Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 9(137)

Рубрика журнала: Психология

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2

Библиографическое описание:
Уварова Е.В. ПРОБЛЕМА ОТНОШЕНИЯ К СМЕРТИ В ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМЕ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2021. № 9(137). URL: https://sibac.info/journal/student/137/204748 (дата обращения: 27.11.2024).

ПРОБЛЕМА ОТНОШЕНИЯ К СМЕРТИ В ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМЕ

Уварова Евгения Владимировна

студент, кафедра общей и социальной психологии, Воронежский государственный университет,

РФ, г. Воронеж

THE PROBLEM OF ATTITUDE TO DEATH IN EXISTENTIALISM

 

Eugenia Uvarova

student, Department of General and Social Psychology, Voronezh state University,

Russia, Voronezh

 

АННОТАЦИЯ

В статье ставится проблема отношения к смерти в контексте экзистенциально-гуманистической теории. В рамках данной теории в статье рассматриваются основные взгляды экзистенциалистов на данную проблему: от истоков до наших дней. На основе проведенного теоретического анализа сделаны выводы об основных аспектах отношения к смерти в контексте экзистенциально-гуманистического учения.

ABSTRACT

The article raises the problem of attitudes towards death in the context of existential-humanistic theory. Within the framework of this theory, the article examines the main views of existentialists on this problem: from the beginnings to the present day. On the basis of the conducted theoretical analysis, conclusions are drawn about the main aspects of the attitude towards death in the context of existential-humanistic teaching.

 

Ключевые слова: отношение к смерти, страх смерти, принятие смерти, теория управления смыслом.

Keywords:  attitudes towards death, death anxiety, acceptance of death, Meaning Management Theory.

 

Проблема смерти волнует каждого человека, даже несмотря на то, что в современном обществе люди стремятся вытеснить ее из своего сознания. Несмотря на это, многие исследователи данной проблемы обращают внимание на то, что людям не стоит игнорировать смерть, а тем более стыдиться ее, а стоит готовиться к ней уже тогда, когда она не угрожает.

Однако отношение людей к смерти не всегда было таким. Оно претерпевает динамические изменения. В связи с этим Ф. Арьес выделил пять этапов в изменении установок человечества по отношению к смерти. Первый он ограничил временным промежутком, начиная с архаического периода вплоть до XIX в. и обозначил его выражением «все умрем», подчеркивая, что люди Раннего Средневековья относились к смерти как к обыденному явлению, которое не внушало особых страхов. Согласно Ф. Арьесу, это и является нормальным отношением к смерти. Второй этап, характерный для периода с XI по XIII столетие он назвал «смерть своя», он ознаменовал открытием в смерти собственной индивидуальности каждого человека, т. к. представление о страшном суде над родом человеческим, свойственное первому этапу, сменилось представлением о суде над каждым индивидом. Третий этап носит название «смерть далекая и близкая» и характеризуется крахом механизмов защиты от природы. По мнению Ф. Арьеса, к смерти возвращается ее «дикая» сущность. Четвертый этап под названием «смерть твоя» подразумевает под собой отношение к смерти как к моменту воссоединения с близкими, ранее ушедшими из жизни. Такие потери представляются более тягостными, чем даже собственная смерть, однако романтизм превращает страх смерти в чувство прекрасного. И, наконец, пятый этап, развитие которого относится к XX в., описывается Ф. Арьесом как страх перед смертью и ее упоминанием. Он характерен для высокоразвитых стран и характеризуется вытеснением смерти из коллективного сознания, ее игнорированием [1].

Такая стадиальная концепция Ф. Арьеса, безусловно, имеет право на существование, однако стоит отметить, что проследить динамику развития отношения к смерти на таком большом временном промежутке довольно проблематично, в особенности, если не опираться на объективные данные, включающие историческую демографию, биологию, социальные и экономические факторы, а ссылаться лишь на своего рода «коллективное бессознательное», которое в данном подходе можно интерпретировать как некую мистическую детерминанту отношения к смерти.

