Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 14(14)

Рубрика журнала: Технические науки

Секция: Архитектура, Строительство

Скачать книгу(-и): скачать журнал

Библиографическое описание:
Конева Е.А., Лонгортова В.М., Макашева С.Ж. ОСОБЕННОСТИ ЖИЛИЩА НАРОДОВ СЕВЕРА // Студенческий: электрон. научн. журн. 2017. № 14(14). URL: https://sibac.info/journal/student/14/82708 (дата обращения: 29.03.2024).

ОСОБЕННОСТИ ЖИЛИЩА НАРОДОВ СЕВЕРА

Конева Есения Андреевна

студент, кафедра сервисного инжиниринга и правового обеспечения в жилищно-коммунальном и строительном комплексе, ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет»,

РФ, г. Тюмень

Лонгортова Виктория Михайловна

студент, кафедра сервисного инжиниринга и правового обеспечения в жилищно-коммунальном и строительном комплексе, ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет»,

РФ, г. Тюмень

Макашева Салтанат Жолдасбековна

проф., д-р филол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет», кафедра сервисного инжиниринга и правового обеспечения в жилищно-коммунальном и строительном комплексе, ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет»,

РФ, г. Тюмень

На протяжении многих веков на крайнем севере живут такие народы как ханты, манси и ненцы, которые сумели адаптироваться в столь суровых условиях климата.  В двадцать  первом веке эти народы одни из немногих живут по законам предков, сохраняя свои обычаи и традиции. 

Согласно легендам северных народов, чум играет важную роль в жизни человека, так как их появление является одновременным. Еще с древнейших времен охотники Сибири создавали себе укрытие в виде легких конических шалашей. Все путешественники и исследователи отмечают, что чум является жилищем, хорошо приспособленным к условиям кочевой жизни в тундре.

Актуальность данного вопроса  в том, что тундровое население до сих пор проживает в чуме, потому что лучше традиционного жилища в суровых условиях тундры, не придумано. Единственным видом жилища  в прошлом и настоящее время для ненцев является чум.

Чум – это переносная, разборная постройка, которая  представляет собой конусовидную платку из жердей, крытую сшитыми из оленьих шкур или бересты полотнищами. Форма конуса делает жилище устойчивым при метелях и сильных ветрах, осадки в виде дождя и снега скатывается с крутых боков.

Остов чума состоит из 25-40 шестов, в зависимости от площади жилища, которая, в свою очередь, зависит от размера семьи и времени года (так, летние чумы чаще всего меньше по размерам зимних). Шесты заготавливаются обычно в зимний период, когда оленеводы подходят к лесам. Их делают из стволов ели длиной около 5 метров, с круглым сечением. Два основных шеста – прямоугольного сечения. В верхней части каждого из них делается по сквозному отверстию – для веревочной петли, скрепляющей другие, продеваемые через нее, жерди. [1, с. 12]

Зимние покрышки шьются из шкур взрослого оленя: две нижние (мехом внутрь) и две наружные (мехом наружу). В верхних углах каждой покрышки имеются специальные «кармашки», в которые вставляют шесты и поднимают их, закрепляя на остове чума. На изготовления мехового покрытия чума требуется около 60 шкур оленей, что в пересчете на количество оленей заставляет относиться людей к жилищу как к весьма ценному материальному объекту. Вследствие этого покрышки никогда не меняют целиком, а только заменяют протершиеся местами шкуры по необходимости. Шкура оленя обладает тепло – сберегающим свойством, благодаря которому в чуме сохраняется тепло. [3, с. 32]

Традиционное летнее покрытие чума изготавливалось из полос вываренной бересты. На чум уходило четыре – пять сшитых полотнищ: два покрывали, как правило, верхнюю часть чума, два-три  - нижнюю. Бересту вываривали в кипятке до эластичного состояния и, складывая ее в несколько слоев для прочности, сшивали сухожильными нитками в полотнища. Вываренная береста обладает значительной эластичностью и прочностью, не пересыхает в течение долгого времени. Наряду с берестяными покрышками в летний период шили покрышки из брезента или сукна (на них требуются не менее 80 м), использовались также старые (чаще всего внутренние) зимние покрышки из оленьих шкур. [2, с. 40]

