Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 12(140)

Рубрика журнала: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3

Библиографическое описание:
Бережнова П.В. ЛИЧНЫЙ БРЕНД ТИМА БЕРТОНА В РАЗВИТИИ МИРОВОЙ КИНОИНДУСТРИИ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2021. № 12(140). URL: https://sibac.info/journal/student/140/206755 (дата обращения: 29.03.2024).

ЛИЧНЫЙ БРЕНД ТИМА БЕРТОНА В РАЗВИТИИ МИРОВОЙ КИНОИНДУСТРИИ

Бережнова Полина Викторовна

студент 2-го курса, Государственный Университет Управления,

РФ, г. Москва

АННОТАЦИЯ

В статье говорится о вкладе Тима Бертона не только в культурную сферу общества, но и в экономическую. Оценивается важность крупных сборов не только для рейтингов, но и для поддержки мирового кинематографа. В данной статье так же анализируется творчество Бертона, его состояние на данный момент и перспективы развития. Важно не только анализировать статистику, но также нужно понимать причины таких высоких сборов, не только с финансовой стороны, но и с творческой.

Цель статьи - исследовать изменения текущего состояния перспектив развития киноиндустрии, а также специфики развития отношений с потребителем в перспективе нынешней ситуации, вызванной пандемией

Методы исследования - вторичное исследование и анализ открытых российский и зарубежных источников.

Результатами исследования будут являться рекомендации по совершенствованию взаимодействия киноиндустрии с потребителем с учетом нарастающего разнообразия инструментов рекламы и пиар.

 

Ключевые слова: Тим Бертон, киноиндустрия, экономика, пиар, реклама, творчество.

 

На сегодняшний день Тим Бертон является не только режиссером, он еще и художник, актер и сценарист. Режиссер успел попробовать себя в разных направлениях, например, в 2011 году организаторы Парада Мэйси на День благодарения попросил его разработать воздушную фигуру для торжества. Это событие освещалось в СМИ и вызвало множество положительных откликов не только у поклонников его творчества, но и у всех посетивших парад. При создании фигуры он обратился к своему детскому блокноту и создал экс-Франкенштейна, персонажа по имени «М.Мальчик». Говоря о достижениях, нужно отметить, что режиссер был дважды номинирован на Оскар в категории «лучший анимационный фильм» за картины «Труп Невесты» и «Франкенвини», в 2006 и 2013 году соответственно. Но несмотря на то, что Бертон так и не получил главный киноприз, режиссер ежегодно входит в списки и топы лучших режиссеров. В 2017 году он попал в рейтинг «50 величайших режиссеров всех времен», причем как самый молодой режиссер. Фильмы Бертона, как и их создатель, в первый же год после выпуска становятся одними из самых ярких и признанных работ в сравнении с другими режиссерами. Ни один влиятельный рейтинг не обходиться хотя бы без одного фильма или мультфильма Бертона, тем самым подтверждая, неважно – есть у режиссера Оскар или нет, зритель любит его фильмы и признает их великими и важными для кинематографа, как и их автор. Говоря о самом режиссере, 2 года назад ему исполнилось 60, но он не планирует останавливаться на своей карьере. За 40 лет творчества, он стал одним из самых известных и запоминающихся режиссеров современности, что подтверждают множественные опросы, в которых зачастую респонденты выбирают именно Бертона, как «лучшего режиссера», ведь он отзывается в сердцах многих людей. Так, недавно, издание «365» проанализировало творчество Бертона, начиная с его характерного стиля, заканчивая любовной составляющей его фильмов. Несмотря на зачастую мрачный сюжет, в каждой работе присутствует любовь – необязательно мужчины и женщины – это любовь к дочери, к питомцу, к свободе, к самому себе. Творчество Бертона многогранно, в нем нет однобоких тем и их развития, все пластично и меняется в зависимости от сюжета и задумки автора, чтобы зрителю было проще понять «что хотел сказать автор». Несмотря на пластичность и переменчивость внутри кадра, за камерой все довольно постоянно. Так, на протяжении почти 30 лет Бертон держится за своих старых «сообщников» - это композитор Денни Элфман и костюмер Коллин Этвуд. Когда творишь собственные миры и мифы, хорошо работать с теми, кто тебя понимает. Бертон придерживается этой идеи и доверяет важную закадровую работу двум своим друзьям. К настоящему времени они вместе создали более 15 картин и преданные поклонники отмечают их мастерство и отличительный стиль, который не спутать с остальными. Не менее важным является и продвижение фильмов – одного великого имени мало, чтобы зритель побежал в кино и стал смотреть фильм. Чтобы кино ждали не только поклонники, но и остальные зрители, важен правильный промоушен, чтобы заинтересовать как можно больше людей. Так, при средней рекламе мультфильма «Труп невесты», мировые сборы составили 117 миллионов долларов, с сравнении с крупной рекламной кампанией «Алисы в Стране чудес», чьи кассовые сборы составили 1 миллиард долларов.

