Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 17(145)

Рубрика журнала: Юриспруденция

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4

Библиографическое описание:
Цыбряева Д.О. ОТГРАНИЧЕНИЕ СМЕШАННОГО ДОГОВОРА ОТ СМЕЖНЫХ ДОГОВОРНЫХ КОНСТРУКЦИЙ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2021. № 17(145). URL: https://sibac.info/journal/student/145/211372 (дата обращения: 24.01.2025).

ОТГРАНИЧЕНИЕ СМЕШАННОГО ДОГОВОРА ОТ СМЕЖНЫХ ДОГОВОРНЫХ КОНСТРУКЦИЙ

Цыбряева Дарья Олеговна

студент, юридический факультет, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского,

РФ, г. Нижний Новгород

В условиях современной рыночной экономики эволюционируют правоотношения, появляются новые виды деятельности, а значит, необходима правовая регламентация, соответствующая новым потребностям общества. Поименованные договоры, закрепленные в законодательстве, не всегда наиболее полно удовлетворяют потребности участников правоотношений. Гражданское право не ограничивает выбор сторон рамками предусмотренных договорных типов и видов, позволяя заключить как непоименованные, так и смешанные договоры.

Однако проблема правового регулирования очевидна. Нет четкого представления о том, какие правовые нормы следует применять к таким договорным конструкциям. Кроме того, до сих пор цивилистической доктриной и судебной практикой не определен однозначный подход к соотношению непоименованного и смешанного договоров и установлению пределов их действительности.

В соответствии с п. 2 ст. 421 Гражданского Кодекса РФ (далее – ГК РФ) стороны вправе заключить договор, не предусмотренный законом и иными правовыми актами [1]. Согласно п. 3 ст. 421 ГК РФ стороны могут оформить отношения с помощью смешанного договора, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами.

Из указанных законодательных дефиниций можно сделать вывод о том, что содержание непоименованного договора не урегулировано нормативными источниками, в то время как смешанный договор содержит в себе элементы отдельных поименованных договорных конструкций.

А. И. Глуховский, изучая непоименованные и смешанные договоры, отмечает отличие этих договорных конструкций по существенным условиям, которые должны быть согласованы сторонами. Согласимся с позицией ученого, поскольку в непоименованном договоре должно быть согласовано в обязательном порядке условие о предмете, иных квалифицирующих признаков законом не предусмотрено. В свою очередь, в смешанном договоре стороны должны согласовать существенные условия для каждого из договоров, которые входят в него [2, с. 50].

Отметим, что смешанные и непоименованный договоры являются самостоятельными договорными моделями по отношению друг к другу. Данный вывод подтверждается тем, что законодатель разделил эти понятия и указал их в разных пунктах ст. 421 ГК РФ.

Представители научного сообщества разграничивают понятия смешанный договор и комплексный. По мнению ученых, комплексный договор включает в себя несколько самостоятельных обязательств, требующих раздельного регулирования. В то время как в смешанном договоре стороны своей волей соединяют отдельные обязательства таким образом, что их существование и реализация возможны лишь совместно.

Иными словами, связь между элементами в смешанном договоре не только экономическая, но и юридическая. В основе комплексного договора лежит экономическая взаимосвязь, которая может приобретать такой характер, что одно обязательство является основанием другого. Например, стороны заключили договор подряда на ремонт автомобиля. При этом стороны согласовали условие, согласно которому подрядчик на время ремонта предоставляет заказчику в аренду другой автомобиль. Отметим, что действительность и срок аренды обусловлены подрядными работами. Несмотря на это, оба обязательства являются юридически самостоятельными [3, c. 167].

Проанализировав мнения ученых, можно сказать, что выводы о комплексности или смешанности зависят не от структуры договора, а о направленности воли контрагентов, заключивших такое соглашение. Иными словами, один и тот же договор можно квалифицировать как смешанный, так и комплексный, это лишь вопрос толкования волеизъявления. Разграничение данных двух договорных конструкций носит только доктринальный характер, то есть, практической значимости нет, суды их не различают и толкуют как смешанный.

Таким образом, для того чтобы определить истинную природу договора, необходимо, используя методы системного толкования норм гражданского права, установить противоречие предмета договора, иных условий и направленности воли сторон квалифицирующим нормам отдельных видов договоров, указанных в гражданском законодательстве. Отсутствие такого противоречия означает, что договор относится к поименованной договорной модели.

 

Список литературы:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 09.03.2021). [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW (дата обращения: 06.05.2021)
  2. Глуховский А. И. Критерии разграничения непоименованных и смешанных договоров // Законность и правопорядок в современном обществе. – 2015. - №26. [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kriterii-raz (дата обращения: 08.05.2021)
  3. Жученко С. П. Смешанные договоры в контексте европейской (континентальной) правовой традиции // Свобода договора. – 2016. [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28403777 (дата обращения: 08.05.2021)

Оставить комментарий