Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 11(139)

Рубрика журнала: Социология

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3

Библиографическое описание:
Шуткина Е.А. НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ КОНЦЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2021. № 11(139). URL: https://sibac.info/journal/student/139/206146 (дата обращения: 25.11.2024).

НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ КОНЦЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Шуткина Екатерина Андреевна

студент, кафедра социально-культурной деятельности Сургутский государственный педагогический университет,

РФ, г. Сургут

Белошапка Римма Анатольевна

научный руководитель,

канд. пед. наук, доц., Сургутский государственный педагогический университет,

РФ, г. Сургут

SCIENTIFIC JUSTIFICATION OF CONCERT ACTIVITY MANAGEMENT

 

Ekaterina Shutkina

student, Department of social and cultural activities, Surgut state pedagogical University,

Russia, Surgut

Rimma Beloshapka

research supervisor, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor, Surgut state pedagogical University,

Russia, Surgut

 

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматривается управление концертной деятельностью и ее научное обоснование, так же рассмотрение нескольких точек зрения по организации концертов.

ABSTRACT

This article discusses the management of concert activities and its scientific justification, as well as the consideration of several points of view on the organization of concerts.

 

Ключевые слова: хореографический коллектив, менеджмент, концертная деятельность, управление концертной деятельностью, культурно-досуговая деятельность.

Keyword: choreographic group, management, concert activity, management of concert activity, cultural and leisure activities.

 

Для современного общества социокультурная среда имеет важнейшее значение. Её функции существенно преобразились с внедрением рыночной концепции экономики и информационно-технологическими развитием общества: появилось множество коммерческих учреждений культуры, трансформировались сами виды культурной деятельности и их содержание. Интерес людей к культуре ни столько угас, сколько приобрёл новое воплощение, что полностью осознается органами государственной власти, стремящимися к улучшению культурной политики, созданию качественной инфраструктуры социокультурной среды, приобщению населения к деятельности культурных учреждений.

В частности, регулярно создаются социокультурные проекты, причём как на государственном уровне, так и на уровне отдельных учреждений. Социокультурные проекты различаются по своей тематической направленности, от чего зависят методические подходы к их планированию и разработке. Среди существующих видов социокультурных проектов, организующих культурно-досуговую деятельность, особое место занимают концерты.

В наиболее общем смысле под концертом понимается «специально организованное выступление артистов по определенной, заранее составленной программе, осуществляемое различными исполнительскими составами, в специальном помещении» [6, с. 118].

Также в научной литературе встречается определение, согласно которому концерт – это «всегда публичное действие, организованное в соответствии с программой, выстроенной по законам сценической драматургии и рассчитанное на определенную аудиторию» [11, с. 167].

Кроме того, концерт – «это одна из сценических форм существования искусства» [8, с. 451]. Можно подойти к концерту и с позиций теории коммуникации, в которой его интерпретируют как «распространенный способ непосредственного общения артиста и публики, а в более общем плане – как область контакта исторически и географически различных пластов культуры» [3, с. 151].

Под концертной деятельностью понимается планирование и организация публичных выступлений художественных коллективов и исполнителей вокальных, инструментальных, хореографических, речевых и оригинальных жанров. Назовём её особые черты:

– жанровое многообразие исполняемых произведений (вокальные, инструментальные и др.);

– количество участников концерта (от одного в сольном концерте артиста до нескольких сотен в массовом театрализованном представлении) и степень их популярности;

– вместимость и тип концертной площадки (зал филармонии, дом культуры, дворец спорта, сельский клуб, актовый зал школы, красный уголок цеха и т. п.) [1, с. 204-208].

Концертная деятельность воспитывает учащихся, вырабатывает дисциплину, умение вести себя на сцене, развивает ответственность за свою работу и ответственность перед слушателями. Педагог, руководящий творческим коллективом, учит не только выполнять поставленные задачи на концертной эстраде, но и быть не безразличным к тому, как оценивают работу коллектива слушатели. Также исследователи подчеркивают, что «концертная деятельность – это та сфера, которая находится в постоянной модернизации. Массовая аудитория нуждается в новом продукте, который обладал бы исключительностью» [9, с. 112].

Среди задач концерта как формы культурно-досуговой деятельности исследователи выделяют следующие:

– вовлечение населения в процесс непрерывного художественного просвещения средствами искусства;

– включение личности в создание ценностей художественной культуры;

– утверждение духовно насыщенных форм досугового общения и отдыха;

– последовательное формирование эстетических чувств и идеалов;

– стимулирование социально-культурной активности личности;

– возрастание роли индивидуального фактора при выборе видов любительской деятельности, форм организации досуга;

– установка на самопроявление и самоопределение, то есть больше на личностный контакт с искусством на любительском уровне, чем на совместное коллективное творчество [10, с. 274-279].