Кассовые сборы в киноиндустрии ежегодно зависит от успеха того или иного фильма, поэтому вклад каждого режиссера в экономику кино имеет значение. Одним из самых «влиятельных» является Тим Бертон – в год выхода, его фильм собирает большие залы и выделенный бюджет на картину окупается в несколько раз. Так, например, сборы фильма «Бетмэн возвращается» составили 266 миллионов долларов, при бюджете всего в 80. Тем самым, крупные рекламные кампании перед запуском фильмов и талант режиссера помогают окупать бюджет и привносить финансовую выгоду не только американскому кинорынку, но и мировому.

Важным аспектом любви к Бертону является характерный стиль, в который заложена философия его творчества – утверждение того, что непохожесть на других является более интересным, чем попытки соответствовать общепринятым нормам красоты или восприятия мира. Об этом режиссер говорил в одном из интервью, что слово «фрик» не вызывает у него негативных ассоциаций, скорее наоборот, вероятно, это человек, с которым ему было бы интересно познакомиться. Это утверждение режиссер подкрепляет в своих фильмах – Эдвард руки-ножницы из одноименного фильма, Виктор Франкенштейн, пытающихся воскресить любимую собаку, и многие другие персонажи. Именно из-за желания отличаться, Бертон ушел с Дисней – классическая анимация была для него неинтересной и скучной, а принимать его эксцентричные и самобытные работы студия отказывалась, так как они противоречили философии корпорации. Его не волновали колоссальные бюджеты корпорации. Так, в прошлом году стоимость компании составляла 163 миллиарда долларов, а рыночная капитализация за 2018 год – 210 миллиардов долларов. Возвращаясь к деятельности Бертона за последние годы, его фирменный элемент – чудаковатые герои, стал еще больше популярен. Говоря про непохожесть на других и «воспевании» этого эффекта в творчестве Бертона, сложно назвать определенные работы – в каждом фильме, мультфильме или короткометражке, вне зависимости от уровня мрачности и готики, главные герой – чудаковатый «фрик», который не пугает, а вызывает симпатию и чувство сострадания. В роли монстра выступает жестокое общество в противовес чудаковатому неформалу. Исследуя остальные характерные черты стиля Бертона – мрачная картинка, визуальные цитаты к немецкому экспрессионизму 30-х годов, собаки и дети, видно, что в сравнении ранним творчеством эти атрибуты были гиперболизированы и выглядели резче. Сейчас же режиссер использует и смешивает данные кинематографические приемы более деликатно, словно за 39 лет волны обточили его резкий, как у подростка, взгляд на мир, но при этом нисколько не повлияв на качество и верность философии творчества. Например, за последние 17 лет Бертон редко выпускал полностью мрачные пугающие фильмы, которыми отличался на рубеже 2000х, но, несмотря на это, его визуальные приемы не потеряли актуальности и уместности в его работах. Однако в 2007 году Бертон выпустил триллер «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит». Сборы за фильм составили 152 миллиона долларов – это один из самых низких показателей за последние 15 лет.

