Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 5(133)

Рубрика журнала: Философия

Секция: Религиоведение

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2

Библиографическое описание:
Зияров И.З. ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИНЫ В СЕМЬЕ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ИСЛАМА В РАБОТАХ ВЫДАЮЩЕГОСЯ МУСУЛЬМАНСКОГО БОГОСЛОВА М.БИГИЕВА // Студенческий: электрон. научн. журн. 2021. № 5(133). URL: https://sibac.info/journal/student/133/202963 (дата обращения: 25.04.2024).

ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИНЫ В СЕМЬЕ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ИСЛАМА В РАБОТАХ ВЫДАЮЩЕГОСЯ МУСУЛЬМАНСКОГО БОГОСЛОВА М.БИГИЕВА

Зияров Ильдар Зямилович

магистрант, кафедра систематической теологии, факультет теологии, Российский Исламский Институт,

РФ, г. Казань

ISLAM AND WOMEN'S QUESTION NOWADAYS AND IN THE BEGINNING OF XXTH CENTURU

 

Ildar Ziyarov

Master student, Department of Systematic Theology, Faculty of Theology, Russian Islamic Institute,

Russia, Kazan

 

АННОТАЦИЯ

В статье анализируются взгляды выдающегося татарского богослова М. Бигиева на положение женщин в семье в мусульманском сообществе. Обосновывается актуальность рассмотрения данного вопроса именно в трудах М. Бигиева. Приводятся основные факторы, повлиявшие на формировании его личности и взглядов, анализ М. Бигиевым основных причин возникновения проблем с положением женщины в семье в мусульманском сообществе и его предложения по решению этих проблем. М. Бигиев делает вывод, что удручающее положение женщины в семье и обществе в целом никак не отвечает установкам Корана. Он приводит убедительные доводы против многоженства и о нежелательности разводов в исламе. М. Бигиев, основываясь на аятах Корана, обосновывает важность для общества семьи и роли женщины в ней. Он делает вывод, что женщина является основой семьи, основой общества, государства.

ABSTRACT

We represent Tatar nation and Muslims. We are living on junction of civilization where Muslims are surrounded with Christians. Nowadays surrounding us environment and processes make us face difficult questions and problems according to revolution in IT segment and management, as it was during high development of sciences and industrial revolution of XX century. One of this difficult questions represents the role and place of woman in society. In this article we are going to consider women’s question in modern society from Islamic point of view. The opinion of outstanding XX century’s Tatar theologian Musa Jarullah Bigiev about women’s question is one of the interesting example.

 

Ключевые слова: ислам, М. Бигиев, татарское богословское наследие, гендерные исследования, положение женщины в семье, женский вопрос.

Keywords: Islam, women’s question, Tatar theological heritage, Musa Bigiev, Tatar history, gender history, gender relations, socio-political status of women in Russia, gender studie.

 

Изучение какого-либо вопроса в общественной мысли народа невозможно без тщательного исследования творческого наследия его видных представителей, труды которых стали знаковыми для конкретной эпохи и конкретного народа. Одним из выдающихся представителей татарской мусульманской богословской мысли конца XIX – начала XX века был М.Бигиев, многочисленные труды которого безусловно являются достоянием татарского народа. Данная статья посвящена изучению положения и роли женщины в семье с точки зрения ислама в работах М.Бигиева.

Вопрос о положении женщины в семье актуален для всего человеческого сообщества, для разных религий, для обществ с разным уровнем развития. От понимания, видения, решения данного вопроса зависит благополучие всего общества, даже то, есть ли будущее у этого общества. Также нельзя представить дело так, что этот вопрос стоит остро только в исламе, а в остальном обществе проблем с положением женщин в семье нет.

Постепенно человечество приходит к пониманию того, что женщина является основой общества. Какой уровень образования и воспитания женщины, какое положение она занимает в обществе и семье, такого же уровня вырастает новое поколение в обществе. И для положительных изменений в обществе необходимо в первую очередь работать над улучшением положения женщины.

Вопрос о положении женщины в обществе, в семье актуален для каждой эпохи и для каждой цивилизации, для каждого религиозного сообщества. В данной статье данный вопрос рассматривается для мусульманского сообщества, в котором для достижения гармонии и прогресса решение вопроса необходимо предлагать на основе установок Корана и Сунны, трудов выдающихся исламских богословов, с учетом проблем и запросов современного общества.

