Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 11(139)

Рубрика журнала: Технические науки

Секция: Архитектура, Строительство

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3

Библиографическое описание:
Дахин И.А. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ШАТРОВОГО ТИПА ДЕРЕВЯННОГО ХРАМА НА ТЕРРИТОРИИ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ. XVI-XVIII ВЕК. ТИПОЛОГИЯ И МЕСТНЫЕ ЧЕРТЫ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2021. № 11(139). URL: https://sibac.info/journal/student/139/205641 (дата обращения: 26.11.2024).

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ШАТРОВОГО ТИПА ДЕРЕВЯННОГО ХРАМА НА ТЕРРИТОРИИ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ. XVI-XVIII ВЕК. ТИПОЛОГИЯ И МЕСТНЫЕ ЧЕРТЫ

Дахин Иван Андреевич

студент, кафедра реставрации в архитектуре, Московский архитектурный институт (государственная академия),

РФ, г. Москва

Каменева Татьяна Ефимовна

научный руководитель,

доц., Московский архитектурный институт (государственная академия),

РФ, г. Москва

FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF THE TENT-TYPE WOODEN TEMPLE IN THE ARKHANGELSK REGION. XVI-XVIII CENTURY. TYPOLOGY AND LOCAL FEATURES

 

Ivan Dahin

student, Department of restoration in architecture, Moscow architectural Institute (state academy),

Russia, Moscow

Tatyana Kameneva

scientific adviser, associate professor, Moscow architectural Institute (state academy),

Russia, Moscow

 

АННОТАЦИЯ

На примере ряда памятников рассматриваются направления и особенности развития шатрового типа деревянного храма на территории Архангельской области.

ABSTRACT

On the example of a number of monuments, the directions and features of the development of a tent-type wooden temple in the Arkhangelsk region are considered.

 

Ключевые слова: шатровый храм, восьмерик от земли, восьмерик на четверике, восьмерик на крестчатом основании.

Keywords: tent temple, octagon from the earth, octagon on quad, octagon on a cross base.

 

Шатровое завершение храма появилось еще в древности и довольно распространено как в каменном строительстве, так и в деревянном. Из деревянных построек до нас дошли примеры не древнее XV-XVI веков, но и по ним можно проследить закономерности преобразования форм и конструкций деревянных церквей. В статье рассматриваются постройки на территории современной Архангельской области. Шатровые храмы подразделяются на три типа в зависимости от формы основания: восьмерик от земли, восьмерик на четверике и восьмерик на крестчатом основании.

Восьмерик от земли, перекрытый шатром, наравне с клетскими церквями является наиболее древним типом деревянных храмов. Восьмигранная форма плана позволяла создавать большие пролеты и обеспечивала необходимую устойчивость для опоры высокого шатра. Наиболее древней из построек этого типа можно считать храм во имя Рождества Иоанна Предтечи, существовавшего на территории Архангельской области. Храм был срублен в первой половине 15 века (1426-1456гг.). Сооружение состояло из высокого восьмерика, завершающегося большими повалами, на который опирался вытянутый восьмигранный шатер с барабаном и луковичной главкой в окончании. Два прямоугольных прируба примыкали с востока и запада, по ширине совпадая с гранями восьмерика. Прирубы перекрывались бочками с высоким килем. У прирубов также были повалы. По сохранившемуся изображению храма можно определить, что с северной стороны к зданию примыкала паперть, крытая тесом. (по ветхости разобрана в 1876 г.)

В процессе развития храмы данного типа получают дополнение в виде галереи-паперти, опоясывающей восьмерик с трех сторон и крытой тёсом. Галереи первоначально были каркасными, опирались на консоли – выпуски бревен основного сруба, или на вертикальные стойки. Характерной галереей обладала Успенская церковь в селе Нижняя Уфтюга. Храм постройки 1623-26 гг. был обмерен и исследован В.В. Сусловым в 1890-х гг., который отмечал необычную круглую форму проёмов в стенах восьмерика. Владимирская церковь в селе Белая Слуда (1642г.) - еще один известный пример, восьмерика с двумя прирубами и галереей. Галерея опоясывала семь из восьми стен восьмерика, немного не доходя до алтарного прируба. Храм был разобран в конце XIX века.

