Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 17(145)

Рубрика журнала: Психология

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4

Библиографическое описание:
Бабина А.А. ОСОБЕННОСТИ САМОРЕГУЛЯЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗНЫМИ КОПИНГ-СТРАТЕГИЯМИ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2021. № 17(145). URL: https://sibac.info/journal/student/145/210875 (дата обращения: 24.01.2025).

ОСОБЕННОСТИ САМОРЕГУЛЯЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗНЫМИ КОПИНГ-СТРАТЕГИЯМИ

Бабина Анастасия Анатольевна

студент кафедры психологии, Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова,

РФ, г. Симферополь

FEATURES OF SELF-REGULATION OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN WITH DIFFERENT COPING STRATEGIES

 

Anastasia Babina

student of the Department of Psychology, Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubov,

Russia, Simferopol

 

АННОТАЦИЯ

Настоящая статья раскрывает проблему особенностей проявления копинг-стратегий в младшем школьном возрасте. В ходе изложения основного материала был осуществлен литературный обзор по данной проблеме. В статье отражено понятие механизмов саморегуляции: их развитие, особенности и проявление, функциональное назначение.

ABSTRACT

This article reveals the problem of the peculiarities of the manifestation of coping strategies in primary school age. During the presentation of the main material, a literature review on this problem was carried out. The article reflects the concept of self-regulation mechanisms: their development, features and manifestation, functional purpose.

 

Ключевые слова: саморегуляция, младший школьный возраст, копинг-стратегии, поведение.

Keywords: self-regulation, primary school age, coping strategies, behavior.

 

Следует отметить, что многие ученые выделяет саморегуляцию как важную структурную составляющую эмоции интеллекта человека, в частности: Г.Г. Гарскова, Д. Гоулман, Д. В. Люсин, Дж. Мейер и др.

Так, один из наиболее известных российских исследователей эмоционального интеллекта Д.В. Люсин, определяет эмоциональный интеллект как «способности к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими» [1].

В контексте интегративной модели эмоциональный интеллект рассматривается Ф.Е. Василюк как «совокупность интеллектуальных способностей к пониманию эмоций и управлению ими, а также знаний, умений и навыков, операций и стратегий интеллектуальной деятельности, связанных с обработкой и преобразованием эмоциональной информации» [2].

Современный человек подвергается воздействию различных стрессогенных факторов (информационных, социально-политических, экономических), поэтому необходимо научить ее управлять своим эмоциональным состоянием с целью обеспечения психологического благополучия. Это предопределяет актуальность проблемы исследования и целесообразность ее научного изучения.

Учитывая вышеуказанные положения и анализ научных источников по проблеме исследования, мы рассматриваем эмоциональный интеллект как интегральную свойство личности, которое отражает познавательную способность человека к пониманию эмоций и управлению ими путем когнитивной обработки эмоциональной информации, что обеспечивает, в свою очередь, эффективность межличностного общения и успешности социального взаимодействия [3].

Анализ научных источников по проблеме исследования показал, что саморегуляция трактуется учеными как способность гибко эмоционально реагировать на жизненные события в соответствии с социально приемлемыми нормами. Она является необходимым условием успешной адаптации человека к окружающей среде и зависит как от индивидуально-психологических особенностей человека, так и от социального контекста ситуации.

Учитывая это, Д.Н. Исаев выделяет три уровня эмоциональной саморегуляции личности: бессознательная эмоциональная саморегуляция; сознательная эмоциональная волевая само регуляция; сознательная смысловая эмоциональная саморегуляция. Эти уровни являются онтогенетическими этапами становления системы механизмов эмоциональной саморегуляции личности. Доминирование того или иного уровня можно рассматривать, по нашему мнению, как показатель уровня развития эмоционального интеллекта личности [4].

Первый уровень эмоциональной саморегуляции, по мнению Д.Н. Исаев, обеспечивается механизмами психологической защиты, которые действуют на уровне подсознания и направлены на то, чтобы защитить от неприятных, травмирующих переживаний, связанных с внутренними и внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта. Это особая форма переработки травмирующей информации, система стабилизации личности, проявляющаяся в устранении или сведении к минимуму негативных эмоций. Здесь выделяют следующие психологические механизмы: отрицание, вытеснение, подавление, изоляция, проекция, регрессия, обесценивание, интеллектуализация, рационализация, сублимация и др [4].

Второй уровень – сознательная волевая эмоциональная саморегуляция. Она направлена на достижение комфортного эмоционального состояния с помощью волевого усилия. Сюда также относится волевой контроль внешних проявлений эмоциональных переживаний (психомоторных и вегетативных). На этом уровне эмоциональной саморегуляции сознательная воля направлена не на решение мотивационного конфликта, лежащего в основе эмоционального дискомфорта, а на трансформацию его субъективного и объективного проявлений.

