Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 10(138)

Рубрика журнала: Юриспруденция

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2

Библиографическое описание:
Аминова А.А. ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАЩИТЫ ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ЛИЧНЫХ НЕИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ ГРАЖДАНСКОГО ИСТЦА В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2021. № 10(138). URL: https://sibac.info/journal/student/138/205328 (дата обращения: 23.12.2024).

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАЩИТЫ ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ЛИЧНЫХ НЕИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ ГРАЖДАНСКОГО ИСТЦА В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ

Аминова Амина Алемовна

магистрант, кафедра уголовного процесса и криминалистики, Оренбургский государственный университет,

РФ, г. Оренбург

Никурадзе Наталья Олеговна

научный руководитель,

канд. юрид. наук, доц., Оренбургский государственный университет,

РФ, г. Оренбург

PROBLEMATIC ISSUES OF ENSURING THE PROTECTION OF PROPERTY AND PERSONAL NON-PROPERTY RIGHTS OF A CIVIL PLAINTIFF IN CRIMINAL PROCEEDINGS

 

Amina Aminova

master's degree student, Department of Criminal Procedure and Criminalistics, Orenburg state University,

Russia, Orenburg

Natalia Nikuradze

scientific advisor, Candidate of Legal Sciences, associate professor, Orenburg state University,

Russia, Orenburg

 

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается возможность внесения соответствующих изменений в уголовно-процессуальное законодательство, связанных с отсутствием процессуальной регламентации порядка предъявления гражданского иска.

ABSTRACT

The article considers the possibility of making appropriate changes to the criminal procedure legislation related to the lack of procedural regulation of the procedure for filing a civil claim.

 

Ключевые слова: гражданский иск; имущественные права; личные неимущественные права.

Keywords: civil claim; property rights; personal non-property rights.

 

В Конституции Российской Федерации закреплено положение о том, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Данное положение является важным гарантом защиты прав граждан также в уголовном судопроизводстве, поскольку именно в уголовном процессе наиболее остро лицо нуждается в защите своих прав. Но стоит отметить то обстоятельство, что большинство процессуальных гарантий в российском уголовном судопроизводстве направлено на лицо, в отношении которого вынесено обвинение. Анализируя положения уголовно-процессуального законодательства, можно предположить о том, что при принятии важных решений в ходе производства по уголовному делу мнение потерпевшего практически не учитывается. Предъявление гражданского иска в рамках уголовного судопроизводства представляется возможным при наличии соответствующих условий. Стоит отметить, что специальный характер рассматриваемого института уголовно-процессуального права основывается на действии упомянутых определенных уголовно-процессуальных оснований, предшествующих процедуре предъявления гражданского иска. Данные положения способствуют сужению общих оснований предъявления иска, характерных для гражданско-процессуального судопроизводства.

Итак, к основаниям гражданского иска относятся, в первую очередь, юридические факты:

- совершение преступления;

- причинение вреда истцу;

- причинная связь между преступлением и вредом.

Относительно первого юридического факта стоит отметить, что он предполагает установление в действиях лиц, обвиняемого в совершении преступного действия, состава преступления. Но необходимо учесть то, что если имущественные права были нарушены действиями, не признанными преступными, предъявление гражданского иска будет невозможным, поскольку отсутствуют на то какие-либо основания для возмещения вреда.

Следующее основание предполагает то, что вред, причиненный при совершении преступления, может носить имущественный и личный неимущественный характер, иными словами, может быть причинен материальный либо моральный вред. Моральный вред может быть причинен только по отношению к физическому лицу, соответственно, касательно юридического лицо основанием предъявления гражданского иска может быть только имущественный вред. Однако согласно с ч. 1 ст. 42 УПК РФ «потерпевшим является… также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации» [1]. То есть юридическое лицо также вправе воспользоваться правом предъявления иска в уголовном процессе, если в результате совершения преступления, был причинен вред репутации.

