Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 4(132)

Рубрика журнала: История

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3

Библиографическое описание:
Дмитриева Д.А. ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ СРЕДНЕГО КЛАССА В АНГЛИИ ВИКТОРИАНСКОЙ ЭПОХИ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2021. № 4(132). URL: https://sibac.info/journal/student/132/201965 (дата обращения: 16.04.2024).

ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ СРЕДНЕГО КЛАССА В АНГЛИИ ВИКТОРИАНСКОЙ ЭПОХИ

Дмитриева Дарья Александровна

студент, Институт истории и политики, факультет истории, Московский государственный педагогический университет,

РФ, г. Москва

DAILY LIFE OF THE MIDDLE CLASS IN VICTORIAN ERA ENGLAND

 

Daria Dmitrieva

student, Institute of History and Politics, History Faculty, Moscow Pedagogical State University,

Russia, Moscow

 

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена истории повседневности викторианской Англии, в частности - среднего класса. Так же приведен сравнительный анализ образа жизни и быта различных социальных групп среди англичан викторианской эпохи.

ABSTRACT

The article is devoted to the history of everyday life in Victorian England, in particular the middle class. It also provides a comparative analysis of the way of life and life of various social groups among the British of the Victorian era.

 

Ключевые слова: Викторианская эпоха, история Англии, история повседневности, средний класс, Британская империя.

Keywords: Victorian era, history of England, history of everyday life, middle class, British Empire.

 

Викторианская эпоха в Англии была ознаменована значительными изменениями в экономической, политической, культурной и социальной сферах общества, что значительно изменило повседневную жизнь британцев. Будучи признанным мировым лидером, Англия задавала тон для модернизации других стран, в том числе и России. Рассматриваемый нами исторический период развития человеческой цивилизации, начиная со второй половины XIX века, называют «Всемирная эпоха». Данное время характеризуется небывалым размахом экономического сотрудничества между государствами. Современная концепция глобализации и циклический характер экономического роста зародились именно тогда. [12]

Отказ от политики протекционизма повлек глобальное разделение труда. Британская империя, к тому времени имея большой опыт производства товаров широкого потребления, наводнила ими страны Африки и Азии. Хотя ткани Индии и Китае были более высокого качества, чем английские, они производились ручным способом и были недоступны по цене большинству населения. С притоком дешёвых промышленных товаров, странам, обладавшим широкой сырьевой базой, стало удобнее продавать свои ресурсы чем, заниматься их переработкой. Царское правительство России, активно используя договоры концессий, от подобных договоров отказывалось – продолжая политику протекционизма.  Этим, в частности обеспечивая развитие выпуска русских хлопчатобумажных, смесовых, и шерстяных тканей. [11]

В силу исторических причин в отечественной историографии наибольшее внимание уделялось изучению повседневной жизни аристократии и рабочего класса в викторианской Англии, а изучение жизни среднего класса не уделялось должного внимания. Но ведь именно лидеры среднего класса, расширившего свои политические права, с сочувствием относились к профсоюзам, поддерживали социальные и демократические стремления рабочих. Так, Шабунина А.  К. пришла к выводу, что рабочие клубы, созданные под руководством и при непосредственной помощи представителей среднего класса, стали органом общественного контроля над радикальными настроениями в рабочей среде. Действуя через рабочую аристократию, данные организации оказывали влияние на профсоюзную деятельность и политическую организацию на предприятиях. [20]

Викторианская эпоха стала особенной для истории Англии. В менталитете простых людей она оставила память о традициях и стабильности, столь характерных для времени правления королевы Виктории. На протяжении более столетия, люди помнят этот период как эру процветания общества, века культуры и искусства, этикета и правил.

Кроме того, именно в Викторианскую эпоху появляются важнейшие даже для современного общества явления. Первое из них - средний класс, до сих пор остающийся основным классом общества - самым многочисленным и постоянно возрастающим, притом не только в Великобритании, но и во всем мире.

Важным толчком для выделения подобной страты в отдельную группу явился чартизм 40-50-х годов XIX века. Серьезные кризисы в промышленности и следующая из них повсеместная безработица побудили рабочих к активным действиям. Именно в это нелегкое время средний класс впервые «заявил о своем существовании».