Актуально при изучении вопроса о положении женщины в семье опираться на труды татарских богословов конца XIX начала XX веков – периода наивысшего развития татарской и в целом мусульманской богословской мысли в России. Произошедшая революция и годы советской власти практически уничтожили богословскую мысль у мусульман России. Произошедшее в 90-ые годы XX столетия стремительное возрождение ислама в России сопровождалось проникновением и широким распространением чуждой для нашего народа видения постулатов религии, роли религии в жизни общества и в частности положения женщины в семье и обществе в целом. «Общество использует идейный материал прошлого как основу при осмысливании жизненной обстановки, привлекая его в поддержку своих идейных позиций. Рассматривая развитие татарской общественной мысли начала XX века, необходимо учитывать своеобразие, придаваемое ей исламом, который был не только системой религиозных догм, но во многом – системой норм частной и общественной жизни татар…». [4; с.66]

Сегодня, когда мы изучаем наследие татарских богословов конца XIX начала XX веков, мы находим ответы на многие волнующие общество вопросы о роли и положении женщины в обществе. Примером для современных религиозных деятелей является уровень понимания текущих проблем общества, сопоставления с происходящими процессами в целом в мире. Самое главное для нас в их трудах – стремление к прогрессу, стремление к повышению уровня жизни, образования татарского мусульманского общества. Примером также является смелость, с которой берутся исследовать самые сложные вопросы общества на основе глубокого понимания источников шариатских знаний – Корана и Сунны. Уровень богословских трудов, общественной дискуссии по женскому и другим острым вопросам того периода являются образцом для сегодняшнего поколения мыслителей. Дают нам надежду на возрождение ислама в том понимании, какое оно было, на таком же высоком уровне, как в начале XX века в татарском мусульманском обществе. Надежду на избавление от чуждых татарскому народу средневековых представлений о роли женщины в обществе и в семье, и в целом об образе жизни мусульман. Надежду на переход от радикального всеотрицающего понимания ислама к толерантному и просвещенному пониманию своей религии. На переход к такому пониманию, какое было на заре возникновения исламского общества. Когда ислам во всем мире ассоциировался с прогрессом, справедливостью, знаниями во всех областях человеческого бытия.

Для изучения вопроса о положении женщины в семье были выбраны труды М.Бигиева – одного из самых выдающихся мыслителей с высоким уровнем фундаментальных знаний религии. Одна из самых главных его особенностей заключается в том, что он считал – при рассмотрении любых вопросов нельзя выходить за рамки ислама. М.Бигиев прекрасно понимал, что там появляются большие возможности для рассуждений, но при этом ценность этих выводов будет ничтожна, а вред для мусульманского сообщества – огромным.

Жизненный путь М.Бигиева пришелся на эпоху великих перемен во многих областях общественной жизни как в Российской империи, так и во всем мире. В такие времена появляется запрос на великих мыслителей, способных осознавать происходящие изменения, отразить их в общественной мысли и предложить пути решения возникающих проблем и дать ответы на возникающие вопросы. И по милости Всевышнего Аллаха такой мыслитель, богослов появился в среде татарского народа. Им стал М.Бигиев. Становление М.Бигиева как выдающегося ученого, публициста, религиозного, общественного, политического деятеля происходило под влиянием многих важных факторов и обстоятельств и коротко можно сказать, что он:

- вырос в мусульманской семье татарской интеллигенции;

- получил неплохое, для своего времени, среднее светское образование;

- получил фундаментальное религиозное образование в знаменитых во всем исламском мире учебных заведениях Бухары, Каира, Деобанда, Шама, Хиджаза;

- в совершенстве изучил арабский, персидский, турецкий языки;

- заслуженно считал себя носителем Корана – знал Коран наизусть;

- являлся прекрасным знатоком Сунны;

- получил основательные знания по философии Эвклида, Пифагора, Архимеда, Декарта, Бэкона, изучал другие религии мира.

Важную роль в формировании его взглядов также сыграла встреча со знаменитым мусульманским реформатором Мухаммедом Абдо.

М.Бигиев прекрасно понимал, что если в средние века мусульманская женщина пользовалась большими юридическими правами, чем в Европе, то позже нормы шариата перестали исполняться. Недостойное для ислама положение женщин в обществе стало наиболее явно проявляться на фоне улучшающегося положения женщин в Европе. Он при этом конечно прекрасно понимал, что только когда женщина будет обладать всеми своими правами, возможен прогресс в развитии общества. [5; с.85]

М.Бигиев делает вывод, что удручающее положение женщины никак не отвечает установкам Корана. Истоки проблемы он видит в неправильном понимании основных положений ислама, отходе от первоисточников, что привело к искажениям в понимании роли женщины. Он считает, что изначально ислам был религией, который был ниспослан для решения наилучшим образом всех проблем человечества. «Ислам и сам был всеобъемлюще широким, подобно божественной милости. Именно благодаря этому отличию, этой широте ислам был ниспослан Властелином миров Аллахом в качестве универсальной и вечной религии через господина мира сущего, пророка Мухаммада …» [2; с.143]. Но по словам М.Бигиева «большинство людей оказались бессильными вместить такой ислам в узкие рамки своих мыслей и душ» [2; с.144].