Третий уровень-сознательная смысловая эмоциональная саморегуляция – направлена на устранение причин эмоционального дискомфорта, что достигается путем осмысления и переосмысления собственных потребностей и ценностей, а также порождения новых жизненных смыслов.

Итак, саморегуляция является одним из ключевых и важнейших психологических механизмов, потому что именно от умения личности управлять своим эмоциональным состоянием, корректировать проявления эмоций, особенно негативных, зависит психическое здоровье человека. С другой стороны, благодаря саморегуляции эмоций и поведения, обеспечивается способность человека гармонично сосуществовать с самим собой и с окружающей средой, успешно адаптироваться к социуму [4].

Проблема изучения особенностей саморегуляции в младшем школьном возрасте является актуальной на современном этапе развития образования. Это обусловлено наличием разнообразных стрессогенных ситуаций в учебной деятельности (контрольные работы, экзамены, проверка знаний и т. п), которые приводят к проявлению у учащихся различных эмоциональных расстройств. Все это негативно влияет на психическое здоровье ребенка, его эмоциональное самочувствие. Поэтому возникает необходимость развития у младших школьников умения управлять своим эмоциональным состоянием, особенно корректировать проявление негативных переживаний. Вот почему именно развитие эмоционального интеллекта ученые рассматривают как фактор обеспечения психологического благополучия личности, как значимый фактор повышения психологической культуры общества в целом [2].

Саморегуляция является новообразованием младшего школьного возраста. У учащихся начальных классов развивается произвольность процесса регуляции собственным эмоциональным состоянием и поведением (наблюдается потеря детской непосредственности, ребенок начинает осознавать смысл чувств, ее переживания приобретают смысл, они обобщаются, формируется логика чувств).

Формирование копинг-стиля ребенка в период 7-8 лет, характеризуется неравномерностью, гетерохронностью и наличием критических (кризисных) периодов: кризис 7 лет приводит к резкому снижению проявления всех основных видов копинг-стратегий, снижая общую адаптивность ребенка к стрессам; с возрастом устанавливается более зрелый, социально приемлемый копинг-стиль, ориентированный на решение проблемы [5].

По мере становления копинг-стиль ребенка становится более цельным, специфичным, осознанным и менее вариативным: формирование осознанности выбора защитного поведения и его изменение в сторону большей конструктивности свидетельствуют о развитии у него регуляторного опыта.

Поступление в школу ведет не только к формированию потребности в познании и признании, но и к развитию чувства личности. В большинстве случаев ребенок приспосабливает себя к новой жизненной ситуации, и в этом ему помогают разнообразные формы защитного поведения. Наибольшая доля адаптивных стресс-совладающих стратегий в младшем школьном возрасте отмечается в сфере семейных взаимоотношений. Тип детско-родительских отношений играет ведущую роль в становлении личности ребенка [6].

Основные выводы. Таким образом, формирование саморегуляции младших школьников с разными копинг-стратегиями является одной из актуальных проблем педагогики и психологии. Актуальность проблемы обусловлена важнейшей ролью процессов саморегуляции в ведущих видах деятельности, в формировании личности школьника и воспитания у него активной жизненной позиции, возможности полноценной учебной деятельности и социальной адаптации.

 

Список литературы:

  1. Априорная структура эмоционального интеллекта, положенная в. основу опросника ЭмИн. Межличностный ЭИ Внутриличностный ЭИ. ... исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушак ова. М.: Институт психологии. Р АН, 2004. – С. 128-140.
  2. Василюк, Ф.Е. Процесс переживания / Ф.Е. Василюк. // Сб. Самосознание и защитные механизмы личности. – Самара: БАХРАХ-М, 2018. – С. 309–336
  3. Грановская, Р.М. Психологическая защита / Р.М. Грановская. – Спб.: Речь, 2018. – 476 c.
  4. Исаев, Д.Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические расстройства у детей / Д.Н. Исаев. – СПб.: Речь, 2018. – 400 c.
  5. Психологическая диагностика индекса жизненного стиля (пособие для врачей и психологов) / под ред. Л.И. Вассермана. – СПб.: ПНИ, 2018. – 48 c.
  6. Романова, Е.С. Современные представления о механизмах психологической защиты: (обзор литературы) / Е.С. Романова, А.Б. Карпов. // Российский психиатрический журнал. 2003. – № 6. – C. 67–72.

Оставить комментарий