Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 16(144)

Рубрика журнала: Юриспруденция

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6

Библиографическое описание:
Шапран М.И. ОБЩЕСТВЕННАЯ НРАВСТВЕННОСТЬ КАК ПРАВОВАЯ КАТЕГОРИЯ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2021. № 16(144). URL: https://sibac.info/journal/student/144/210536 (дата обращения: 14.05.2024).

ОБЩЕСТВЕННАЯ НРАВСТВЕННОСТЬ КАК ПРАВОВАЯ КАТЕГОРИЯ

Шапран Мария Игоревна

студент, факультет истории и права, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого,

РФ, г. Тула

В юридической научной среде весьма остро стоит проблема определения природы понятия «нравственность». Примечательно, что правоведы рассматривают данный вопрос с различных ракурсов, проводят комплексные и обширные исследования с целью выявления круга общественных отношений, составляющих суть понятия.

Принято считать, что нормы морали (нравственности) - это общепринятые правила, которые основаны на представлениях людей о добре и зле, достоинстве, справедливости. Они выступают неким регулятором и мерилом оценки деятельности и поступков людей.

На данный момент активно обсуждается вопрос, стоит ли считать тождественными категории «мораль» и «нравственность». B.C. Нерсесянц придерживается мнения, что всё же эти понятия следует разграничивать между собой. Свою позицию он подкрепляет тем аргументом, что мораль является внутренним саморегулятором поведения индивида [4, с. 848]. Речь идет о его осознанном, внутренне мотивированном способе участия в социальной жизни. Нравственные нормы - это внешние регуляторы поведения людей. Если человек принял эти внешние нормы и руководствуется ими, то они становятся его внутренним моральным регулятором в отношениях с окружающими [3, с. 27].

На наш взгляд, справедливо высказывание О.А. Дизера о том, что «нравственность представляет собой реальное воплощение моральных норм и ценностей людей» [2, с. 6]. Важно отметить, что нравственность является демонстрацией подобающего и уважительного отношения человека не только к окружающим его людям, но и, в первую очередь, к самому себе. Соблюдение нравственных норм предполагает, что человек выступает носителем моральных и этических ценностей, а, значит, сохраняет человеческое достоинство.

Подчеркивал общественное назначение нравственности выдающийся русский философ B.C. Соловьев: – «Само нравственное начало предписывает нам заботиться об общем благе, так как без этого заботы о личной нравственности становятся эгоистичными, т.е. безнравственными... нравственный принцип непременно должен воплощаться в общественной деятельности» [5, с. 290].

Нельзя не согласиться с высказыванием С.С. Алексеева о том, что «принципы нравственности пронизывают право, да и само право представляет собой явление в широком смысле моральное, право может быть охарактеризовано в качестве своеобразного «носителя морали и, следовательно, моральной ценности» [1, с. 56]. Таким образом, очевидно, что нравственность и право – категории тесно взаимосвязанные, функционирование которых по отдельности не представляется возможным.

На протяжении долгого времени нравственность выступала формальным регулятором человеческих взаимоотношений в обществе и регулировалась лишь силой общественного мнения. Однако на сегодняшний день множество учёных-правоведов призывает рассматривать её с юридической точки зрения в качестве правовой категории. И это мнение логично и справедливо, ведь сейчас существует немало нормативно-правовых актов, регулирующих нарушения в сфере общественной нравственности; общественная нравственность выступает объектом правовой охраны и является полноценной правовой категорией.

Взяв во внимание все вышеупомянутые определения понятия «нравственность», мы предлагает раскрыть содержание термина «общественная нравственность» с правовой позиции следующим образом: «общественная нравственность – это совокупность общественных отношений, обеспечивающих соблюдение норм и правил поведения, представлений об общечеловеческих ценностях, сложившихся в обществе».

Действительно, определений к данному понятию существует множество, ведь, как было сказано ранее, у каждого учёного-правоведа своя точка зрения в этом вопросе. Кроме того, стоит отметить, что детальное рассмотрение проблем общественной нравственности крайне важно, так как от этого будет зависеть достоверность определения предмета исследования, что в дальнейшем будет способствовать правильной квалификации противоправных деяний.

Таким образом, под общественной нравственностью на сегодняшний день понимают состояние общественных отношений, урегулированных нормами права, морали, иными социальными нормами, складывающихся главным образом в общественных местах и отражающих современную правоприменительную практику.

На наш взгляд, даже несмотря на весьма обширную нормативно-правовую основу и немалое количество трудов учёных, данный аспект имеет широкое поле для изучения. В частности, в доработке и усовершенствовании нуждается законодательство в данной области.

 

Список литературы:

  1. Алексеев, С. С. Право и наша жизнь / С. С. Алексеев. – Москва, 1978. – 56 с. – Текст : непосредственный.
  2. Дизер, О. А. Общественная нравственность как объект полицейской защиты / О. А. Дизер. – Текст : непосредственный // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2016. – №4 (67). – С. 6.
  3. Куляскина, И. Ю. О соотношении свободы, морали и нравственности / И. Ю. Куляскина, Е. Ю. Титлина. – Текст : непосредственный // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2014. – №64. – С. 27.
  4. Нерсесянц, В. С. Философия права / В. С. Нерсесянц. – 2-е изд. – Москва : Норма, 2015. – 848 с. – Текст : непосредственный.
  5. Соловьев, В. С. Русский национальный идеал / В. С. Соловьев. – Москва, 1891. – 290-291 с. – Текст : непосредственный.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.