Другим явлением, ставшим «продуктом» Викторианской эпохи стала массовая культура, являющаяся непосредственным следствием появления среднего класса как отдельной полноценной страты британского общества того времени. Массовая культура на начальном этапе своего формирования во многом вобрала в себя традиционные устои общества (например, правила этикета), но и популяризировала при этом городской образ жизни. Викторианская эра, в сравнении с предшествующими ей веками, была временем чрезвычайно быстрых перемен, постоянного движения и развития культуры, технологий, промышленности и общества в целом. Поэтому нет ничего странного или удивительного в том, что для рядового человека викторианской эпохи характерно желание окружить себя красивыми, эстетичными вещами, а так же украсить свой повседневный быт.

Особую ценность начинают нести вещи ручной работы. Это связано в первую очередь с постоянной машинизацией предприятий. Если раньше ручная работа была стандартным явлением, то в эпоху стремительно развивающихся технологий она становится роскошью, доступной далеко не каждому. Отсюда ведет начало и явление стилизации или даже подделок под ручную работу.

Само викторианское общество контролировалось четкой устоявшейся системой ценностей, отдававшей дань традициям. Религиозность, высокие моральные ценности, конформизм и патриотизм - все эти качества были образцовыми для человека викторианской эпохи.

В итоге, мы имеем весьма конкретную картину: средний класс составлял большую часть общества Англии викторианской эпохи, формировал массовую культуру и морально-этические ценности и начинал оказывать влияние на политическую ситуацию в государстве. В результате дворянство было вынуждено выслушивать мнение среднего класса.

Таким образом, мы можем сделать вывод, викторианская Англия − это государство, находящееся в постоянном движении, развивающиеся не только территориально, но и культурно. Обыватели того времени приспосабливались к новому темпу жизни, стекались из провинций в города и стремились к лучшей жизни не забывая традиций прошлого, но уверенно смотря в светлое будущее. Имели место и тяжелые факторы жизни: болезни, неизлечимые при уровне медицины XIX века, голод, тяжелейшие условия труда для простых рабочих, детский труд и прочие особенности. Но именно все эти факторы заложили социально-культурную базу для совершенствования общества в будущем, именно эти особенности напрямую влияли на англичан.

Словами «Это было лучшее изо всех времен, это было худшее изо всех времен…» Чарльз Диккенс в своей «Повести о двух городах» опишет эпоху конца XVIII столетия, однако эти слова, бесспорно, прекрасно описывают и эру королевы Виктории.

Представление о повседневности как об особой форме социальности в викторианскую эпоху

На протяжении долгого времени ученые мало интересовались изучением такой части истории как повседневный быт: внимание в исторической науке к проблемам повседневности было понижено. Однако сегодня изучение повседневности постепенно входит в актуальное поле современной науки.

Начиная с XX века, когда основным объектом научного изучения стал человек, изучение повседневного быта и образа жизни начинает обращать на себя внимание науки.

Современная нам наука рассматривает повседневность как сферу жизнедеятельности, структурированную ментальными формулами. Альфред Шютц в его книге «Смысловая структура повседневного мира: очерки по феноменологической социологии» пишет: «В культуре повседневности, которая представляет собой весь «объем культуры, актуализированной в человеческой жизнедеятельности сегодняшнего дня, здесь и сейчас» отражаются национальные ментальные структуры, ценностные установки конкретного исторического периода».

Безусловным лидером в исследовании повседневной культуры является запад. Так, прежде всего, следует отметить работу Ф. Броделя, с его анализом исследований по культуре повседневности. Для заглавия своего исследования материальной культуры Ф. Бродель выбирает термин «структуры повседневности». Приведенный термин, не трактуя его буквально, можно использовать для исследования мира повседневности Викторианской эпохи.