Несмотря на неизменно высокий уровень качества фильмов, некоторые проваливаются в прокате. В 2001 году самое большое количество негативных отзывов получил фильм «Планета обезьян». Бёртон попытался освежить научно-фантастическую франшизу, сделав ставку на грим и спецэффекты. Несмотря на 40 миллионов долларов, потраченных на маркетинг, фильм был принят холодно. Однако даже прекрасный мейк-ап и протезы Рика Бакера не спасли этот скучный ремейк, где Марк Уолберг предстал в роли космонавта, который приземляется на планету, населенную обезьянами и превращающими людей в рабов. Удивительно, насколько безликим ощущается фильм — фирменный стиль Тима Бёртона не узнается. Главная проблема — плохой сценарий, который наводит на мысль, что команда собралась не ради производства фильма, а чтобы заработать денег. В мировом прокате фильм собрал намного меньше, чем планировали продюсеры – 362 миллиона долларов, тем самым, не оправдав ожиданий зрителей и создателей. Однако если говорить про фильм, принесший Бертону настоящее признание и популярность, то это «Битлджус». Картина удостоилась премии «Оскар» в категории «Лучший грим». Фильм был тепло принят публикой, и эта комедия с черным юмором стала легендарной не только в коллекции режиссера, но и в мировом понимании данного жанра. Помимо черного юмора, важным атрибутом творчества Бертона являются макабрические элементы: готичность, мир мертвых, нестандартная (мертвецкая) внешность героев и другие характерные черты являются «визитной карточкой» режиссера. Узнать его фильмы довольно легко даже зрителю, который видел один или два его фильма – холодная цветокоррекция, мрачный сюжет и большие глаза и бледная кожа у героев – все это выделяет Бертона из основной массы режиссеров. Индивидуальность Бертона ярче выражается, когда он принимает участие в создании фильма как режиссер, поэтому в сравнении с 40 срежессированных им фильмов, только в 8 он был актером. В отличие от многих других, он не пытается «усидеть на двух стульях», он знает, где его нахождение максимально выгодно, поэтому он не стремиться занять место по ту сторону камеры. Главная магия, которую он создает, происходит, когда на площадке присутствует режиссер-Бертон, именно тогда он раскрывает весь свой неиссякаемый глубинный потенциал. Однако для создания гениальных произведений, ему не требуется снимать только большое кино. Так, в 2006 году Бертон попробовал себя как клипмейкер – он режиссирует музыкальный видеоклип на песню Bones группы The Killers. Ранее, в 1997 году, он издал книгу стихов для детей "Унылая смерть Мальчика-Устрицы". К сожалению, книга не дошла до российских издательств тогда, но в мире стала довольно популярным детским сборником стихов. Сейчас книгу можно найти в свободном доступе, однако тогда Бертон совершил своеобразную революцию в детской литературе – о смерти и мрачных сюжетах было непринято рассказывать в детских стихах. За всю свою карьеру Бертон зарекомендовал себя не только как талантливого режиссера, но так же и как писателя и художника.

Как художник, Бертон начал проявлять себя еще в детстве. Вернувшись в его детство, говорится, что школьное обучение его не сильно интересовало, и вместо этого он постоянно рисовал и очень активно участвовал во всевозможных конкурсах плакатов и рисунков и часто их выигрывал. В ноябре 2009 года в Музее современных искусств в Нью‑Йорке прошла выставка его работ — рисунков, ретроспективных картин, кукольных персонажей и других элементов, использованных Бёртоном в фильмах, включая отрывки неосуществлённых проектов. В будущем Бертон так же планирует организовать выставку своих работ, возможно, его скетчи станут основами для будущих персонажей его фильмов, как это было с Эдвардом руки-ножницы или Эмили из «Трупа невесты». Один из приемов, которые будут пользоваться успехом в фильмах Бертона в будущих релизах и пользуются уже на протяжении 30 лет – то, что главные герои Бертона – непонятные миром одиночки, аутсайдеры, которых не принимает общество. В современном обществе эта проблема особо актуальна – люди живут в гаджетах, не видя ничего вокруг себя. Так же многие сталкиваются с проблемами с психическим здоровьем – эти факторы наглядно характеризуют типичного «бертоновского» героя. Ведь люди наверняка идентифицируют себя с его главными персонажами. Мы все пытаемся так или иначе вписаться в общество, пытаемся жить в мире, хотим соответствовать нормам и хотим угодить и доставить радость, но на самом деле нормально быть другим, выглядеть иначе, и это гораздо интереснее! На самом деле, это довольно скучно — быть таким, как все. А Тим Бертон действительно знает и понимает аутсайдеров и знает, каково это — быть непонятым. Он понимает такие ранимые души, как, например, Дамбо из его экранизации 2019 года. Говоря про будущее, в 2021 году на Нетфликс выйдет сериал про Вэнздей Адамс, режиссером которого станет Тим Бертон. Для режиссера этот сериал станет отдельной главой в истории его творчества, так как данный проект станет для него первым полностью снятым сериалом – до этого в коллекции Бертона были только полнометражные фильмы и мультфильмы. Детали создания сериала не разглашаются, но его уже обсуждают как один из самых ожидаемых сериалов года. Зрители и критики надеются, что в этом проекте уделит внимание вопросам, волнующих всех современных людей. Один из этих вопросов – расизм. Ранее Бертон предпочитал не акцентировать на данном вопросе внимание в своем творчестве, но современные реалии и сотрудничество с такой площадкой, как Нетфликс, обязывают следовать современным тенденциям и требованиям при создании кино или сериала.

