Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 17(145)

Рубрика журнала: Психология

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4

Библиографическое описание:
Корчинская И.И. ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВОЙ АКТИВНОСТИ НА МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2021. № 17(145). URL: https://sibac.info/journal/student/145/211469 (дата обращения: 24.01.2025).

ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВОЙ АКТИВНОСТИ НА МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ

Корчинская Иванна Игоревна

студент кафедры психологии, Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова,

РФ, г. Симферополь

THE IMPACT OF DIGITAL ACTIVITY ON YOUNGER ADOLESCENTS

 

Ivanna Korchinskaya

student of the Department of Psychology, Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubov,

Russia, Simferopol

 

АННОТАЦИЯ

Данная статья посвящена исследованию специфики влияния цифровой активности на младших подростков. В ходе обоснования статьи раскрыто понятие «цифровых технологий», а также описаны особенности воздействия цифровой активности на личностное развитие подростков.

ABSTRACT

This article is devoted to the study of the specifics of the impact of digital activity on younger adolescents. In the course of substantiating the article, the concept of "digital activity" is revealed, the features of the impact of digital activity on the personal development of adolescents are described.

 

Ключевые слова: подросток, цифровая активность, воздействие.

Keywords: teen, digital activity, impact.

 

Современный мир невозможно представить без многочисленных цифровых технологий, которые за последние полвека приобрели особое значение практически во всех отраслях человеческой жизни и задают ему новые условия и стандарты существования.

Информационный рынок современности – область, где царят вседозволенность, антидуховность, антигуманность, низкопробная медиапродукция – то, что способно наносить вред всем слоям населения, прежде всего детям и молодежи. При таких условиях обществу крайне необходимо не только повышать внимание всех социальных и образовательных институтов к качеству информационно-коммуникационного пространства, но и «повышать иммунитет» к социально деструктивных информационных воздействий [2].

Насущная проблема сегодняшнего дня – подготовить личность к умелому и безопасному пользованию системой масс-медиа, научить граждан, и в первую очередь детей, умению жить «под натиском» такой мозаичной и иногда очень опасной стрессогенной «информационной лавины».

Характерным признаком цифрового общества является феномен средств массовой информации, применяющих самые разнообразные приемы для привлечения как можно большей аудитории, создания возможности управления поведением людей [1].

В структуре глобально функционирующих информационных систем наиболее весомым по масштабу воздействия на массовое и индивидуальное сознание без преувеличения можно считать телевидение. Именно оно сегодня, предлагая визуальную картинку, которую люди воспринимают как достаточно достоверную, является наиболее распространенным и популярным средством массовой коммуникации. По своей природе и функциям телевидение имеет чрезвычайно большие возможности влияния на внутренний мир и поведение человека, его роль имеет множество аспектов и определяющая во многих случаях. Именно оно определенным образом создает специфическую социальную реальность, когда принимает непосредственное участие в формировании экономической, исторической, политической, правовой сознания; удовлетворяет базовые и социальные потребности человека в психологическом комфорте, новизне информации, отдыхе, общении, «удобства в применении» и тому подобное [3].

Подростковый возраст – достаточно сложный период в становлении человека, формировании своего личностного самоощущения, образа «Я». Уже не ребенок, но еще и не взрослый человек, подросток начинает усиленно искать свою самоидентичность, проверяет себя и своих близких на прочность, пытается выстроить такое видение мира, в котором он бы занимал достойную позицию [4].

Период подросткового взросления всегда был чрезвычайно сложным, но раньше хотя бы было возможным определить тот круг общения и интересов, в котором происходит становление подростка, а потому и выявить возможные причины возникновения проблем. Однако даже определение болевых мест абсолютно не гарантировало решения проблем, потому что решать их мог только сам подросток и никто другой.

Умные, любящие и понимающие взрослые могли лишь отслеживать процесс и, в некоторой степени, подталкивать, но, к сожалению, не направлять его в безопасное русло.

Сейчас ситуация намного осложнилась. Любой человек хочет выглядеть в своих глазах (а если получится, то и в глазах важных окружающих) достойным и уважаемым. Для того, чтобы заслужить соответствующее отношение в «реальном мире» нужно прилагать реальные усилия» (если группа требует, то подросток может демонстрировать и девиантное, и даже делинквентное поведение) [5].