Структуры повседневности являются способами формирования, организации повседневного быта, выявляя в нем как духовно-моральные ценности, так и определенные закономерности. Анализ своеобразия викторианской культуры через образ жизни, традиции и т.п.  представляет себя как способ соединения ценностной картины культуры этой эпохи. [2]

Проблема исследования ценностей повседневной культуры Викторианской эпохи взаимосвязана с анализом сущности и особенностей становления ценностных ориентаций среднего класса Великобритании XIX века. Однако не так просто оперировать понятием «средний класс» из-за отсутствия менее широко определения, кто именно является средним классом и какими признаками он обладает.

Бесспорно, важным аспектом жизни викторианцев было повседневное общение. Для полноценной жизни в викторианском обществе необходимо умение правильного и грамотного ведения беседы, определенные нравственные ориентиры и кругозор. Соответственно, в это время остро встают проблемы образования, которое в рассматриваемый момент истории представляло собой по большей части весьма жестокий процесс: телесные наказания применялись повсеместно и подкреплялись цитатами из Библии или из притчи Соломона. [9]

Личная жизнь человека сконцентрирована на пространстве его дома. Дом отражает в своем убранстве и национальные представления, имеющие многовековую традицию, и новомодные веяния городской жизни. Тем не менее, идеалом для человека викторианской эпохи остается стиль жизни старой земельной аристократии, который доступен далеко не каждому. Показателем «достойного» образа жизни хозяина является загородный дом, а так же присущий ему особенный быт.

Не менее важен для викторианца сад. Культура сада на протяжении многих веков остается особой частью национальной культуры и самосознания англичан. Специфика английского сада заключается в его естественности, что определяет слияние сада и пейзажа. С одной стороны, это часть мира дома и поэтому замкнутое пространство, а с другой, это часть большого постоянно подвижного мира природы.

Наличие красивого дома и ухоженного сада придавала людям ощущение удобного, стабильного жизнеустройства, воплощает идею привлекательности неторопливого существования. Это стремление к неспешности словно противопоставляется бурному развитию техники и культуры, характерному для индустриальной эпохи XIX столетия. Телегина О.В. в своей работе «Эстетизация повседневности в романах Элизабет Гаскелл» считает, что «…здесь скрыт и другой смысл. Такой образ жизни позволяет быть свободным мыслящим человеком, чувствовать красоту мира и, самое главное, осуществлять заботу о других людях».[14]

Таким образом, повседневность культуры непосредственно связана с особенностями становления моральных ориентаций и норм поведения среднего класса Великобритании XIX века, когда казалось бы уходящий в прошлое образ жизни старой земельной аристократии все равно остается идеалом и ориентиром успешной жизни, к которому так или иначе стремился каждый человек викторианского века.

Особенности и отличия повседневной жизни среднего класса в викторианскую эпоху от другого населения Англии

Осмысление понятия «повседневная жизнь», «повседневность» производится на уровне системного метода познания человека в истории, как истории «целиком». Формы повседневности стали стержнем, который помогал скрепить разные отрасли истории: экономика, социальные аспекты, политика, культура. Но в викторианской Англии, несмотря на общность ценностных приоритетов англичан (как и в настоящее время), сохранялись почти непреодолимые социальные барьеры, где каждый член общества действовал в рамках предписываемой ему социальной роли.

Ярким примером одной из таких групп англичан является верхушка «среднего класса». Выбор образа жизни или стиля жизни «среднего класса» определялся личными склонностям, социально-экономическим условиям деятельности, влиянием давно сложившегося образа жизни аристократии и проявлялся в поведении, манере общения, сфере интересов, а так же бытовой культуре. Многие «предприниматели» предпочитали вести аристократический образ жизни, который порой принимал карикатурную форму. Но их нередко привлекала служба и политическая деятельность, они пополняли ряд свободных профессий, хотя сам по себе престиж предпринимателя («делового человека») стоял высоко.

Интеллектуальная элита Великобритании не ощущала своей отчужденности от общества. Она была также захвачена настроениями эпохи и не противопоставляла свой стиль жизни типичному. Иным был «стиль жизни», ее отчужденность «проявлялась преимущественно в эстетическом противостоянии усредненным вкусам викторианцев». «Новое социальное поколение» англичан, несомненно, являлось ярким представителем «типичного» викторианского образа жизни и оставались в рамках культурной парадигмы своего времени.

