелеста на посту главы украинской партийной организации стала стабилизация общественно-экономической атмосферы в Украинской ССР. Социально-экономические эксперименты Н.С. Хрущева привели к существенному падению темпов роста экономики, что сказывалось на общественных настроениях и приводило к ряду антисоветских акций в республике. По данным спецдонесений КГБ УССР, в 6929 антисоветских листовках, распространившихся на территории Украинской ССР в 1962–1964 гг., около 1000 содержали в себе призывы борьбы именно против Н.С. Хрущева и его политики [10 с. 318–331]. Это не могло не сказаться на дальнейшей позиции П.Е. Шелеста в «заговоре» против первого секретаря ЦК КПСС.

Уже летом 1964 г. Н.В. Подгорный и Л.И. Брежнев обсуждали с украинским лидером будущий план действий по смещению Н.С. Хрущева, которое произошло несколько месяцев спустя. П.Е. Шелест, критически относившийся к «волюнтаризму» Н.С. Хрущева, изначально имел собственный план для процедуры снятия последнего с высшего государственного поста. Было предложено собрать пленум ЦК КПУ и пригласить туда Н.С. Хрущева, чтобы обрушить на него многочисленные претензии местной партийной номенклатуры. Впоследствии информация о результатах пленума могла быть предоставлена в ЦК КПСС для принятия соответствующего кадрового решения. Но Л.И. Брежнев и Н.В. Подгорный не согласились с таким намерением П.Е. Шелеста, посчитав его, во-первых, слишком рискованным, а, во-вторых, здесь не просматривалась «главная роль» самого Л.И. Брежнева [9, с. 174–178.].

В конечном счете, был реализован иной сценарий смены первого секретаря ЦК КПСС. Н.С. Хрущев, находясь на отдыхе в Пицунде, был вынужден прервать отпуск и вылететь в Москву якобы для обсуждения предстоящего Пленума ЦК КПСС по сельскому хозяйству. Однако к тому времени в «брежневской» группе все было готово для вполне законной отправки Н.С. Хрущева на пенсию 14 октября 1964 г [10, с. 318–331].

Таким образом, ситуация в высших эшелонах власти Украинской ССР в 1953–1964 гг. может быть определена как «стабильно напряженная». Выдвиженцы Н.С. Хрущева на ключевых партийно-государственных должностях республики в силу личностных качеств, а также ряда объективных причин не оправдали надежд первого секретаря ЦК КПСС. Подтверждением этому служило замедление темпов роста украинской экономики в начале 1960-х, а также активное участие видных представителей номенклатуры в критике социально-экономических преобразований и последующей отставке Н.С. Хрущева. [10, с. 318–331]

 

Список литературы:

  1. Региональная политика Н.С. Хрущева. ЦК КПСС и местные партийные комитеты. 1953–1964 гг. / Составители О.В. Хлевнюк, М.Ю. Прозуменщиков, В.Ю. Васильев, Й. Горлипкий, Т.Ю. Жукова, В.В. Кондрашин, Л.П. Кошелева, Р.А. Подкур, Е.В. Шевелева. - М.: РОССПЭН, 2009.– 774 с
  2. Хронологічне зібрання законів, указів Президії Верховної Ради, постанов і розпоряджень уряду УРСР.– Т. 3. (1952-1956). – Київ.: Держполітвидав УРСР, 1963.– 1123 с.
  3. Хронологічне зібрання законів, указів президії Верховної Ради, постанов і розпоряджень уряду Української РСР.– Т.4. (1957–1958 рр.).– Київ.: Держполітвидав УРСР, 1964.– 846 с.
  4. Хронологічне зібрання законів, указів президії Верховної Ради, постанов і розпоряджень уряду Української РСР.– Т.5. (1959 р.).– Київ.: Держполітвидав УРСР, 1964.– 451 с.
  5. Хрущев Н.С. Время, люди, власть: воспоминания / Под ред. К.К. Семенова.– Кн. 1.– М.: Вече, 2016.– 896 с.
  6. Шелест П.Ю. Да не судимы будете: дневниковые записи, воспоминания члена Политбюро ЦК КПСС / П.Е. Шелест.– М.: Квинтэссенция, 1994.– 612 с.
  7. Бажан О.Г. Петро Шелест і «двірцевий переворот» у Кремлі 1964 року / О.Г. Бажан // Наукові записки НаУКМА.– 2011.– Т. 117: Історичні науки.– с. 32–35.
  8. Баран В.К. Україна після Сталіна. Нарис історії 1953–1985 / В.К. Баран.– Львів.: Свобода, 1992.– 124 с.
  9.  Бодрухіна І.М. Соціально-побутові умови життя інтелігенції Донбасу періоду «відлиги» // Гілея.– 2011.– Вип. 55(12).– с. 174–178.
  10. Васильєв В. Перші секретарі обкомів Компартії України в радянській управлінській системі (сер. 50-х–поч.. 60-х рр.. XX ст.) // Україна XX століття: культура, ідеологія, політика.– 2009.– Вип. 15(1). – с. 318–331

Оставить комментарий