М.Бигиев решительно осуждает обвинения основополагающих канонов Ислама, установлений священных аятов Корана в отсталости мусульманского общества, во всех его недостатках и грехах, которые на самом деле присутствуют, в той или иной степени. Причины проблем во всех областях мусульманского общества М.Бигиев видит в пренебрежительном отношении к своей основной книге – к Корану. Он считает, что такое отношение явилось как причиной возникшего отставания, так и не позволит в дальнейшем достичь прогресса в общественных отношениях.

Как носитель Корана, как искренне убежденный в истинности и верности основополагающих принципов, заложенных в священных аятах Корана, М. Бигиев ищет пути решения женского вопроса в правильном понимании и применении в жизни установок Всевышнего Аллаха. В своей книге «Воззвание к мусульманским нациям» М.Бигиев пишет: «Целью ислама является построение упорядоченного, цивилизованного и культурного, всесторонне сильного социального строя, в котором царили бы совершенные законы и традиции. Важнейшей составляющей ислама является то, что он заключает в себе все необходимое для жизни, прогресса и благополучия» [6; с.15].

Начиная рассматривать взгляды М.Бигиева о положении женщин в мусульманской семье важно привести его мнение, что насколько совершенны права женщины и насколько велико их достоинство, настолько сильным будет общественная система. Он справедливо замечает – правоспособная женщина, обладающая всей полнотой прав будет более защищена как мать и как возлюбленная жена. Лишение женщины определенных прав и ограничение сферы ее жизнедеятельности стенами ее дома не принесет никакой пользы семье. Но если использование ею своих политических или социальных прав нанесет урон исполнению женщиной ее социальных обязанностей, ее социальной значимости, ее морально-нравственным и естественным обязанностям, то от нее не может быть востребовано использование таких прав [6; с.49].

М.Бигиев обосновывает необходимость сохранения семейного уклада, порядка и процесса воспитания детей от нанесения им какого-либо вреда или ущерба. Он считает, что ни одна женщина не может быть принуждена к исполнению каких-либо государственных или общественных работ против ее воли. При этом он делает важное заключение, что если и существует различие между мужчиной и женщиной в некоторых аспектах социального бытия, то это не означает неравенства в правах, а скорее это является различием их социально-биологических функций.

М.Бигиев высказывает удивительно точную характеристику состояния как того времени, так и сегодняшнего нашего общества – «человеку ведомо как то, что происходит в просторах вселенной, так и то, что происходит в мире элементарных частиц, но при этом он не может понять, что ближе всего к нему – один человек не понимает другого, не знает, как построить счастливую семейную жизнь» [3; с.135-136].

М. Бигиева рассматривает не просто положение женщины в семье, а берет шире – рассматривает роль семьи в государстве. Он пишет: «Если достоинство женщин не обеспечивается наравне с силою мужчины, тогда семья не будет крепкой и здоровой. Если семья не здорова, тогда и государство не может быть могучим, а нация – сильной» [3; с.135]. Он считает, что такое важное дело, как воспитание детей посильно только женщине. Поэтому женщина является основой семьи, основой общества, государства.

По мнению М.Бигиева изначальным замыслом Творца был союз одного мужчины и одной женщины с целью продолжения рода и воспитания детей. В подтверждение этому он приводит аят Корана «О, Адам! Живите ты и твоя жена в Саду» [1, 2:35; 3; с.130]. И именно такой гармоничный союз, полный любви и уважения друг к другу, наполненный смыслом воспитания нового поколения, по мнению М.Бигиева, и имеет право называться определением «семья».

Рассматривая историю семейных отношений в разных религиях М.Бигиев отмечает, что многоженство не было чем-то новым, появившимся только благодаря исламу, и что оно «было описано еще в Торе. В Евангелиях многоженство тоже не было запрещено. Несмотря на то, что в назореянстве (христианстве) моногамия утвердилась лишь в последние века, благодаря греко-римским влияниям, на деле многоженство было обычным явлением всегда и повсеместно. В исламе моногамия была возведена в статус основополагающего канона. Многоженство в исламе разрешается с оговорками лишь в случае крайней необходимости» [3; с.211].

