Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 4(132)
Рубрика журнала: Медицина
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3
УЛЬТРАЗВУКОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНОВ БРЮШНОЙ ПОЛОСТИ У ДЕТЕЙ ПЕРЕНЕСШИХ КОРОНОВИРУСНУЮ ИНФЕКЦИЮ
Актуальность темы обусловлена тем, что на данный момент недостаточно изучено влияние короновирусной инфекции SARS-CoV-2 на внутренние органы. Так же недостаточно изучены изменения структуры органов брюшной полости, которые возникают в организме пациентов, перенесших данное заболевание.
По данным китайских медиков, у пациентов с COVID-19 нередко наблюдаются признаки нарушения функции печени. Поэтому пациенты с хроническими заболеваниями печени и COVID-19 подвержены более высокому риску декомпенсации и развитию печеночной недостаточности.
Кроме того, ученые обнаружили что вирус SARS-CoV-2 может непосредственно инфицировать клетки печени и клетки, выстилающие внутри- и внепеченочные желчные протоки (холангиоциты), так как они содержат хотя и в низкой концентрации специальный фермент (ангиотензинпревращающий 2), который вирус SARS-CoV-2 использует для проникновения в клетку. Это может объяснить выявления вируса в фекалиях. Такой же фермент встречается в составе оболочек клеток кишечника, почек и легких, что может играть ключевую роль в риске развития тяжелого нарушения дыхания (острого респираторного синдрома легких).
Пока у специалистов нет сведений, подтверждающих, что короновирусная инфекция SARS-CoV-2 может вызывать повреждение печени у здоровых людей, но для людей, имеющих хронические заболевания печени, он является дполнительным повреждающим агентом.
Многие острые инфекционные заболевания сопровождаются изменениями в селезёнке: полнокровием, острой гиперемией, воспалительной инфильтрацией и экссудацией, пролиферативными явлениями в ретикуло-эндотелиальном аппарате. Объективно эти изменения выражаются в увеличении селезёнки, изменении её консистенции, появление болезненности. Указанные изменения селезёнки способствуют возникновению осложнений в виде тромбоэмболических инфарктов, разрывов, абсцессов, некрозов, периспленита и т.д. Время возникновения осложнений может совпадать с течением инфекционного процесса или осложнение развивается через какой-то срок после видимого выздоровления.
Спленомегалия – аномальное увеличение селезенки. Синдром не является самостоятельной нозологической единицей, а возникает вторично, на фоне другого патологического процесса в организме. В норме селезенка весит около 100-150 г и не доступна для пальпации, т. к. полностью скрыта под реберным каркасом. Пальпаторно определить орган удается при его увеличении в 2-3 раза. Спленомегалия может являться индикатором серьезных болезней, ее распространённость в общей популяции составляет 1-2%. У 5-15% здоровых детей определяется гипертрофия селезенки ввиду несовершенства иммунной системы. Синдром может встречаться у людей всех возрастов. В равной степени поражает лиц женского и мужского пола. В гастроэнтерологии синдром классифицируется в зависимости от этиологии и патогенеза. Выделяют две формы спленомегалии, имеющие различную природу и клинические проявления:
- Воспалительная. Возникает на фоне бактериальной, вирусной, протозойной, грибковой инфекции (острый вирусный гепатит, краснуха, туберкулез, сальмонеллез, малярия и др.). Проявляется яркой клинической картиной и общей интоксикацией организма.
- Невоспалительная. Развивается в результате различных заболеваний неинфекционной природы (анемии, амилоидоз, цирроз печени, лейкозы). В данном случае более выраженными являются симптомы основного заболевания, клинические проявления со стороны селезенки носят стертый характер.
В норме лимфатические узлы представляют собой образования бобовидной, овальной или лентовидной формы и располагаются группами, чаще по несколько узлов.
Размеры лимфатических узлов зависят от возраста пациента, особенностей конституциональных особенностей и др. Гиперплазированные лимфатические узлы чаще выявлялись овальной формы, с гиперэхогенным центром, с тонким гипоэхогенным ободком, занимающим приблизительно 1/3 узла.
С целью изучения влияния короновирусной инфекции на органы брюшной полости 30 пациентам с различной степенью тяжести перенесенной короно вирусной инфекцией в возрасте от 3 до 18 лет было проведено ультразвуковое исследование брюшной полости.
Сроки после выздоровления заболевания составили от 3 до 6 недель.
Комплексное ультразвуковое исследование выполнялось строго натощак на ультразвуковом сканере My lab70 (Esaot Италия) с применением конвексныхных датчиков с частотой от 3,5 до 5 МГц по стандартной методике и включало ультразвуковое исследование в реальном масштабе времени в В-режиме, импульсную допплерографию и цветовое допплеровское картирование сосудов брюшной полости.
При ультразвуковом исследовании оценивали морфометрические показатели органов брюшной полости: размеры долей печени, поджелудочной железы, желчного пузыря, размеры селезенки, брыжеечных лимфоузлов, диаметры сосудов и желчных протоков, протока поджелудочной железы, эхогенность и эхоструктуру органов, состояние капсулы, параорганных тканей, состояние кровотока органов брюшной полости: при импульсной допплерографии и цветовом допплеровском картировании сосудов брюшной полости изучались воротная и селезеночная вены, общая печеночная и селезеночная артерии. В каждом сосуде измеряли диаметр, определяли максимальную систолическую скорость кровотока, конечно-диастолическую скорость кровотока, максимальную линейную скорость кровотока.