Организацией концертов занимаются преимущественно учреждения культуры. Деятельность учреждений культуры – это «деятельность, связанная с сохранением, созданием, распространением и освоением культурных ценностей, то есть нравственных и эстетических идеалов, языков, норм и образцов поведения, национальных традиций и обычаев, художественных промыслов и ремёсел, фольклора, произведений культуры и искусства, результатов и методов научных исследований культурной деятельности, имеющих историко-культурную значимость зданий, сооружений, предметов и технологий, уникальных в историко-культурном отношении территорий и объектов» [5, с. 32].

Культурную сферу относят к комплексу социально-культурных сфер: здравоохранение, образование, наука, социальное страхование, физическая культура и спорт. Такая точка зрения логична, поскольку несмотря на непосредственно культурную составляющую, рассматриваемая сфера деятельности включает в себя научную, образовательную, иную деятельность. Обособление сферы культуры также обусловлено комплексом видов учреждений, включая их отраслевое деление внутри каждого вида: клубные, театрально-зрелищные, музеи, библиотечные, парки культуры и отдыха [7, с. 42-43].

Помимо наличия культурных ценностей, которые могут быть выражены материально-вещественно, обладать определяемой стоимостью, расходами на содержание, амортизацию в бухгалтерском учёте, сфера культуры специфична по причине работы с нематериальными, то есть духовными, нравственными ценностями, эффект которых присутствует, однако, природа и суть таковых ценностей не позволяет установить показатели, значимые для анализа в экономических целях. Также эта специфика влияет на значимость процесса выполнения сотрудниками учреждений своих функций в рамках реализации тех государственных заданий, мероприятия которых тесно связаны с их прямым взаимодействием с потребителем, в частности, при управлении концертной деятельностью.

Управление концертной деятельностью, прежде всего, тяготеет к проектному менеджменту. Концерт в данном случае рассматривается как проект организации мероприятия, и в силу его отношения к социокультурной деятельности такой проект тоже можно назвать социокультурным. В научной литературе социокультурные проекты интерпретируются как «проект, который позволяет не только найти проблему, которая есть в социуме, но и дать ответ, как ее можно решить средствами культуры» [2, с. 463]. Организация концерта, реализуемая в виде социокультурного проекта, предполагает проработку классических для проектного управления компонентов – целеполагания, определения заинтересованных сторон, содержания мероприятий проекта, его ресурсного, финансового обеспечения, мер продвижения.

Если рассматривать управление концертной деятельностью в целом, опосредованно от проектной формы, то концертная деятельность может быть отнесена, с одной стороны, к культурно-досуговой (с точки зрения участников), а с другой – к театрально-зрелищной (с точки зрения организатора концерта). Под культурно-досуговой понимается «деятельность, которая направленная на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации личности и группы (в составе студий, кружков, любительских объединений) в сфере досуга» [4, с. 412].

 

Список литературы:

  1. Булгакова А.Г. Концертная деятельности музыкальных коллективов в системе работы учреждения культуры // Интеграция искусств в современном художественном образовании. Материалы II Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции. 2019. С.204-208.
  2. Жарков А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: учебник для бакалавров, магистрантов, аспирантов, ассистентов-стажеров и докторантов / А. Д. Жарков; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский государственный институт культуры". - Москва: МГИК, 2018. - 463 с.
  3. Загорская Л.М. Альтернативные культурно-досуговые технологии: монография / Л. М. Загорская, В. А. Назаркина. - Новосибирск: Изд-во Новосибирского гос. технического ун-та, 2017. - 151 с.
  4. Каменец А.В. Основы культурно-досуговой деятельности: учеб. для СПО / А. В. Каменец, И. А. Урмина, Г. В. Заярская; под науч. ред. А. В. Каменца. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Юрайт, 2018. - 412 с.
  5. Каменец А.В. Основы культурно-досуговой деятельности : учеб. для СПО / А. В. Каменец, И. А. Урмина, Г. В. Заярская ; под науч. ред. А. В. Каменца. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Юрайт, 2018. С.32.
  6. Кельчеватова Т.В. Проектирование концертной деятельности: учебное пособие / Т. В. Кельчеватова, В. В. Стебляк; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского. - Омск: 2016. - 118 с.
  7. Крыштановская О.В., Комарова А.А. Проблемы государственного регулирования культурной деятельности в России: взгляд экспертов // Вестник ГУУ. 2019. №1. С.42-43.
  8. Кузьмина И.А. Театрально-концертная деятельность. - Министерство культуры Республики Дагестан, Национальная библиотека РД им. Р. Гамзатова, Служба научной информации по культуре и искусству. - Махачкала: ИП Джамалудинов М. А., 2019. - 451 с.
  9. Молчанова Н.В. Организация семейного досуга в условиях культурно-досуговых учреждений: учебное пособие. - Волгоград: ИП Никулина М. Г., 2018. - 112 с.
  10. Солянинова Л.К., Демидова В.И. Проблемы развития концертной деятельности в современной России // Образовательный форсайт. 2019. № 4. С. 274-279.
  11. Тихоновская Г.С. Теоретико-методологические основы технологии культурно-досуговых программ: монография. - Москва: МГИК, 2017. - 167 с.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.