Формирование среднего класса в индустриальном обществе было напрямую связано с величайшей в истории Англии миграцией населения из деревень в города. Тогда произошло качественное изменение британского общества: оно превратилось в первое индустриализованное и урбанизированное общество современного типа. На первый план вышли новые социальные группы — средние классы, которые и являются «подлинными викторианцами». При этом страна сумела избежать революционных событий, подобных тем, что произошли в тот же период истории в других странах.

Эпоха викторианства – это доминирование городского образа жиз­ни. В эту эпоху образ джентльмена подвергается существенной трансформации — он перестает отождествляться с земельным дворянством, представляя отныне горожанина среднего класса. Но при этом жизнь за городом — эталон викторианца, не досягаемый для бедноты. Образ жизни старой земельной аристократии как привилегия избранной касты оставался в викторианской Англии непререкаемым идеалом, однако призывы возвратиться к «традиционному образу жизни» носили коммерческий характер.

Институту собственности в Викторианскую эпоху придавалось настолько большое значение, что его считали одним из непременных условий культурной эволюции. Этот и инстинкт собирательства вещей стал одной из доминант существования многих викторианцев среднего класса. Помимо утилитарно-функционального смысла вещи, который также обладает культурным измерением, сразу возникает и эмоционально-личностный аспект. В Викторианскую эпоху, как ни в какую другую, вещи становятся предметами особой привязанности и атрибутами личности, воплощениями переживаний, эмоций, памятных ассоциаций.

Трагикомедия викторианской эпохи состояла в том, что положенные в его основу благородные соображения о достоинстве, приличиях и неприличиях в конечном счете выродились в мелочную регламентацию. А своеобразие викторианской повседневной культуры определяло и правила этикета, которые строго фиксировали границы допустимого, в том числе и в отношениях даже в семьях. Соловьева Н.А. пишет: «Понятие мезальянса в викторианской Англии было доведено до абсурда. Кто кому пара и не пара, ровня и неровня – решалось на уровне сложной алгебраической задачи с множеством переменных».[13]

В домах среднего класса с 1870-х устанавливали мини-бойлеры или газовые колонки для подогрева воды, но тогда они были дороги в содержании, взрывоопасны, создавали много шума. Рабочим подобная роскошь долго была недоступна. Воду приходилось брать в уличном насосе, зачастую платном, и нести в ведре домой.

От зловония страдали не только бедняки, предприимчивые англичане извлекали выгоду из своих бед и продавали нечистоты фермерам на навоз. Но отходов было столько, что фермеры не успевали их скупать. Унитазы, похожие на современные, начали появляться уже в 1850-х годах, но лишь в семьях богатых, как правило у аристократии, в домах же, где жили представители среднего класса, все еще пользовались ночным горшком, или отхожим местом на заднем дворе. Ночной горшок, как правило, хранился под кроватью или в отдельном помещении, а во время утренней уборки обязанностью служанки было его опорожнять. Многие хозяйки настаивали на том, чтобы на этаже, где находится детская, не было раковин, дабы у прислуги не возникал соблазн выливать содержимое горшка туда, не донося его до подвала.

В XIX веке многие зажиточные горожане переезжали в пригороды, а свои дома в центре превращали в доходные, сдавая их сразу нескольким семьям. Так в доме, рассчитанном на одну семью, проживали десятки семей – получалась коммунальная квартира по-викториански. Неудивительно, что вскоре, в этих условиях стали свирепствовать эпидемии холеры. Наибольшие шансы на выживание были у любителей спиртных напитков и горячего чая, для которого, по крайней мере, кипятили воду. Е. Коути в своей работе «Недобрая старая Англия» отмечает любопытный факт: «Спитую заварку нередко скупали по дешевке, сушили, подкрашивали и продавали заново. Поэтому порой в индийских и китайских сортах чая можно было обнаружить английскую растительность, например истолченные листья ясеня или бузины».[9] Это еще раз указывает на массовое появление подделок в викторианскую эпоху.

