Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 4(132)

Рубрика журнала: История

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3

Библиографическое описание:
Рожнов С.С. РАЗВИТИЕ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА И КИНОИСКУССТВА УССР В СЕРЕДИНЕ 1950-Х – СЕРЕДИНЕ 1960-Х ГОДОВ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2021. № 4(132). URL: https://sibac.info/journal/student/132/202795 (дата обращения: 30.12.2024).

РАЗВИТИЕ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА И КИНОИСКУССТВА УССР В СЕРЕДИНЕ 1950-Х – СЕРЕДИНЕ 1960-Х ГОДОВ

Рожнов Станислав Станиславович

студент 2 курса по направлению подготовки 46.04.01 История ГОУ ВО ЛНР «Луганский государственный педагогический университет»

ЛНР, г. Луганск

Гаврыш Ольга Владимировна

научный руководитель,

канд. ист. наук, доц. кафедры истории Отечества, ГОУ ВО ЛНР «Луганский государственный педагогический университет»

ЛНР, г. Луганск

DEVELOPMENT OF THEATER ARTS AND FILM ARTS OF THE USSR IN THE MID-1950s - MID-1960s

 

Stanislav Rognov

2nd year student in the field of study 46.04.01 History GOU VO LPR "Lugansk State Pedagogical University"

LPR, Lugansk

Olga Gavrysh

scientific adviser, Ph.D. ist. Sciences, GOU VO LPR "Lugansk State Pedagogical University"

LPR, Lugansk

 

АННОТАЦИЯ

В данной статье определены тенденции развития театрального искусства и киноискусства УССР в соответствии со спецификой трансформационных процессов социокультурного пространства 1953–1964 гг. Учитывая многоаспектность проблематики, исследование имеет комплексный междисциплинарный характер. Сделан вывод, что кардинальные внутриполитические изменения, произошедшие в Советском союзе после избрания на должность первого секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущева, способствовали масштабному реформированию украинского театрального искусства и киноискусства.

ABSTRACT

This article identifies the trends in the development of theatrical art and cinematography of the Ukrainian SSR in accordance with the specifics of the transformation processes of the socio-cultural space of 1953-1964. Given the multidimensional nature of the problem, the study has a complex interdisciplinary nature. It is concluded that the cardinal internal political changes that took place in the Soviet Union after the election to the post of the first secretary of the Central Committee of the CPSU N.S. Khrushchev, contributed to a large-scale reform of the Ukrainian theatrical art and cinema.

 

Ключевые слова: «оттепель», либерализация, театральное искусство, киноискусство, десталинизация.

Keywords: «thaw», liberalization, theatrical art, cinema, de-Stalinization.

 

Социально-политические и культурные процессы периода хрущевской «оттепели» – сложного, но богатого на события, существенно изменили курс развития страны, периода, привели к качественным изменениям в жизни всего населения, особенно интеллигенции. В контексте развития театрального искусства и киноискусства в УССР трансформационные процессы социокультурного пространства 1953–1964-х гг. имели свою специфику, поспособствовав активизации творческих экспериментов. Актуальность исследования обусловлена важностью основательного изучения и переосмысления социокультурных влияний на театральное искусство и киноискусство в УССР в период хрущевской «оттепели» с целью выявления их внешних и внутренних проявлений в контексте трансформации деятельности театров и киностудий, динамики, стилевых характеристик и определения влияния на дальнейшее развитие.

Цель статьи – определить тенденции развития театрального искусства и киноискусства УССР в соответствии со спецификой трансформационных процессов социокультурного пространства 1953–1964 гг.

Либерализация общественной жизни УССР в 1953–1964 гг. наиболее полно и отчетливо проявила себя в различных сферах культуры. Литература, живопись, музыка, театр и кино отразили в себе характерные черты отчасти обновленного государства. В рамках настоящего исследования нет возможности комплексно исследовать развитие культуры в УССР в период «оттепели» и дать этому процессу соответствующую оценку. Но необходимо более подробно остановиться на тех явлениях культурной сферы, которые в период 1953–1964 гг. приобретали новые горизонты в своем развитии, а также занимали основную часть свободного времени многих категорий населения.