При этом основываясь на аятах Корана М.Бигиев подчеркивает, что главным столпом справедливости является одинаковое отношение к женам в любовных вопросах исходя из аята: «...женитесь на тех, что приятны вам, женщинах – и двух, и трех, и четырех. А если боитесь, что не будете справедливы, то – на одной» [1, 4:3]. Далее, обосновывая важность справедливости именно в любви, М. Бигиев пишет: «Если бы для исполнения принципа справедливости было бы достаточно блюсти равенство в вопросах материального обеспечения жен, то твердая и непререкаемая уверенность, провозглашенная священным аятом "И не можете вы быть справедливыми между женами, если бы и хотели" [1, 4:129], не могла бы быть истиной. Несмотря на то, что обеспечение жен такими материальными благами, как жилье, одежда, пища, является непосильной задачей для большинства мужчин, это все же изредка по силам для некоторых людей. Однако сохранение подобного равенства в вопросах любви человеку совершенно не по силам. По этой причине многоженство разрешено лишь в случаях наличия совершенно очевидных уважительных причин. ... если при этом возникает опасность нанесения урона семейному благополучию, оно недопустимо» [3; с.216].

Мы можем из трудов М.Бигиева понять, что вопросы многоженства волновали его и его современников. Он отмечает, что проблеме законности многоженства в Коране сегодня присуща большая значимость, и она является весьма и весьма важной проблемой. В мусульманском мире сегодня существуют, хоть и в небольшом количестве, семьи, где мужчина имеет более одной жены. Но многоженство в его нынешнем виде является, конечно, не чем иным, как аморальным явлением. Такое многоженство порочит религиозность, мораль и мирскую жизнь как мужчин, так и женщин. Оно в большинстве случаев разрушает семью, разрушает жизнь, покой и благополучие жен и детей [3; с.219]. Поэтому М.Бигиев уделяет этому вопросу много места и внимания в своей книге «Женщина в свете аятов Благородного Корана». Он пишет: «В Благородном Коране многоженство проистекает или восходит к: 1) интересам личности и общества; 2) ограничено рамками их специфических нужд и потребностей; 3) зависит от тех или иных условий; 4) многоженство позволено с целью избежать опасных пороков; 5) многоженство, становящееся почвой для каких-либо проявлений безнравственности, ни в коем случае не разрешается. В случае если пять перечисленных выше тезисов будут подтверждены решением суда, то разрешение на многоженство не станет причиной возникновения какого-либо зла. Скорее откроет пути для избавления от уже имеющихся и получивших широкое распространение пороков» [3; с.219].

М.Бигиев основываясь на аятах Корана обосновывает важность для общества семьи и роли женщины в ней. Он объясняет, что утверждая Адама наместником на земле, Аллах «преследовал одну божественную цель – семью, т.е. пару мужчина – женщина. До тех пор, пока у Адама нет жены, он не способен обрести покой, войти в рай, не сможет насладиться прелестями жизни, он не будет достоин чести быть наместником Бога на земле, не сможет подчинить себе природу. Адам лишь половинка целого. Вместе со своей женой он становится единым социальным целым. Предвидя проблему однополых браков в современном мире М.Бигиев подчеркивает, что «двое мужчин не могут породить ничего». И поэтому М.Бигиев формулирует роль женщины в семье – она: 1) самая важная и фундаментальная составляющая, 2) подруга мужа, 3) госпожа семьи, Рай для Адама, для мужа, начинает возводить женщина своей жизнью и руками» [3; с.186].

М.Бигиев подробно обосновывает важную роль женщины в семьи. Он пишет, что «на протяжении девяти месяцев женщина носит плод, претерпевая сильные боли, подвергая себя различным опасностям, имеет великую честь служить продолжению человеческого рода, исполняя одну из самых важных, самых священных, самых возвышенных и самых трудных задач. После того как женщина становится матерью, она приступает к воспитанию ребенка благодаря своему состраданию, бесконечному милосердию, великому терпению, в принципе не свойственному мужчинам. До совершеннолетия она воспитывает его в своих руках и до самой смерти – в своем сердце. Так женщина становится воспитательницей семьи» [3; с.187].