Проблема отношения к смерти развивалась и в русле других концепций. Наиболее широко она была разработана в русле экзистенциально-гуманистической парадигмы (Р. Ассаджиоли, Дж. Бьюдженталь, А. Маслоу, Р. Мэй, В. Франкл, Э. Фромм, И. Ялом и др.). Согласно их мнению, столкновение со смертью является одной из возможностей личностного роста. Немаловажным здесь является тот аспект, что к размышлениям о смерти человека подталкивают так называемые «побуждающие переживания», примеры которых и описал И. Ялом. Такие переживания наиболее часто возникают в следующих случаях: смерть близких, смертельная болезнь, разрыв любовных отношений, психическая травма, потеря работы, смена сферы деятельности, уход из дома выросших детей, выход на пенсию, переезд в дом для престарелых, жизненные вехи (50- , 60-, 70-летие) и значимые, необычные по силе, сновидения [5].

Попадая в такие ситуации, человек приближается к тому, что, согласно В. Франклу, считается смыслом человеческого существования — к выходу за рамки, за пределы, превращению внутренней активности во внешнюю — к самотрансценденции [5].

Без самотрансценденции жизнь человека ограничивается лишь бытовыми проблемами, наступает экзистенциальный вакуум: нет ни цели, ни смысла в жизни. А сама жизнь представляет из себя совокупность фрагментов времени, в которой нет целостности, нет проекта жизни, который возникает только при осознании конечности существования. Согласно М. Хайдегерру, такое состояние называется безликостью. Все это приводит к неудовлетворенности жизнью и страху смерти, который многие исследователи (В. Франкл, Э. Эриксон, И. Ялом) связывают со страхом перед бессмысленностью жизни [6].

Трудно поспорить со мнениями экзистенциалистов, особенно если учесть, что многие из них единодушны в положениях касательно происхождения страха смерти. Возвращаясь к анализу источников страха смерти, стоит отметить, что Р. Мэй также обращает внимание на то, что осознание смертности дает человеку стремление к реализации своих возможностей. Он утверждает, что есть непосредственная связь между любовью и смертью, и, теряя кого-то из близких, из тех, к кому испытываем чувство любви, мы невольно начинаем осознавать мимолетность нашей жизни, и у нас появляется стремление к свершениям, к риску, к реализации потенциала [2].

Но здесь нелишним было бы заметить, что человек испытывает страх смерти не только на сознательном уровне. Так, Г. Фейфел и его коллеги выделили три уровня проблематики смерти, первым из которых как раз и является сознательный. Он представлен в ответе на вопрос: «Боитесь ли Вы своей смерти?». Следующий уровень Г. Фейфел назвал фантазийным и предположил, что он определяется посредством оценивания позитивности ответов на вопрос: «Какие мысли и образы приходят Вам в голову, когда Вы думаете о смерти?». И третьим, заключительным уровнем, стало так называемое подпороговое сознавание смерти, которое следует оценивать по среднему времени реакции на связанные со смертью слова в тесте словесных ассоциаций и тесте словесно-цветовой интерференции [3].

Таким образом, с точки зрения экзистенциализма, жизнь – это бытие, обращенное к смерти. А осознание смерти и страх перед ней является постоянным источником напряженности и экзистенциальной тревоги в организме, но оно также и образует фон, на котором это бытие и сама его скоротечность приобретают более глубокий смысл.

Не следует обходить стороной теорию, которая интегрировала в себе работы вышеупомянутых В. Франкла, И. Ялома, Р. Мэй и таких известных психологов, как А. Маслоу, Дж. Бьюженталь и Э. Эриксона. Данная теория как раз и опирается на положение о связи принятия индивидом своей смертности и его самоактуализации, а также эго-интегрированности. Это теория управления смыслом (Meaning Management Theory – MMT), созданная канадским исследователем П. Вонгом и его коллегами.

П. Вонг обнаружил пять различных видов отношения человека к смерти, три из которых включают ее принятие и входят в кластер позитивного отношения к смерти. А два других представляют собой страх смерти и избегание темы смерти, они входят в кластер негативного отношения к смерти.

