Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 12(140)
Рубрика журнала: Юриспруденция
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО НА СВОБОДУ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ РФ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19
АННОТАЦИЯ
В данной статье проанализировано принятое в период пандемии российское законодательство, вводившее ограничение прав и свобод граждан Российской Федерации. Кроме того, рассмотрены более детально нормативно-правовые акты, принятые в отдельных субъектах Российской Федерации (Волгоградской области), которые связаны с правом передвижения граждан РФ в условиях пандемии COVID-19. На основании анализа нормативно-правовой базы Российской Федерации, сделан вывод о необходимости и правомерности введения ограничительных мероприятий (карантина). Также в данной статье предложены изменения, которые направлены на совершенствование действующего законодательства.
ABSTRACT
This article analyzes the current legislation of the Russian Federation, which was approved during the pandemic, related to the restriction of the rights and freedoms of citizens of the Russian Federation. At the same time, we also considered in more detail the legal acts in certain subjects of the Russian Federation (Volgograd Region), which are related to the right of movement of Russian citizens in the context of the COVID-19 pandemic. Based on the analysis of the regulatory framework of the Russian Federation, it is concluded that it is necessary and lawful to introduce restrictive measures (quarantine). Also in this article, changes are proposed that are aimed at improving the current legislation.
Ключевые слова: COVID-19, конституционное право на свободу передвижения, коронавирус, пандемия, коронавирусная инфекция, карантин.
Keywords: COVID-19, constitutional right to freedom of movement, coronavirus, pandemic, coronavirus infection, quarantine.
Коронавирусная инфекция затронула целый мир и унесла миллионы жизней, по этой причине, большинство стран (США, Италия, Испания, Великобритания, Россия и т.д.) ввело ограничительные мероприятия во избежание распространения пандемии. Однако данное ограничение права на свободу передвижения стало острым вопросом для дискуссий, связанных с законностью и правомерностью такой меры (карантина, локдауна). Для разрешения данного острого вопроса необходимо обратиться к нормативно-правовых актам, в которых закреплено право на свободу передвижения, а также к конституционным основам ограничения передвижения и свободы граждан РФ.
Конституционное право на свободу передвижения закреплено во многих международно-правовых актах, а именно: 1. Протокол №4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод в пункте 1 статьи 2, 2. Всеобщая декларация прав человека и гражданина в пункте 1 статьи 13, 3. Конституция Российской Федерации в части 1 статьи 27. Остановимся на основном законе государства, согласно части 1 статьи 27 Конституции РФ, в ней разъяснено, что каждый человек, который законно находится на территории РФ, имеет право на свободу передвижения, выбирать место пребывания, жительства [1], при это, возникает вопрос, при каких сложившихся обстоятельствах и на каких основаниях может быть ограничено конституционное право на свободу передвижения граждан Российской Федерации?
1.Первое, с чего мы начнем, что конституциональное право на свободу передвижения и других прав, свобод граждан Российской Федерации могут быть ограничены только федеральным законом (часть 1 статья 55 Конституция РФ), данное положение более детально разъясняется и конкретизируется в Конституционном Суде Российской Федерации.
2. Ряд конституционных прав и свобод граждан РФ не могут быть ограничены, так как они имеют абсолютный характер (например, право на жизнь и д.р., которые закреплены ч. 3 ст. 56 Конституции РФ)
3.Вышеуказанные ограничения прав и свобод граждан РФ могут быть установлены только для защиты основ конституционного строя, обороны страны, здоровья и законных интересов других людей, безопасности государства, нравственности (ч. 1 ст. 55 Конституции РФ), такие цели ограничения являются разумными, бесспорными и не требуют разъяснения.
4. Согласно правовым позициям, которые были выработаны Конституционным судом Российской Федерации, при введении ограничительных мер на право свободу передвижения, необходимо учитывать и держать баланс интересов конкретной личности, государства и общества в целом.