М.Бигиев считает крайне необходимым сохранить мир в семье и саму семью от разрушения, считая семью основой общества. Он рекомендует, что «когда одной из сторон присущи какие-то мелкие недостатки, то прощение их является самым верным решением. Если недостатки имеются у мужа, то украшением морали жены является умение прощать их. Однако если недостатки имеются у жены, то умение прощать просто обязанность мужчины. "И обходитесь с ними по-доброму. Если же ненавистны они вам, то, возможно, что невзлюбили вы то, во что Аллах поместил обильное благо" [Коран, 4:19]. Поэтому М.Бигиев делает заключение, что недопустимо разрушать большое благо из-за мелких разногласий и ничтожных недостатков» [3; с.221].

По мнению М.Бигиева Коран «проявляет огромную заботу о положении женщины в семье: 1) Мужчина должен прощать женщине большие и малые недостатки; 2) Развод запрещен без наличия серьезной необходимости; 3) Запрещено жениться более чем на одной женщине без серьезной необходимости; 4) Хотя разрешена замена одной жены на другую, не позволяется жениться, уже имея жену; 5) Одиночество не является исламским обычаем. 6) Запрещено отбирать обратно даже копейку из суммы, которую вы подарили своей жене, как в качестве приданого, так и в ходе совместной жизни.» [3; с.235-236].

М.Бигиев в отличие от многих мусульманских ученых делает акцент на крайней нежелательности развода, и это конечно в целях защиты женщины. И он приводит обоснование своей точки зрения из Корана: «Если же повинуются они вам, то не ищите против них пути» [1, 4:34]. Согласно этого аята развод был фактически запрещен и признан отрицательным явлением. По мнению М.Бигиева будучи запрещенным явлением, развод приравнен к категории харам. Если же существует оправдательный мотив для развода, так что развод может оказаться дозволенным, то в силу божественного указания о том, что «самым ненавистным из дозволенных вещей для Аллаха является развод» развод оказывается самым неугодным, плохим поступком [3; с.226].

Вопреки устоявшемуся мнению многих богословов М.Бигиев поясняет, что в исламе женщины также имеют право требовать развода. Он объясняет, что «согласно принятым традициям, заключенный брачный договор дает обоим супругам право выбрать развод. Муж по собственной воле и при свидетелях, а жена может получить развод по решению суда. Или если она ставит условия во время заключения брака, то в каждом случае, который вступает в противоречие с согласием женщины, выбор остается за ней» [3; с.238].

М. Бигиев заостряет внимание на вопросе обеспечения жены в случае развода. Он поясняет, что если все же развод по последствиям оказывается лучше, чем совместное проживание супругов, в Коране в этом случае проявляется забота о дальнейшем материальном обеспечении отвергнутой жены: «А если хотите вы заменить (одну) жену другой и дали вы одной из них кучу золота, то не отбирайте ничего из этого. Возьмете ли вы, клевеща (на нее) и (причиняя) ей явное зло?» [1, 4:20]; «Да и как вы можете забрать это, когда один из вас уже вошел в другого и взяли с вас крепкий завет?» [1, 4:21]. М.Бигиев разъясняет это положение: «если вы подарили даже миллионы вашим женам, с которыми развелись из-за совершенных ими больших или маленьких грехов, вам, конечно же, запрещено отбирать у них даже копейку из этой суммы» [3; с.235].

М.Бигиев, отстаивая права женщин, выступает категорически против временного брака. Он призывает предпринять всяческие усилия по ликвидации вреда и зла, наносимого практикой сегодняшнего временного брака (тахлиила), который со слов Пророка получил известность как «козлиный брак» (тайс муста 'аар) [3; с.231].

М.Бигиев, как мыслитель мирового уровня, приводит обоснования важности формирования правильных представлений о роли семьи в государстве и о роли женщины в семье. Он считает, что «главным элементом государств и наций является семья. Государства и нации состоят из семей. Семья начинается с двух основополагающих столпов: из жены и мужа. И если в отношениях одной из этих основ к другой не существует любви и милости, то в семье отсутствует счастье. [3; с.135].

М.Бигиев считает, что «самым древним, самым священным и самой великой организацией в жизни общества, согласно сообщениям Благородного Корана, является закон о браке. Брак священен. По милости Всевышнего совершенно чужие друг для друга люди становятся ближе, чем родственники» [3; с.202].

М.Бигиев подчеркивает, что никах (брак) – это серьезнейший обет, который должен защитит права женщины. По его мнению, «после того как мужчина и женщина оказались связанными узами любви, в минуты заключения этого договора женщина принимает от мужа нерушимый обет. Аят "И взяли Мы с вас завет великий" является почтенным и красивым выражением Благородного Корана» [3; с.203].