Среди особенностей театрального искусства в исследуемый период необходимо выделить, что репертуар государственных театров Украинской ССР в 1950-е гг. насчитывал множество пьес, которые пользовались большой популярностью в среде городского населения республики. К категории наиболее  популярных относятся «Вишневый сад» А. Чехова, «В пуще» Л. Украинки, «Житейское море» И. Карпенко-Карого, «Король Лир» У. Шекспира. К началу 1960-х гг. в эту категорию вошли такие постановки, как «Дикий Ангел» и «Фараоны» А. Коломийца [7, с. 126-127,145].

Несмотря на то, что в 1950-е гг. в стране появились более «свободные» общественные настроения, репертуар театров тщательно контролировался. Цензурным ограничениям был подвергнут ряд драматических произведений как отечественных, так и зарубежных авторов. Вопросы театрального репертуара курировала в исследуемый период репертуарно-редакционная коллегия по драматургии Министерства культуры УССР и Украинского театрального общества.

Ограничения по соображениям цензурного порядка были усилены в первой половине 1960- х гг., в результате выхода приказа № 35 Министерства культуры УССР от 2 августа 1963 "Об идейной направленности театрального репертуара и повышении роли театра в коммунистическом воспитании трудящихся". По результатам указа из репертуара республиканских театров были исключены некоторые произведения И. Драча, М. Кулиша и других. Из всех пьес М. Кулиша только сатирическая пьеса «Мина Мазайло» не сходила со сцен театров, остальные были объявлены националистическими, среди которых оказалось произведение «Народный Малахий», которое воспринималось работниками цензурных ведомств клеветническим по отношению к советской действительности [8, с. 66].

При этом поощрялись постановки, так или иначе связанные с прославлением господствующей идеологии. Так, по информации Р.А. Дудки, в письме Министра культуры СССР Р. Бабийчука в ЦК КПУ, датированном 14 ноября 1965 г., высказывалась просьба разрешить Министерству культуры УССР выдать денежные премии в размере 6 тыс. рублей 15 писателям за их пьесы, написанные к юбилею Октябрьской Революции [4, с. 106].

Другой значимый пласт культуры хрущевского периода составляло киноискусство Украинской ССР. Одним из наиболее предпочтительных вариантов проведения досуга для населения являлся поход в кинотеатр. По информации советских исследователей, около половины граждан УССР посещали кинотеатры не реже одного раза в неделю, поскольку в 1950-е–1960-е происходил бурный рост советской киноиндустрии, а также двукратное увеличение в 1959–1965 гг. количества киноустановок. Если в начале 1950-х гг. в УССР снималось 1–2 фильма в год, то к концу 1950-х гг. их производство составляло уже в пределах 16–20 картин. Что называется «ударными темпами» киноиндустрия развивалась и в других республиках Советского Союза. Уже в 1960-е гг. страна ежегодно выпускала на экраны около 120 новых полнометражных фильмов собственного производства и около 100–120 иностранных с профессиональным дублированным переводом. Зарубежные кинокартины, выходившие на экраны СССР, чаще всего являлись продукцией стран социалистического содружества.[5, с. 14-17]

В Украинской ССР ряд знаковых кинокартин были созданы на базе Одесской и Киевских киностудий. Остановимся лишь на нескольких колоритных примерах. На фоне судьбоносного для страны XX съезда КПСС в Украинской ССР осуществлялись съемки кинофильма молодых выпускников режиссерской мастерской ВГИКА Ф. Миронера и М. Хуциева с символичным названием «Весна на Заречной улице». По многим параметрам фильм открыл своим появлением принципиально новую эпоху в советском кинематографе. Незамысловатый сюжет из жизни простых тружеников, яркие бытовые сцены, искренние чувства, все это стало знаковым атрибутом многих сюжетных линий «оттепельного» шедевра. Двумя годами позднее, М. Хуциевым на базе той же Одесской киностудии был снят фильм «Два Федора», в котором была представлена история сложных взаимоотношений бывшего фронтовика и сироты-беспризорника. В данном фильме сыграл свою первую роль в кино В.М. Шукшин – в то время, являвшийся студентом ВГИКА. На базе Одесской киностудии снято множество других картин, символизирующих открытие новой эпохи в искусстве: «Повесть о первой любви» (1957 г, реж. В.Левин), «Улица молодости» (1958, реж. Ф. Миронер), «Приходите завтра» (1963 г., реж. Е. Ташков) и другие. Пользовались популярностью кинофильмы Киевской киностудии им. А. Довженко. В начале 1960-х гг. на экраны страны вышел фильм «Королева бензоколонки» Н. Литуса и А. Мишурина. Незатейливая комедия о молодой заправщице обладала большой популярностью в советском кинопрокате. В фильме, по мнению критиков, неплохо были представлены национальные черты заведующего бензоколонкой и механика кинопередвижки.