Композиционные элементы храма усложнялись и обретали исключительные, региональные черты. Одним из наиболее сложных и впечатляющих образцов типа восьмерик от земли является Сретено-Михайловская церковь (1655г.) села Красная Ляга, сохранившаяся до наших дней. Алтарный прируб храма перекрыт большой граненой бочкой, украшенной на торце резным орнаментом. Основной восьмерик дважды расширяется к верху, завершаясь повалом. А сверху на него опирается второй невысокий восьмерик, поддерживающий шатер. Храм венчает изящная граненая главка с барабаном. Известно, что до середины XIX века церковь опоясывала галерея, но была разобрана по ветхости.

Следующим важным этапом развития шатровых церквей было появление храма типа восьмерик на четверике. Главный объем церкви получает квадратную или прямоугольную в плане форму, и к ней присоединяются уже более широкие (чем у храмов первого типа) трапезная и прирубы. Храмы типа восьмерик на четверике строились на территории современной Карелии и Вологодской области еще с XVI века. Одним из первых известных образцов данного типа в Архангельской области является церковь Иоанна Златоуста в селе Саунино (1665г.). Вытянутый в высоту кубический объем несет восьмерик, увенчанный шатром с главкой. С запада прирублен массивный объем трапезной, который гораздо шире четверика, а с востока примыкает алтарный прируб, перекрытый бочкой. Интересное дополнение кровли четверика – кокошники в углах, которые служат композиционным переходом от четверика к восьмерику.

Церковь Дмитрия Солунского в Верхней Уфтюге (1784г.) является примером грациозной вертикальной композиции объемов сруба. С запада навесная на консолях галерея-паперть примыкает к четверику, над которым поднимается восьмерик с массивными повалами. Завершен храм шатром размера в половину высоты всего сооружения, завершающимся главкой с барабаном. Общая высота церкви 43м.

Постепенно простая квадратная форма плана четверика обрастает прирубами и трансформируется в крестчатую форму, когда четверик с прирубами образуют в плане крест.  Вознесенская церковь в селе Пияла (1651-1699гг.) – яркая иллюстрация сказанного. Село расположено на реке Онега, в северной части Архангельской области. Величественный храм, находясь на высоком берегу, возвышается над окружающей равнинной местностью. В плане к квадратному четверику примыкают трапезная и три прируба, образовывая крест, с запада он удлиняется еще за счет крытой паперти. На втором ярусе с четырех сторон прирубы завершаются тройными бочками луковичной формы с барабанами и главками. Такой приём немного позднее будет использован в Преображенской церкви в Кижах. На третьем ярусе на четверик встает восьмерик, завершающийся большим повалом и шатром. В этом сооружении заметно композиционное развитие объемов как в вертикальном, так и горизонтальном направлениях. Крупные части усложняются, появляются новые формы.

Таким образом, на протяжении XVI – XVIII веков на территории Архангельской области шатровый тип деревянного храма активно развивался, получал новые формы и конструктивные элементы. Первоначальный тип восьмерика от земли преобразовался в восьмерик на четверике, а позднее в восьмерик на крестчатом основании. Тенденция усложнения объемов и композиционных частей объясняется стремлением мастеров к преодолению «избяных» черт в архитектурном решении храма и созданию неповторимого облика.

 

Список литературы:

  1. Добровольская Э.Д. Памятники народного деревянного зодчества России в творчестве Бориса Гнедовского. 40 лет в реставрации. 1947-1988. – М.: Пробел. 2000.- 86с.
  2. Красовский М. Курс истории русской архитектуры. Ч. I. Деревянное зодчество. - Пг., 1916. - С.220
  3. Мильчик М.И., Ушаков Ю.С. Деревянная архитектура Русского севера. Страницы истории. – Л.: Стройиздат. Ленинградское отделение. 1981 – 128с.
  4. Ополовников А.В. Сокровища Русского Севера. – М., 1989 -  С. 192-196, 201-205.
  5. Ополовников А.В., Ополовникова Е.А. Дерево и гармония – М.: Ополо, 1988. – 208с.
  6. С. Забело, В. Иванов, П. Максимов. Русское деревянное зодчество. – М., 1942 – С. 98-101
  7. Суслов В.В. Очерки по истории Древне-русского зодчества – Спб., 1889
  8. Шургин И.Н. Архитектурные и конструктивные особенности деревянных церквей типа «восьмерик от земли с шатровым завершением» XVI-XVII веков / Боде А.Б. Деревянное зодчество – М.-Спб.: Издательский дом «Коло», 2016 – С. 100-129
  9. Шургин И.Н. Архитектурные особенности деревянных церквей XVII-XVIII вв. бывшего Сольвычегодского уезда Вологодской губернии / Боде А.Б. Деревянное зодчество – М.-Спб.: Издательский дом «Коло», 2011 – С. 189-213

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.