Немаловажную часть ритуальной стороны викторианской культуры составляют традиции английского чаепития. Этот напиток обладает еще одним чудесным свойством: с его помощью можно четко организовать и распланировать каждый день. Средний класс пользовался знаменитым творением королевы Виктории – правилами чаепития – «Tea Moralities». Эта энциклопедия чайного этикета подробно описывает, какие виды чая и закусок, из какой посуды и как должны подаваться на стол, чтобы гость мог насладиться своим любимым чаем не просто привычным, но и традиционно-правильным образом. [10]

Изобретения в сфере транспорта так же способствовали развитию среднего класса в викторианской Англии. Первым эпохальным изобретением, перевернувшим представление людей о быстрой доставке товаров, новостей и услуг стала железная дорога. До этого произошли качественные изменения в металлургии и строительстве, был заново изобретен бетон, усовершенствовалась работа почты. Железнодорожный транспорт сразу стал рассматриваться, как средство способное соединить части государства.

С появлением железнодорожного транспорта, произошёл и качественный сдвиг в сознании людей о скорости получения информации. Биржевые торги становятся популярны именно в это время, ведь информация становится куда более доступной. Не удивительно, что самыми популярными промышленными акциями стали акции железнодорожного строительства. После успешного завершения строительства начался бум акционерных обществ.

А. И. Кошелев, после своей поездки в Лондон на Всемирную выставку писал о технологическом развитии Британской столицы: «Из домов сделались огромные палаты; железная дорога проложена по Лондону выше домовых крыш; мосты превратились в сооружения, перед которыми Римские работы – ученичьи начатки». [16]

О достижениях английского прогресса писал и И. Завалишин: постройка «новых и расширение старых улиц, набережных и мостов, устройство тротуаров и переходов, железные и пневматические подземные дороги», «новая система сточных труб и каналов», «снабжение домов водою» и прочее. [7]

С широким внедрением в жизнь железнодорожного транспорта появился запрос и на проекты паровых судов, не зависящих от направления и силы ветра, у которых отсутствие парусного вооружения позволяло уменьшить экипаж, что в свою очередь вызывало увеличение полезного груза. Новый вид водного транспорта, сразу получил признание и огромную популярность, ведь речь шла не просто о движении внутри страны, с пароходами появлялась перспектива о всепогодной доступности различных частей света. Одновременно с гражданскими судами, стали появляться и первые военные суда с паровым двигателем.

Если железная дорога была необходима для развития металлургии и объединения Германии, то законодательницей моды на паровые суда естественно стала королева морей Великобритания. Развитие стран Африки и Азии становилось теперь невозможным без заимствований у стран Европы, и перераспределения профессиональных ролей, они все больше теряли свою самостоятельность. Экспансия европейских привычек, нравов и представлений теперь уже шла со скоростью парохода и локомотива.

Ещё одним продуктом второй научно-технической революции стал транспорт информации. Главным выражением индустрии информации стала зрелищность, не случайно именно тогда появились всемирные выставки. Коммерческая направленность – вот то, что характеризует всемирные выставки, где большинство изобретателей-победителей добились потрясающих результатов, не только в науке. Кроме этого, их основным родом деятельности стало промышленное производство. Первая всемирная выставка появилась в Лондоне, стране-лидере свободной торговли. Но позже позиции Великобритании стали теснить другие молодые лидеры свободной торговли – Германия и США.

Облегчение цензуры спровоцировало появление множества новых периодических изданий. Газеты и журналы стали гораздо доступнее для среднего класса. Доходы от рекламы, размещаемой в печатных изданиях, стали важной частью бюджета.  Прорывом в передаче информации стали телеграф и телефон, эти изобретения позволили передавать информацию с еще большой скоростью, немыслимой для человека XIX века. Электричество в корне изменило жизнь людей, как в своё время железнодорожный транспорт. Так, освещение жилья стало безопасным и весьма дешёвым. [3]

Таким образом, эпоха викторианства – это время преобладания городского образа жиз­ни и выхода его на первый план. Это эпоха, когда внимание на себя обратила новая социальная группа – средний класс. Теперь образ джентльмена представлял горожанина среднего класса, однако важность жизни за городом сохраняет свои позиции и остается эталоном для типичного викторианца. Собирательство вещей стало целью существования многих членов среднего класса. Своеобразие викторианской культуры повседневности определяло в свою очередь и правила этикета, которые строго фиксировали границы допустимого. Кроме того, немаловажную часть викторианской культуры составляют особые традиции английского чаепития – знаменитое творение королевы Виктории.