У 28 (93%) детей отмечалась увеличение размеров печени по сравнению с возрастными нормативами. Пациенты были обследованы в постинфекционном периоде, 30 (100%) обследованы с отрицательными результатами мазка на наличие рнк крона вирусной инфекции.
При анализе показателей в постинфекционном периоде наблюдалась тенденция к увеличению размеров печени 28 (93%) у пациентов, перенесших короновирусную инфекцию. Сохранялся усиленный сосудистый рисунок у 26 (87%) пациентов. Понижение эхогенности печени отмечалось реже у 19 (63%) пациентов, ввиду отсутствия однозначных визуальных признаков.
Подобное встречается в острой фазе токсических изменений и при остаточных явлениях гепатита. Видимое усиление сосудистого рисунка отмечалось из-за увеличения эхогености и увеличения толщины стенок ветвей воротной вены. Изменения структуры стенок, однако не было выявлено при сонографии.
В постинфекционном периоде у 25 (83%) пациентов отмечалось увеличение размеров брыжеечных лимфоузлов, при сохранении структуры, соотношения сторон. Усиленный кровоток прослеживался в лимфоузлах у 21 (70%) пациента. Отношение длины к толщине лимфатических узлов при гиперплазии не превышало 1:2. У гиперплазированных узлов отмечались всегда четкие, ровные контуры, с сохранением архитектоники лимфатического узла. Гипоэхогенные узлы овальной или округлой формы, с ровными четкими контурами, небольших размеров, иногда с гиперэхогенным центром, занимающим менее 2/3 узла, могут быть следствием активного воспалительного процесса в них, связанным с короновирусной инфекцией.
Увеличение размеров селезенки отмечалось реже, только 19 (63%) пациентов. Ни в одном случае не отмечалось наличие свободной жидкости в брюшной полости или инфильтратов. В структуре лимфатических узлов значимых изменений не отмечалось. Учитывая, то, что до возраста 12 лет лимфатические узлы находятся в процессе созревания, необходимо учитывать факторы, вызвавшие увеличение последних. Диаметры сосудов внутренних органов и протоков, а также характеристики кровотока не выходили за пределы возрастных нормативов, сто может быть связано, как с быстрым восстановлением после болезни, так и с нетяжелыми формами течения.
Клинически значимых изменений желчных протоков, желчного пузыря, поджелудочной железы и дополнительных организованных образований не отмечалось у пациентов, перенесших данную инфекцию.
Таким образом, полученные данные свидетельствуют о существенных нарушениях структуры печени, размеров селезенки, лимфатических узлов и печени в постинфекционном периоде короновирусной инфекции. В связи с этим детям перенесшим короновирусную инфекцию представляется целесообразным ультразвуковое исследование органов брюшной полости и их гемодинамики в процессе динамического наблюдения, для характеристики нарушений структуры, размеров и гемодинамики в постинфекционном периоде короновирусной инфекции.
Изменения кровотока в печеночных венах также могут отмечаться в процессе перенесения инфекции и быть взаимосвязаны со степенью тяжести заболевая, что требует дальнейшего исследования в острую фазу болезни. Полученные данные являются обоснованием для наблюдения детей после короновирусной инфекции педиатром и гастроэнетрологом а также динамического проведения ультразвукового исследования в процессе восстановления после инфекции.
Общие рекомендации для пациентов с COVID-19
- для предотвращения лекарственного поражения печени не принимать какие-либо лекарственные препараты или биодобавки для профилактики ОРВИ без консультации с врачом;
- соблюдать общие рекомендации по самоизоляции и дистанцированию, действующие в районе проживания;
- пользоваться онлайн консультациями, где это возможно;
- ультразвуковые исследования в период эпидемии необходимо проводить только по назначению лечащего врача с учетом эпидемической обстановки;
Пациенты с хроническими заболеваниями печени требуют повышенного внимания врачей в период инфицирования COVID-19, так как на фоне COVID 19 повышается не только риск обострения их заболевания заражения сопутствующей инфекцией, и ее более тяжелое течение.
Список литературы:
- Блют Э.И., Бенсон К.Б., Раллс Ф.У., Сигел М.Д. Ультразвуковая диагностика. Практическое решение клинических проблем. Том 1. Ультразвуковое исследование живота. -Мед.лит., Москва, 2010.
- Блют Э.И., Бенсон К.Б., Раллс Ф.У., Сигел М.Д. Ультразвуковая диагностика. Практическое решение клинических проблем. Том 4. УЗИ в педиатрии.-Мед.лит., Москва, 2010.
- Зубарев,А.В. Методы медицинской визуализации. УЗИ, КТ, МРТ в диагностике опухолей и кист печени /А.В. Зубарев. –М.: Видар, 1995.
- Митьков,В.В. Допплерография в диагностике заболеваний печени, желчного пузыря, поджелудочной железы и их сосудов/В.В. Митьков. –М.: Видар, 2001.
- Пыков М.И. Детская ультразвуковая диагностика/М.И. Пыков. -М.:Видар, 2007.
- Сиду П.С., Чонг В.К. Измерения при ультразвуковом исследовании. Практический справочник. -Мед.лит., Москва, 2012 –201С.
- Ультразвуковая диагностика: нормат. материалы и метод.рекомендации/под ред.С.А. Бальтера.–М.: Интерпракс, 1990.
Оставить комментарий