В исследуемый период в кинофильмах был задействован целый ряд талантливых актеров, среди которых были А. Бучма, Ю. Шумский, Н. Ужвий, Г. Юра и многие другие. Существовало немало фильмов, которые, по мнению современников, воспринимались как навязчивая продукция идеологического назначения, но это не была вина режиссеров или сценаристов. Безусловно, их деятельность тщательно контролировалась со стороны органов цензуры, таких как Государственный Комитет при Совете Министров УССР по кинематографии (Госкино УССР), который рассматривал и утверждал сценарии всех художественных, а также хроникально-документальных, научно-популярных и учебных фильмов. Госкино УССР, как и вся республиканская киноиндустрия, будучи филиалом Госкино СССР, находились в подчиненном положении, в том числе и потому, что перераспределение всех денежных фондов происходило в Москве. Нередки были факты, когда киностудиям не давали выпускать в прокат те фильмы, которые были отсняты, но их авторы попали в опалу. Характерным примером в данном случае может служить деятельность украинского кинорежиссера С. Параджанова.[6, с. 99]

Кинотеатры в Украинской ССР, как правило, работали ежедневно, демонстрируя по 6 сеансов, из которых не менее 2 были детскими. Фильмы для взрослых шли в 17.30 и 19.30 по будням, а в выходные имелся дополнительный сеанс в 13.00. Как правило, время начала киносеансов согласовывалось сокончанием смен на предприятиях. Фильмы для более юной категории зрителей демонстрировались в 11:00 и 15:00.[4, с. 76-77]

В работе кинопрокатных учреждений УССР в 1950-е–1960-е гг. существовал ряд особенностей. Кинофильмы были преимущественно русскоязычными, причем украинские киностудии чаще всего снимали фильмы именно на русском языке, и это не могло стать проблемой для полиэтнической зрительской аудитории республики. Кроме того, поход в кинотеатр обязан был иметь воспитательное значение, которое не исчерпывалось просмотром советского художественного фильма. Перед каждым киносеансом демонстрировались киножурналы, которые доносили информацию о тех или иных событиях в жизни страны, проводили антирелигиозную и антиалкогольную пропаганду и т.п.

Таким образом, кардинальные внутриполитические изменения, произошедшие в Советском союзе после избрания на должность первого секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущева, способствовали масштабному реформированию театрального искусства и киноискусства в УССР.

 

Список литературы:

  1. Гаврилюк О.Ю. Побут і релігія. – К.: ПолітвидавУкраїни, 1968. – 195 с.
  2. Груздева Е. Труд и быт советских женщин / Е. Груздева, Э. Чертихина. – М.: Политиздат, 1983. – 222 с.
  3. Дмитриев Ю.А. Искусство советской эстрады. – М.: Молодая гвардия, 1962. – 414 с.
  4. Дудка Р.А Суспільно–культурна діяльність інтелігенції України у другій половині 50-х – на початку 60-х років XX століття: дис …. канд. іст. наук. – Київ, 1996. – 212 с.
  5. Захарченко О. Вільний час і поліпшення його використання на сучасному етапі. – К. Знання, 1968. – 120 с.
  6. Зінич С.Г. Кінокомедія: конфлікт, характер, жанри. – Київ: Мистецтво, 1966. – 218 с.
  7. Красильникова О. Історія українського театру ХХ сторіччя. – К.: Либідь, 1999. – 208 с.
  8. Піскун І. Український радянський театр. Нарис. – К.: Держ. вид. образотворч. і муз. літ.,1957. – 81 с.

Оставить комментарий