Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 12(140)

Рубрика журнала: Психология

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3

Библиографическое описание:
Савонина М.В. ФЕНОМЕН ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ К ПРОТИВОРЕЧИЯМ И ВЛИЯНИЕ НА НЕГО ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СТРУКТУРЫ: ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2021. № 12(140). URL: https://sibac.info/journal/student/140/206693 (дата обращения: 28.01.2025).

ФЕНОМЕН ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ К ПРОТИВОРЕЧИЯМ И ВЛИЯНИЕ НА НЕГО ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СТРУКТУРЫ: ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

Савонина Мария Вадимовна

студент, факультет «Клиническая психология», Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского,

РФ, г. Саратов

THE PHENOMENON OF SENSITIVITY TO CONTRADICTIONS AND THE INFLUENCE OF VALUE AND SENSE STRUCTURE ON IT: LITERATURE REVIEW

 

Maria Savonina

Student, Faculty of Clinical Psychology, Saratov State Medical University V.I. Razumovsky,

Russia, Saratov

 

АННОТАЦИЯ

В статье представлен теоретический анализ феномена «чувствительность к противоречиям». В материале рассматривается история происхождения, механизм возникновения, основные научные представления, а также связь чувствительности к противоречиям с личностными характеристиками. Статья рекомендована студентам и заинтересованным темой для понимания основ «чувствительности к проблемам».

ABSTRACT

The article presents a theoretical analysis of the phenomenon of "sensitivity to contradictions". In the material of the study of the history of origin, the mechanism of origin, basic scientific concepts, as well as sensitivity to personal characteristics. The article is recommended for students and those interested in the topic to understand the «sensitivity to problems», «wishful thinking».

 

Ключевые слова: чувствительность к проблемам, чувствительность к противоречиям, креативность, теория инициативных систем.

Keywords: wishful thinking, sensitivity to problems, creativity, theory of initiative systems, semantic theory of thought.

 

Вначале рассмотрения феномен чувствительности к противоречиям, стоит упомянуть о том, что в информационную эпоху остро стоит вопрос отбора информации. Глобализация, высокая доступность цифрового пространства обществу, приводит к тому, что количество различной информации растет, а вслед за ней возрастает и конкуренция за внимание людей. На этом фоне конкурентной чертой становится креативность. А чувствительность к противоречиям, в свою очередь, является важной чертой креативности.

Чувствительность к проблемам как понятие психологии мышления представляет собой способность человека к выходу за пределы конкретной ситуации, нахождению нестандартных решений, то есть чувствительность к проблемам является одним из инициаторов мыслительной деятельности.

Первые упоминания чувствительности к проблемам отмечаются в работах Д. Гилфорда и П. Торренса, посвященных креативности. В работе Д. Гилфорда «Природа человеческого интеллекта» он вводит понятия конвергентного и дивергентного мышления. Под дивергентным мышлением Д. Гилфорд понимал «веерообразный» поиск по всем направлениям, часто, приводящий к оригинальным решениям. «Под креативностью следует понимать способность отказываться от стереотипных способов мышления. Основой креативности является дивергентное мышление…». [12]

Помимо этого, в его статье «Три стороны интеллекта» дивергентное мышление характеризуют следующие качества:

  1. беглость мысли – количество идей, возникающих в единицу времени;
  2. оригинальность – способность производить идеи, отличающиеся от общепринятых взглядов;
  3. гибкость мысли – способность переключаться с одной идеи на другую;
  4. способность решать проблемы, т.е. способность к анализу и синтезу;
  5. любознательность – чувствительность к проблемам в окружающем мире;
  6. фантастичность – полная оторванность ответа от реальности при наличии логической связи между стимулом и реакцией;
  7. способность к разработке гипотезы;
  8. ирреальность – логическая независимость реакции от стимула;
  9. способность решать проблемы, т.е. способность к анализу и синтезу;
  10. способность усовершенствовать объект, добавляя детали [13]

В дальнейшем, известный американский исследователь креативности П. Торренс, определяет ее как процесс проявления чувствительности к проблемам, дефициту знаний, их дисгармонии, несообразности и т.д.; фиксации этих проблем; поиска их решений, выдвижения гипотез; а также, формулирования и уведомления о принятом решении. [2]. Это первое упоминания понятия «чувствительности к проблемам» в связке с креативностью.

М.А. Холодная расширяя понятие, отмечает, что креативность в широком смысле слова — это способность производить новые идеи при условиях разрешения и постановки проблем (М. Валлах), способность осознавать пробелы и противоречия, а также формулировать гипотезы относительно недостающих элементов ситуации (Е. Торренс), творческие интеллектуальные способности, в том числе способность привносить нечто новое в опыт (Ф. Баррон), способность отказываться от стереотипных способов мышления (Дж. Гилфорд). [11]

В качестве критериев креативности М.А. Холодная рассматривает следующий комплекс свойств интеллектуальной деятельности:

  1. беглость (количество идей, возникающих в единицу времени);
  2. восприимчивость (чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, а также готовность гибко и быстро переключаться с одной идеи на другую);
  3. оригинальность (способность производить «редкие» идеи, отличающиеся от общепринятых, типичных ответов);
  4. метафоричность (готовность работать в фантастическом, «невозможном» контексте, склонность использовать символические, ассоциативные средства для выражения своих мыслей, а также умение в простом видеть сложное и, напротив, в сложном — простое). [11]

Как видно из указанной выше информации, на данный период «чувствительность к проблемам» становится одним из критериев, влияющих на креативное мышление личности. Дальнейшее исследование этого феномена происходит изолировано, как отдельного понятия.