Из всего вышесказанного можем сделать вывод, что реклама напрямую влияет на финансовый успех фильмов в прокате. Чтобы окупить не только бюджет, но и маркетинг и пиар, необходимо качественно заявить о фильме. Как показывает реальность - неизвестные массовой аудитории фильмы не приносят существенной прибыли, а правильная реклама способна сделать из фильма культ, привлекая к нему зрителей и деньги. Тема важности рекламы в киноиндустрии актуальна в 2021 году как никогда, ведь пандемия нанесла большой урон по индустрии кино. Для достижения успеха рекламной кампании используются различные точки контакта с потребителем и различные каналы продвижения – из основных это афиши, тизеры, трейлеры. В последнее время более популярным способом рассказать о фильме являются пиар-мероприятия – вокруг фильма часто создают мифы, истории, проводят громкие акции в кинотеатрах, привлекающие дополнительное внимание общественности к фильму.

Когда мы говорим о крупных корпорациях, именитых режиссерах, нужно понимать, что деньги, которые работают в киноиндустрии, имеют огромный вес не только для престижа фильмов, но и для экономики в целом. Поэтому рекламные и пиар кампании несут в себе не только цель рассказать о фильме зрителю, но и вывести ожидания фильма на более высокий уровень. Рекламные ролики и промо акции фильмов должны быть на голову выше по уровню среди рекламы многих других продуктов. Разнообразные и постоянно развивающиеся способы продвижения кинопродукции, вынуждают эволюционировать рекламу и в других сферах производства.

В заключение, нужно отметить, что необходимость рекламного сопровождения с самого рождения идеи фильма вплоть до конца мирового проката необходима. Но, нужна она только в случае, когда произведение киноискусства рассматривают как продукт массового спроса, на продаже которого можно заработать во много раз больше, чем было затрачено на его производство. В случае, если фильм не отвечает в силу своей специфики, желаниям массовой аудитории, длительная креативная рекламная кампания обеспечит ему прибыль, но не принесет любовь зрителей. Поэтому если брать узкую тему о творчестве Тима Бертона, то здесь реклама необходима, так как его фильмы нацелены на большую аудиторию, но в то же время специфичны. Следовательно, для успешного проката нужна поддержка со стороны маркетинга, чтобы кино было успешно так же в финансовом плане.

 

Список литературы:

  1. Сколько стоит компания Disney в 2019 году? – Режим доступа: https://turbo/stoit-skolko.ru/s/skolko-stoit-disney/
  2. Интересные факты о Тиме Бертоне – Режим доступа: https://anydaylife.com/fact/post/353
  3. Тим Бертон. Статистика кассовых сборов – Режим доступа: https://filmz.ru/person/584/boxoffice/
  4. Обзор компании Disney – Режим доступа: https://www.zerich.com/analytics/materials/15.html
  5. Васильева О.А. Эффективная обратная связь - ключевой фактор успешности коммуникационного процесса - Международный научно-исследовательский журнал, №6 2012
  6. Награды и номинации. Тим Бертон – Режим доступа: https://ru.kinorium.com/name/318/awards/
  7. Аренс, Б. Современная реклама [Текст]/ Б. Аренс. – М: Довгань, 1995

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.