Виртуальная цифровая среда компьютерного мира (часто созданная и управляемая асоциальными взрослыми) тоже может выдвигать требования к своим «жильцам». Стараясь соответствовать этим требованиям, подростки способны на поступки, которые могут выходить за пределы здравого смысла.

Последнее время в России, как и в некоторых других странах постсоветского пространства, появилось движение «синего кита», который подталкивал подростков к суициду.

Для детей подросткового возраста характерно желание самоутверждаться, становиться кем-то важным, находить группу друзей, которые признавали бы их «личность».

Если подросток не находит таких друзей в реальном мире, то начинает искать их в виртуальном. Углубившись в дебри социальных сетей, он может постепенно терять связь с реальностью, впадая в так называемый «диссоциативное транс» (John Suler), и в этом состоянии у него резко снижается критичность восприятия, он легко поддается внушениям и манипуляциям с его сознанием. К тому же виртуальные игры создают иллюзию множественности жизни или вообще не существование смерти. Такой подросток, прыгая с крыши дома, на самом деле до конца не верит в собственную гибель, он уверяет себя, что его или кто-то спасет, или он просто «улетит в другой мир, где все будет лучше [4].

У младших подростков может формироваться два независимых друг от друга образа «Я», один, представляющий подростка в социальных сетях, а другой-в реальном физическом мире. Причем характеристики этих образов совпадают лишь частично. А в наиболее тяжелых случаях погружения в виртуальный мир появляются, по существу, две субличности, которые могут даже противостоять друг другу. В таком случае формирование «образа я» значительно тормозится, потому что подросток часто просто не хочет воспринимать реальность, его больше устраивает личная презентация в мире, где никто и ничто не требует подтверждения заявленных качеств. Возникает парадоксальная ситуация, которую очень схематично можно передать таким рисунком: чем прочнее связь между членами группы в социальной сети, тем сильнее ее влияние на подростка, тем поразительнее могут быть различия его самопрезентаций в реальности и виртуальности [3].

Наиболее распространенными психическими признаками компьютерной зависимости являются «потеря контроля» над временем, проведенным за компьютером, утрата интереса к социальной жизни и внешнему виду. Важными симптомами компьютерной зависимости являются смешанное чувство радости и вины во время работы за компьютером, а также раздраженное поведение, которое проявляется, в случае если по каким-то причинам длительность работы за компьютером уменьшается [5].

А.Е. Войскунский перечисляет следующие характеристики зависимого поведения от сети Интернет:

– отсутствие желание проводить досуг за пределами виртуальной реальности; пренебрежение домашними и рабочими делами;

– неспособность контролировать времяпрепровождение за компьютером;

– нежелание слушать негативные отзывы о бесконтрольном времени препровождения в сети от близких и друзей и др [2].

Основные выводы. Таким образом, информационные технологии могут нести как положительные черты, так и отрицательные. Излишнее увлечение компьютером имеет отрицательные последствия для физического и психического здоровья младшего школьника, возникают изменения в эмоциональной, поведенческой, мотивационной и когнитивной сферах. Подростки, имеющие различные социальные и/ или психологические проблемы первичного характера, такие как депрессивное и тревожное расстройства, больше склонны к постоянному, бесконтрольному использованию социальных сетей. Дальнейшее развитие идеи вторичности проблемного использования социальных сетей и видеоигр по отношению к имеющимся у подростка дизадаптивным психосоциальным особенностям является крайне важным условием для понимания всех аспектов взаимодействия подростка с миром социальных сетей и видеоигр.

 

Список литературы:

  1. Аветисова, А.А. Психологические особенности игроков в компьютерные игры / А.А. Аветисова // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2011. – Т. 8. – № 4. – С. 77–80
  2. Войскунский, А.Е. Актуальные проблемы психологии зависимости от Интернета / А.Е. Войскуновский // Психологический журнал, 2004. – Т. 25. – № 1. – С. 66–69
  3. Елкина, А.Е. Особенности компьютерной зависимости у младших школьников / А.Е. Елкина. // Молодой ученый. – 2017. – № 20 (154). – С. 394–396.
  4. Жукова, М.В. Компьютерная зависимость как один из видов аддиктивной реализации // Вестник Челябинского государственного университета, 2013. – Выпуск 11. – С. 60–64
  5. Юрьева, Л.Н. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика. – Днепропетровск: Пороги, 2016. – 196 с.

Оставить комментарий