Обратимся к «смысловой теории мышления» и «теории инициативных систем», которые выделяют проблемную чувствительность как важную структуру познавательной сферы человека, а также отвечает на вопросы возникновения данного феномена личности.

В своей теории В. Е. Клочко дает определение понятию "психологическая система", которая образует единую неразрывную психологическую ситуацию, включающую личность, деятельность и психику, и демонстрирует, что гетеростаз является более высоким уровнем саморегуляции, то есть возможность создания новых способов взаимодействия, в отличие от гомеостаза. Движущей силой перехода к гетеростазическому функционированию является такое противоречие внутри ценностно-смысловой структуры ситуации, которое сравнивает между собой то, что для человека возможно, и то, что необходимо.

По В. Е. Клочко, определение понятия «психологическая система» единственный способ, позволяющий понять, как человек может "выходить за пределы" заданного, самостоятельно определяя познавательные или какие-либо другие цели. «Без этой призмы психологическая мысль будет метаться между разорванными частями единства, "прописывая" источник побуждения деятельности по разным "адресам": находя его то в предмете ("побудительная сила предметов" у К. Левина), то в субъекте ("интеллектуальная инициатива", "чувствительность"), то в самой деятельности (как ее способности "выходить" за собственные пределы, "надситуативная активность" у представителей деятельностного подхода)"» [3]. Другими словами, "выходит за пределы" ситуации вся психологическая система, а не ее составные элементы.

В.Е. Клочко отмечает, что при появлении в жизни человека смыслов предметный мир становится реальностью, соответствующий актуальным потребностям и возможностям. Дополняя, Краснорядцева О.М. исследует особенности мышления человека в условиях реальной жизнедеятельности и определяет ценности как смыслы второго, более высокого типа «за которыми, как, оказалось, стоят не потребности, а возможности субъекта».  Простыми словами, если человек осознает, что он может больше, чем требуется в данной ситуации, то это может привести к актуализации новой потребности, которая перестраивает всю психологическую систему. Перестройка заключается в том, что приобретают смысл новые предметы и явления, входящие в психологическую ситуацию, а старые либо приобретают новые смысл и значение, либо обессмысливаются.[8]

В данной теории, особую роль занимают эмоции. С точки зрения автора всего два процесса (установки и эмоции) затрагивают все уровни деятельности (мотивационный, целевой и операциональный). При этом стоит отметить, что установки и эмоции по-разному обеспечивают деятельность: установки отвечают за стабильность, устойчивость, а эмоции – за гибкость и избирательность, связь с ситуацией.

В. Е. Клочко экспериментально выявил четыре типа стратегий поведения людей в потенциально проблемных ситуациях:

  • выход за рамки ситуации (задаваемой инструкции), независимое обнаружение и формирование, постановка и осуществление целей, приводящих к мыслительной деятельности;
  • стремление "уйти" от потенциальной проблемы на момент обнаружения несоответствия на эмоциональном уровне, что позволяет избежать перестройки деятельности в мыслительную;
  • обнаружение противоречия, однако, отсутствие попыток формирования потенциальной проблемы; игнорирование противоречий;
  • неспособность к обнаружению возникающих в процессе деятельности противоречий без специальной инструкции [3]

Таким образом, согласно представлениям В. Е. Клочко, в случае возникновения невозможности достижения чего-либо формируется ценность, смысл, которые в свою очередь генерируют противоречие, и эта система влияет на способность личности выходить за рамки предложенных решений. Но стоит отметить, что за смыслами и ценностями стоят различные образующие, детерминация. Смыслы находятся в связи с установками и внутренними мотивами субъекта, поэтому в процессе деятельности одни и те же предметы формируют у разных людей разные ценности.  Обнаружение познавательного противоречия для одних людей означает возможность мыслить, а для других - необходимость «уйти» от мышления. Можно считать, что для одних возможность мыслить представляет особую ценность, имеет смысл, а для других - антиценность, возникновение фрустрирующей ситуации, от которой личность и защищается путем различных форм «ухода» от мышления.  И именно способность образовывать новые ценности будет являться чувствительностью к противоречиям. [7]

Причины повышения чувствительности к противоречиям рассмотрены выше. Однако, в связи с дальнейшей разработкой данного феномена, получены результаты связи параметров личности и чувствительности к противоречиям.