Гражданский иск может предъявить лишь лицо, которому непосредственно в результате совершения преступления был причинен вред. В практической деятельности нередко имеют место быть ситуации, связанные с определением гражданского истца в тех случаях, когда вред был причинен имуществу, которое находилось не у собственника, а у иного лица. Это вызывает ряд трудностей при рассмотрении гражданского иска.

Согласно с профессором А.С. Смирновым, иск по обеспечению имущественного права потерпевшего в данном случае должен быть предъявлен собственником имущества. Представляется, причина заключается в том, что непосредственно его имуществу преступлением было причинено увечье. Убытки же иного лица, будь то арендатора, нанимателя и т.д., носят опосредованный характер.

В уголовно-процессуальном законодательстве имеется нормативная дефиниция гражданского истца в ч. 1 ст. 44 УПК РФ. Однако в числе понятий, приведенных в ст. 5 оно отсутствует, также Уголовно-процессуальный кодекс не содержит процедуру признания лица гражданским истцом, а именно определение процессуального документа, в соответствии с которым возможно рассмотрение гражданского иска в рамках уголовного процесса [5, C. 244]. То есть в уголовно-процессуальном законодательстве имеется пробел, связанный с отсутствием определения самого гражданского иска.

Представляется, в соответствии с утверждением О.А. Сычевой под гражданским иском можно понимать «письменное требование, содержащее изложение правопритязания о возмещении имущественного ущерба и (или) компенсации морального вреда, адресованное к гражданскому ответчику гражданским истцом, в связи с причиненным непосредственно преступлением вредом, заявленное после возбуждения уголовного дела и до окончания судебного следствия по уголовному делу и подлежащее рассмотрению и разрешению в определенном процессуальном порядке» [5, С. 28].

Также вполне обоснованным представляется определение, предложенное М.В. Бубчиковой, которая под гражданским иском понимает «требование физического или юридического лица о возмещении имущественного ущерба и морального вреда, причиненного преступлением, к обвиняемому или лицам, несущим материальную ответственность за действия обвиняемого, заявленное при производстве по уголовному делу» [3, С. 170].

В соответствии с изложенным, предлагается внесение определения гражданского иска в Уголовно-процессуальный кодекс РФ.  Так, под гражданским иском, предъявляемом в уголовном процессе следует понимать «письменное требование гражданского истца о возмещении причиненного преступлением ущерба к обвиняемому или лицам, несущим ответственность за действия обвиняемого, заявленное по уголовному делу в порядке уголовного судопроизводства».

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 31.01.2011 № 1-п утверждается о том, что «однородные по своей юридической природе отношения в силу принципа юридического равенства должны регулироваться одинаковым образом. Поскольку гражданско-правовые требования о возмещении имущественного вреда, причиненного преступлением, - вне зависимости от того, подлежат они рассмотрению в гражданском или уголовном судопроизводстве, - разрешаются в соответствии с нормами гражданского законодательства, суды общей юрисдикции при рассмотрении в уголовном судопроизводстве вопросов, касающихся отношений собственности, не должны допускать подмены частноправовых механизмов разрешения споров о собственности уголовно-процессуальными средствами, направленными на достижение публично-правовых целей уголовного судопроизводства» [2].

Однако, указанное утверждение о распространении гражданско-процессуальных норм в части гражданского иска на уголовный процесс должно также дублироваться в законодательном акте, а не в постановлении Конституционного Суда РФ.

Поэтому, представляется обоснованным внесение в уголовно-процессуальное законодательство положения о применении норм Гражданско-процессуального кодекса по вопросам, связанным с гражданским иском, предъявленным и рассматриваемым в рамках уголовного дела, не нашедшим своей регламентации в УПК РФ. Стоит учесть, что применяемые гражданско-процессуальные нормы в части регулирования гражданского иска не должны противоречить нормам Уголовно-процессуального кодекса.