 

Список литературы:

  1. Брендон П. Упадок и разрушение Британской империи, 1781-1997 / Пер. с англ. М.В.Жуковой. – М., 2010. – 983 с.
  2. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV-XVIII вв. Т.1. Структуры повседневности. // https://docviewer.yandex.ru/view/ 118716343/? (дата обращения: 18.01.2021)
  3. Гловели Г. Всемирные выставки как витрина и локомотив второй технологической революции / Г.Гловели // Экономическая политика. – 2013. – № 1. – С.102.
  4. Горбашова Г.Ф. История повседневности: «мир» человека викторианской эпохи / Г.Ф.Горбашова // «Запад-Восток». Научно-практический ежегодник – 2009. – №2.  – С.63- 69.
  5. Дякив О.В. «Феномен настольных часов в культуре Викторианской Англии. Историографический аспект»: дисс. канд. искусствовед. – СПб., 2016. –  С. 237.
  6. Зброжек Е.В. Викторианство в контексте культуры повседневности культурология / Е.В.Зброжек // – 2005. – № 5. – С.28-44.
  7. Завалишин Д. И. Лондон, Париж и Москва // Русский вестник. –  1866. – Т. 64. № 8. – С. 616-636.
  8. Камерон Р. Краткая экономическая история мира от палеолита до наших дней. / Пер. с англ. Е.Н.Шевцовой. – М.: РОССПЭН, 2001. – 544 с.
  9. Коути Е. Недобрая старая Англия / Е. Коути. –  СПб., 2015. – 320 с.
  10. Кошелев А. И. Поездка русского земледельца в Англию на Всемирную выставку. / А. И. Кошелев // – М., 1852. –  99 с.
  11. Кулишер И.М. История экономического быта Западной Европы. / И.М.Кулишер. – Челябинск: Сорциум, 2004. –  Глава LXV, http://historylib.org/historybooks/Kulisher-I--M-_Istoriya-ekonomicheskogo-byta-Zapadnoy-Evropy--Tom-2 (дата обращения: 18.01.2021)
  12. Синцеров Л.М. Длинные волны глобальной интеграции / Л.М.Синцеров // Мировая экономика и международные отношения. – 2000. – № 5.– С.55.
  13. Соловьева Н.А. Викторианство как феномен культуры История зарубежной литературы XIX века: Учеб. пособие / Под ред. Н.А.Соловьевой. – М.: Высш. школа 2007. – 656 с.
  14. Телегина О.В. Эстетизация повседневности в романах Элизабет Гаскелл: автореф. дисс. канд. филол. наук. – Н.Новгород, 2016. – 25 с.
  15. Туманов А.Г. Повседневная жизнь викторианской Англии в оценке российских современников: Ученые записки Казанского государственного университета Т.152, кн. 3, ч.1 Гуманитарные науки / А.Г.Туманов. – 2010. – С.186-194.
  16. Фадеева М.Ю. Значение идиом в английской ментальности и межкультурная коммуникация /   М.Ю.Фадеева. – М.:  Флинта 2016. – 113 с.
  17. Фадеева Л.А. Образ викторианской эпохи в коллективной памяти англичан /   Л.А.Фадеева // Альманах интеллектуальной истории. – 1999. – № 1. – С.152-169.
  18. Борискин В.В. Восприятие Лондона русскими путешественниками В 50-60-е годы XIX века / Тамбов: Грамота, 2015. № 4 (54): в 2-х ч. Ч. I. C. 26-28.
  19. Фадеева Л.А. «Профессиональный класс» в английской социальной истории XIX в./   Л.А.Фадеева // Новая и новейшая история. – 1998. – № 4. – С.43-65.
  20. Шабунина А.К. Английский средний класс и создание рабочих клубов как формы сдерживания социального радикализма / А.К.Шабунина // Общество: философия, история, культура. – 2017. – № 9. – С.61-71.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.