Как нам известно, что в Российской Федерации не вводился режим чрезвычайного положения или чрезвычайной ситуации, не был принят специальный федеральный закон, который регламентировал бы ограничительные мероприятия. Однако, в соответствии с пунктом 2 Указа Президента РФ высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации необходимо обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий [5, ст. 7]. В каждом субъекте Российской Федерации вводились ограничения на свободу передвижения строго индивидуально и с учетом санитарно-эпидемиологической обстановки в конкретном субъекте РФ. На примере Волгоградской области, Губернатором которой является Бочаров А.И., были утверждены на период пандемии следующие постановления: Постановление от 15 марта 2020 года № 179 «О введении режима повышенной готовности функционирования органов управления, сил и средств территориальной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» и Постановление от 31 марта 2020 года № 233 «Об утверждении Правил передвижения граждан по территории Волгоградской области в период действия ограничительных мер, связанных распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19».
На основании вышеуказанных постановлений, был установлен порядок передвижения граждан Волгоградской области в период ограничительных действий, связанных с распространением COVID-19.
Рассмотрим основные положения из вышеуказанного постановления Губернатора Волгоградской области: разрешено обращение за неотложной медицинской помощью, при этом, путь следования должен быть проложен только к ближайшему месту приобретения товаров, услуг, при этом, если их реализация не ограничена, в соответствии с постановлением № 179 от 15 марта 2020 года, в свою очередь, разрешено следование от места жительства, пребывания к загородным или садовым домам(и обратно), домашних животных разрешено выгуливать на расстоянии не более 100 метров от места проживания и другие ограничения.
Согласно, подп. «и» п. 1 ст. 11 Федерального закона " от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" Волгоградская область и иные субъекты Российской Федерации имели полное право на введение режима повышенной готовности, но в силу ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы граждан могут быть ограничены только федеральным законом.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать выводы:
1.В соответствии с Федеральным законом № 52 от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» субъекты Российской Федерации, которые ввели ограничительные мероприятия (карантин), связанные с распространением COVID-19 являются правомерными, так как они предусмотрены Федеральным законом.
2.В режиме повышенной готовности, неправомерно ограничение свободы передвижения граждан, так как это не предусмотрено Федеральным законом № 68 от 21.12.1994 "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и Федеральным законом № 5242-1 от 25.06.1993 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской федерации»
3.Анализируя вышеизложенное, мы считаем, что необходимо совершенствование действующего правового регулирования, а именно внесения изменения и конкретизации в ФЗ № 52 от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», и уточнить какие именно меры по ограничению прав и свободы передвижения могут применяться к гражданам РФ.
Список литературы:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобрениями в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 г.) // "Собрание законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
- Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета, N 67, 05.04.1995.
- Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (вместе с Протоколом [N 1] (Подписан в г. Париже 20.03.1952), Протоколом N 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), Протоколом N 7 (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984)) // Собрание законодательства РФ, 08.01.2001, N 2, ст. 163
- Закон РФ от 25.06.1993 N 5242-1 (ред. от 08.12.2020) О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации // Российская газета, N 152, 10.08.1993.
- Указ Президента РФ от 02.04.2020 N 239 О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) // Собрание законодательства РФ, 06.04.2020, N 14 (часть I), ст. 2082
- Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 08.12.2020) О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера // Собрание законодательства РФ, 26.12.1994, N 35, ст. 3648.
- Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 13.07.2020) О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения // Собрание законодательства РФ, 05.04.1999, N 14, ст. 1650.
- Постановление от 15 марта 2020 года № 179 О введении режима повышенной готовности функционирования органов управления, сил и средств территориальной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Последние изменения от 22.01.2021 г. № 47 О внесении изменений в постановление Губернатора Волгоградской области от 15.03.2020 г. (Дата обращения 13.03.2021).
- Постановление от 31 марта 2020 года № 233 Об утверждении Правил передвижения граждан по территории Волгоградской области в период действия ограничительных мер, связанных распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19 (Дата обращения 13.03.2021)
- Салихова Б. А. Некоторые аспекты ограничения права на свободу передвижения // Закон и право. 2018. №7. c. 52 – 53. DOI: 10.24411/2073-3313- 2018-10051.
Оставить комментарий