Данное нововведение позволит устранить ряд проблем, связанных  с обеспечением имущественных и личных неимущественных прав потерпевшего в уголовном процессе. Так, например, в соответствии с п. 11 ч. 4 ст. 44 УПК РФ «гражданский истце вправе отказаться от предъявленного им гражданского иска. До принятия отказа от гражданского иска дознаватель, следователь, суд разъясняет гражданскому истцу последствия отказа от гражданского иска, предусмотренные частью пятой настоящей статьи». Часть 5 рассматриваемой статьи предполагает, что «отказ от гражданского иска может быть заявлен гражданским истцом в любой момент производства по уголовному делу, но до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора. Отказ от гражданского иска влечет за собой прекращение производства по нему» [1].

В данной дефиниции отсутствует право гражданского истца на увеличение либо уменьшение исковых требований, также отсутствует право истца на изменение предмета гражданского иска. Здесь прослеживается вопрос, связанный с наличием либо отсутствием указанных прав у истца: имеются ли они у него по аналогии с гражданско-процессуальным законодательством либо отсутствует в связи с тем, что не имеются в уголовно-процессуальном законодательстве. Если же они по умолчанию предусмотрены, то каков порядок их реализации? Необходимо заполнить данный пробел в уголовно-процессуальном законодательстве, либо признав распространение гражданско-процессуальных норм в части регулирования гражданского иска на уголовное судопроизводство, либо внести соответствующие нормы непосредственно в УПК РФ.

Считается, оптимальным в разрешении данных спорных моментов является введение в Уголовно-процессуальный кодекс отдельной главы, содержащей в себе необходимые положения, регулирующие порядок предъявления гражданского иска, его рассмотрение и разрешение в рамках уголовного процесса. Ко всему прочему данная глава должна включать в себя норму о том, что при возникновении проблемных моментов в процессе обеспечения имущественных и личных неимущественных прав потерпевшего в порядке уголовного судопроизводства, возможно применение не противоречащих УПК РФ норм гражданского процессуального законодательства, при условии отсутствия данного вопроса в уголовно-процессуальном законодательстве.

Институт гражданского иска в уголовном судопроизводстве преследует цель защиты прав потерпевших, которые понесли материальный и моральный вред в связи с совершенным преступлением.

Имеющиеся проблемы, связанные с обеспечением имущественных и личных неимущественных прав пострадавшего лица, являются неоспоримым фактом. Устоявшееся положение дел в части регулирования гражданского иска, предъявленного в рамках уголовного дела, отсутствие его четкой правовой регламентации требует создания единого механизма регулирования.

Необходимо внесение изменений в Уголовно-процессуальный кодекс для создания современного и эффективного алгоритма действий сотрудников правоохранительных органов в процессе осуществления деятельности по рассмотрению и разрешению гражданского иска с целью обеспечения нарушенных в результате преступления прав гражданского истца в полном объеме.

 

Список литературы:

  1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: офиц. текст: по состоянию на 24 февраля 2021 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2021. – № 18. – Ст. 2569.
  2. По делу о проверке конституционности положений ч. 1, 3 и 9 ст. 115, п. 2 ч. 1 ст. 208 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и абзаца 9 п. 1 ст. 126 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в связи с жалобами граждан акционерного общества «Недвижимость-М», общества с ограниченной ответственностью «Соломатинское хлебоприемное предприятие» и гражданки Л.И. Костаревой: постановление Конституционного Суда РФ от 31 января 2011 г. № 1-П // Собр. законодательства Рос. Федерации.
  3. Бубчикова, М.В. Гражданский иск в уголовном процессе / М.В. Бубчикова // Вестник Московского университета МВД России, 2015. - № 8. – С. 170.
  4. Юридическое образование и юридическая наука в России: современные тенденции и перспективы развития: сб. науч. работ / под. ред. Т.Н. Ильина. – Курск: КГУ, 2019. – 260 с.
  5. Сычева, О.А. Гражданский иск в уголовном судопроизводстве / О.А. Сычева // Мировой судья, 2015. - № 5. – С. 28.

Оставить комментарий