М.Бигиев основательно изучив установки Корана и Сунны приходит к интересному выводу, что управление семьей и управление государством находятся в женских руках. И как пример всеобъемлющей мудрости Всевышнего, который дает из своих знаний сколько пожелает и кому пожелает М.Бигиев приводит слова Наполеона по этому поводу: «Одной рукой женщина качает колыбель, другой – управляет миром» [3; с.168].

Большой интерес представляет сравнительный анализ М.Бигиевым функций, роли и места в обществе мужчины и женщины. Он заявляет, что «все до одной из тяжелых обязанностей, исполнение которых божественной мудростью вверено умелым и надежным рукам женщины, являются самыми важными составляющими общественного устройства. Любая из этих обязанностей, например, такая, как феномен беременности или воспитание детей, намного сложнее и важнее всех вместе взятых обязанностей, исполняемых всеми мужчинами. Женщина может исполнить любую из мужских обязанностей, однако ни один мужчина не способен исполнить некоторые из функций, исполняемых женщинами. Таким образом, функции, исполняемые женщинами в общественной жизни, по своему значению стоят несравненно выше функций, исполняемых мужчинами» [3; с.187-188].

М.Бигиев приходит к мнению, что в жизни общества главную роль играет женщина. Он в частности пишет: «По моему мнению, та нация женщины, то бишь, матери которой пребывают в униженном положении, никогда не сможет стать великой». [7; с.132] М.Бигиев указал на одну из причин упадка в мусульманском обществе: «в то время, когда авторитет женщины в мире ислама был высок и равен едва ли не степени самого Пророка, ислам был удостоен чести главенствования над всем человечеством. А когда женщина, чье особо почитаемое положение восславлялось самим Кораном, была низведена на уровень вещи, находящейся в подчинении мужчине, ислам ослаб и потерял лидирующие позиции в мире». [6; с.85]

Подводя итоги можно сказать, М.Бигиев считает, что женщины равны с мужчинами во всех правах, а если существует различие в некоторых аспектах, то это является различием их социально-биологических функций. Женщина должна освобождаться от обязанностей, которые могут нанести вред семье, здоровью детей, их воспитанию, здоровью и благополучию женщины, ее чести, достоинству и целомудрию. Лишение женщины каких-то из прав и ограничение ее стенами дома не принесет пользы семье. М.Бигиев считает, что воспитание детей посильно только женщине, поэтому женщина является основой семьи, основой общества, государства. Он подчеркивает, что в исламе моногамия имеет статус основополагающего канона, многоженство в исламе разрешается лишь в случае крайней необходимости и с важными оговорками. Развод в исламе крайне нежелателен, при этом в исламе женщины также имеют право требовать развода. Мужчина лишь половинка целого и лишь вместе с женой он становится единым социальным целым. Двое мужчин породить ничего не могут и этим заявлением он предвидел проблему однополых браков в современном мире. Обязанности женщин сложнее и важнее всех вместе взятых обязанностей мужчин.

 

Список литературы:

  1. Коран / Пер. с араб. и коммент. И.Ю. Крачковского. – М.: Наука, 1990. – 512 с.
  2. Бигиев, М. Доказательства божественного милосердия / пер. со старотат. А.Г. Хайрутдинов // Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. – 2016. - Вып. 1. – С. 131-188.
  3. Бигиев, М. Избранные труды: в 2 т. Т.2 / М. Бигиев, сост. и пер. с осман. А. Хайрутдинов / Антология татарской богословской мысли. – Казань: Татар. кн. изд-во, 2006. – 256 с.
  4. Мухаметшин, P.M. Татары и ислам в XX веке (Ислам в общественной и политической жизни татар и Татарстана) / Р.М. Мухаметшин. – Казань: Фэн, 2003. – 303 с.
  5. Тухватуллина, Л.И. Проблема человека в трудах татарских богословов: конец XIX – начало XX веков / Л.И. Тухватуллина. – Казань: Татар. кн. изд-во, 2003. – 207 с.
  6. Хайрутдинов, А.Г. Наследие Мусы Джаруллаха Бигиева (сборник документов и материалов) / А.Г. Хайрутдинов – Ч. 2 – Казань: «Иман», 2000. – 90 с.
  7. Хайрутдинов, А.Г. Последний татарский богослов (Жизнь и наследие Мусы Джаруллаха Бигиева) / А.Г. Хайрутдинов – Казань: «Иман», 1999. – 154 с.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.