Традиционно установка чума предполагает строго определенный порядок. В прошлом, все шесты, в соответствии с их обозначением, устанавливались на раз и навсегда отводимые им по периметру окружности места. Площадка для устройства жилища определяется заранее, либо используется старая, ставшая привычной; ее, как правило, расчищают, в зимние месяцы – утрамбовывают снег. Вход в чум ориентирован, чаще всего, по направлению кочевания; при сильном ветре дверное отверстие переносят в противоположную, заднюю  сторону жилища. [4, с.11]

Установкой чума в основном занимаются женщины, однако при необходимости им оказывают также помощь мужчины. Человек не навредит без надобности природе, возьмёт ровно столько, сколько понадобится для того, чтобы прокормить, обогреть свою семью. В целом процедура установки чума занимает около часа, то есть быстрое построение этого жилища является особым преимуществом для кочующих народов. [1, с. 14]

Первоначально на место, где намечается середина чума, выкладывается железный лист, используемый для обустройства очага,- разведения костра или установки железной печки, которая служит источником тепла и приспособлена для приготовления пищи. После разжигания очага дым заполняет все пространство чума, а через несколько минут по стенкам поднимается вверх. Также поднимается и тепло. Оно не дает попасть в чум холодному воздуху  с улицы, а также не дает осадкам проникать внутрь: они испаряются от большой температуры. А летом в чум не могут залететь комары и гнус.[5, с. 20]

Обычно лист отделяется от поверхности земли двумя бревнышками, по обеим сторонам от очага располагаются 2-3 доски, вслед за ними, дальше от центра и по направлению к боковым стенам чума, выстилают циновки, сплетенные из ивовых или берестяных прутьев. После обустройства этой части чума, начинают установку основных шестов, нижними концами, которых определяют диаметр жилища (от 5 до8 м). при установке  чума еще один шест, располагается внутри жилища - между очагом и задней стеной, образуемой другими жердями. К внутреннему шесту – с целью сооружения приспособления для подвешивания котлов – подвязывают, перекрещивая друг с другом, концы двух горизонтально располагаемых на высоте около 1,5 м планок. Другие их концы прикрепляют веревками к шестам, образующим дверной проход. На планки поперечно укладывают стержень, в который продевают одну-две небольших дощечки с нанесенными на них специально отверстиями. С помощью этих отверстий регулируется высота укрепляемых в них железных крюков для подвешивания котлов и чайника. [1, с. 16]

Когда остов чума установлен, на него натягивают покрышки, закрепляя их веревками, затем – наружные. Верхние покрышки должны заходить на нижние. После укрепления всех покрышек заносят спальные места и предметы быта.[1, с. 17]

Из-за того, что коренным жителям, приходится жить в суровых условиях Севера, человек тундры создал в далёком прошлом чум, удобный для кочевого образа жизни. Чум - совершенное по всем позициям строение.

Таким образом, опыт проживания в суровых условиях севера помог коренным жителям создать такое жилище, оптимальная и удобная конструкция которого позволяет жить в регионе с суровыми климатическими условиями.

 

Список литературы:

  1. Народы Западной Сибири: Ханты. Манси. Селькупы. Ненцы. Энцы. Нганасаны. Кеты/отв. ред. И.Н.гемуев, В.И. Молодин, З.П.Соколова; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо – Маклая РАН; Ин-т археологии и этнографии СО РАН. – М.: Наука, 2015. – 805 с. – (Народы и культуры)
  2. Пивнева Е.А Этнологические знания о народах севера, для народов севера/Пивнева Е.А. -  М.: Изд – во Институт этнологии и антропологии Российской акад. наук , 2012.- 24 с.
  3. Слепцов Ю.А. Кочевой лагерь как летняя школа по обучению родному языку малочисленных народов севера/ Слепцов Ю.А. //Наука и образование,2012. - № 1. -  С. 103-105
  4. Харючи Г. П. Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса/ Под ред. Н. В. Лукиной. – Томск, Изд-во Том. Ун-та, 2011. - 31-33с.
  5. Южаков А. Этнические особенности оленеводства ненцев// Южаков А, Мухачева А.- СПб.: Б.&К, 2012. – 83 с.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.