Избегание темы смерти заключается в уходе человека от мыслей и разговоров на тему смерти в попытке ослабить тревогу по этому поводу. Данный вид отношения человека к смерти связан с механизмами психологической защиты сознания от осознания смерти [4].

Страх смерти подразумевает под собой негативные чувства при столкновении с темой собственной смерти и, по мнению автора, имеет свои истоки. Это может быть обеспокоенность утратой себя и неизведанным за пределами смерти, страх боли и страданий и т. д. [7].

Здесь важно отметить, что П. Вонг считает, что страх смерти и ее принятие тесно связаны между собой. Эти категории не являются противоположными, и, даже если человек признает неизбежность собственной смертности, он все равно не может быть полностью свободным от беспокойства по поводу смерти и ее последствий. Таким образом, принятие смерти, по П. Вонгу, состоит из двух компонентов: когнитивного осознания собственной смертности и положительной (или, по крайней мере, нейтральной) эмоциональной реакции по отношению к этому знанию.

На основе этого анализа отношения к смерти автором выделяется три различных типа принятия смерти: нейтральное, приближающее и избавляющее. Нейтральное заключается в том, что смерть считается неотъемлемой частью жизни, ее не боятся и не желают; человек просто воспринимает ее как один из неизменных фактов жизни и пытается извлечь из жизни лучшее. Следовательно, это подразумевает амбивалентное или безразличное отношение к ней. Приближающее принятие подразумевает веру в счастливую загробную жизнь (обычно это связано с религиозными верованиями и обычаями). И, наконец, избавляющее принятие состоит в убеждении, что смерть является хорошей альтернативой жизни, полной страданий, она представляется освобождением как от физической, так и от психологической боли. Обычно люди склонны к избавляющему принятию, потому что больше не могут эффективно справляться с болью и проблемами существования [4].

Таким образом, на основании проведенного анализа можем сделать следующие выводы: отношение к смерти является динамической структурой и имеет тенденцию к изменению; столкновение со смертью и ее смыслом у человека провоцируют «побуждающие переживания» и данное столкновение представляет собой одну из возможностей личностного роста, согласно мнениям многих экзистенциалистов; отсутствие осмысленности жизненного опыта и жизненной цели детерминирует появление страха смерти; на данный момент в рамках теории управления смыслом выделяется позитивный и негативный кластеры отношения к смерти, позитивный подразумевает под собой три вида принятия смерти – нейтральное, приближающее и избавляющее, а негативный включает избегание темы смерти и собственно страх смерти; на данный момент в современном обществе существует тенденция к вытеснению смерти из своего сознания.

 

Список литературы:

  1. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. – Москва : Прогресс-Академия, 1992. – 526 с.
  2. Ахмедов Т.И. Психотерапия в особых состояниях сознания / Т.И. Ахмедов, М.Е. Жидко. – Харьков: «Фолио», 2001. – 768 с.
  3. Баканова А. А. Психология страха смерти: теория и практика / А. А. Баканова, И.  А.  Горьковая. – Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. –  160 с.
  4. Гаврилова Т. А. Об адаптации опросника «Профиль аттитьюдов по отношению к смерти – переработанный» (DAP-R), разработанного П.Т.П. Вонгом, Г.Т Рикером и Дж. Гессер // Теоретическая и экспериментальная психология. –  2011. – Т. 4, № 1. – С. 46-57.
  5. Кулагина И. Ю. Отношение к смерти : возрастные, региональные и гендерные различия / И. Ю. Кулагина, Л. В. Сенкевич // Культурно-историческая психология : международный научный журнал. – 2013. – № 4. – С. 58-64.
  6. Ялом И. Вглядываясь в солнце: жизнь без страха смерти. / И. Ялом. – Москва : Эксмо, 2012. – 352 с.
  7. Wong, P.T.P. Death Attitude Profile – Revised: A multidimensional measure of attitudes toward death / P. T. P. Wong, G. Reker, G. Gesser // Death anxiety handbook. – New York: Taylor & Francis, 1994. – P. 121- 148.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.