В исследовании М.И. Ефановой была предпринята попытка изучения проявления потенциала самореализации в феномене «чувствительности к проблемам».

По результатам данного исследования выявлено, что актуализация потенциала самореализации возникает, только опираясь на ценностно-смысловые характеристики актуальной ситуации, которые в свою очередь указывают возможные направления самореализации. Выделены три уровня проявления потенциала самореализации:

1. Высокий творческий уровень. В данном случае принятие и решение жизненных задач происходит в силу актуальности ценности самодвижения, саморазвития.

2. Средний, репродуктивный уровень. Постановка и возможность реализации жизненных целей происходит и весьма на высоком уровне, однако они всегда инициированы кем-то извне.

3. Низкий, компенсаторный уровень. Человек интерпретирует жизненные задачи, таким образом, что они подстраиваются под «удобную» ситуацию, а самореализация человека происходит опосредованно в других областях, путем компенсации.[1]

По результатам исследований А.О. Кыжынаевой и М.В. Федосеевой были выявлены взаимосвязи общей чувствительности к проблемам с личностными характеристиками. [10]

Степень толерантности к противоречиям коррелировало с выбором копинг-стратегий личности. Высокий уровень чувствительности к противоречиям сопровождался возрастанием процента выборов стратегии «придание смысла». В данном случае, связь этих фактором можно трактовать как восприятие трудностей не как препятствие, а как способ жизненного становления, самореализации, саморазвития. Помимо этого доминировали стратегии «игнорирование» и «проблемный анализ», их появление в поведении людей с высоким уровнем чувствительности к проблемам обусловлено тем, что при решении проблемы человек абстрагируется от отрицательных эмоций для получения продуктивного итога.

Помимо взаимосвязи с копинг-стратегиями, уровень чувствительности коррелирует с показателями жизнестойкости. Нельзя сказать, что высокий уровень чувствительности к проблемам соответствовал высокому уровню жизнестойкости и низким показателям ригидности личности, однако полученные данные указывают, что у личностей с высокой чувствительностью к проблемам не встречаются низкие показатели жизнестойкости и высокие показатели ригидности.

Низкий уровень чувствительности отмечается противоположными результатами. Испытуемые с низкой чувствительностью к проблемам ориентированы на саморегуляцию нарушенного эмоционального состояния, возвращение к его балансу, чем на решение затруднительной задачи. В данном случае психологическую систему, по В. Е. Клочко, интересует только ее текущее состояние, поэтому чтобы не терять имеющиеся ресурсы она возвращается к прошлому, не приобретая нечто новое. Стоит отметить, что чем ниже чувствительность к проблемам, тем более выраженной становится стратегия обращения за помощью к другим людям для решения своих проблем: «обращение», «поиск совета», «сотрудничество». У лиц с низкой чувствительностью к проблемам не обнаружено высоких показателей жизнестойкости и низких показателей ригидности, однако это не указывает на четкую связь с противоположными показателями.

Проанализированные работы позволяются увидеть не только взаимосвязь изучаемого феномена с особенностями личности, но и разобраться в причинах возникновения чувствительности к проблемам. Дальнейшее изучение невозможно без упоминания достигнутых результатов и понимания механизма появления чувствительности в психологической структуре личности.

 

Список литературы:

  1. Ефанова М.И. Проявление потенциала самореализации личности в особенностях познавательного целеобразования: Автореф. дис. ... канд психол. наук. Барнаул, 2004. 23 с.
  2. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. — СПб: Питер. — 434 с.]
  3. Клочко В. Е., Саморегуляция мышления и ее формирование. — Караганда, 1987]
  4. Клочко В.Е. Смысловая теория мышления в трансспективе становления психологического познания: эпистемологический анализ // Вестник МГУ. Серия 13. Психология.
  5. Кохановская, Д. Р. Теоретический анализ проблемы развития креативности у студентов / Д. Р. Кохановская. // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы II Междунар. науч. конф.
  6. Кочетовская Е.В. Системная детерминация чувствительности к проблемам как развивающегося свойства личности: Автореф. дис.
  7. Краснорядцева О.М., «Реконструкция ценностно-смысловой структуры ситуации деятельности как метод исследования особенностей ментального пространства личности» // Личность в парадигмах и метафорах: ментальность, коммуникация, толерантность. Томск : Изд-во ТГУ, 2002. С. 140-150.
  8. Краснорядцева О.М. Чувствительность к проблемам как характеристика инновационного потенциала личности // Сибирский психологический журнал. - Томск, 2009. -Вып. 33
  9. Скрипкина Т.П. Психология доверия: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 264 с.
  10. Федосеева М. В., Чувствительность к проблемам как личностная компетентность молодых людей, имеющих различный опыт вовлечения в инновационную деятельность, Томск 2013
  11. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. — СПб: Питер, 2002. — 272 с.
  12. Gulford J.P., The nature of human intellegence. N.Y., 1967. 255 p.
  13. GuiIfогd J. P., Three faces of intellect, "The American Psychologist"

Оставить комментарий