Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 4(132)
Рубрика журнала: История
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3
ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РОССИЙСКИХ ЭМИГРАНТОВ В ВОСТОЧНОЙ АЗИИ
Революция 1917 г. повлияла на процесс миграции народов Российской империи на территории Северо-Западного Китая. Эмигранты были поставлены в трудное правовое и экономическое положение. Это связано с тем, что процесс эмиграции сопровождался образованием рядом новых проблем. Данные трудности были связаны с принимающими беженцев государствами. Это проявлялось в установлении нового правового статуса многонациональной российской диаспоры, где учитывались особенности законодательного права. Для граждан Российской империи, переселяющихся на территорию Китая было установлено единое правило штампования всех паспортов и документов, что отразилось в нарушении договора между Китаем и Российской империи [1, с. 124]
5 января 1922 г. по инициативе Совнаркома и ВЦИК был опубликован декрет, в котором выделялось особая категория лиц, покинувшая место своего жительства. Кроме того люди могли быть лишены прав на приобретение гражданства. Примичательно, что прав лишались те граждане, срок проживания за пределами границы которых превышал срок более, чем пяти лет и те кто покинул советское государство после событий, произошедших 7 ноября 1917 г. [2, с. 34-65].
По этому случаю в Китае был создан Комитет объединенных делегаций русских аполитичных общественных организаций и Комитет общества судебных деятелей в Харбине, задачей которых являлась борьба за отстаивание прав русских эмигрантов перед действующей властью страны.
По сравнению с остальными китайскими провинциями в Шанхае правовое положение российской колонии были намного лучше. На данной территории был создан специальный Комитет защиты прав и интересов русских эмигрантов. В задачу комитета входили положения по улучшение правового статуса беженцев.
Во-первых, Шанхай был связующим городом, с функционирующим там органом, обеспечивающий стабильную правовая защищённость жителей общины; во-вторых, в городе с действующим портом легче было найти работу; в-третьих, эту местность не коснулась гражданская война. Поэтому представители интернационального Шанхая, и нерусских национальностей, в том числе татары, и другие национальные меньшинства, чувствовали себя защищёнными в правовом отношении.
Все эмигранты должны были выплачивать дополнительные налоги и повинностями, прежде всего трудовые. Они принимали участие при строительстве казарм, артиллерийских бастионов, оборонительных сооружений, аэродрома. Ограничение прав беженцев и развитие ненависти к ним вызывало недовольство и разочарование. В условиях реакции эмигранты стали задумываться о переезде в Советский союз , надеясь получить защиту представителей СССР.
Как отмечает в своих воспоминаниях русский эмигрант Ю. Понькин, «в 1940-м году в Урумчи среди русских стало модным регистрироваться в советском консульстве, у которого стали собираться очереди желающих получить советский паспорт. Многие делали это из-за боязни террора, установленного дубанем, и не видели для себя будущего в Синьцзяне».
Притеснения эмигрантов, репрессии и недовольство мусульманской части населения Синьцзяна привели к новому восстанию в провинции, разгоревшемуся в 1944 г. На этот раз русские без колебаний приняли сторону восставших [ 3, с. 67-87]
С завершением Гражданской войны в Китае самой крупной по численности диаспорой стала русская община. Их правовое положение по причине сложившихся исторических условий, политических и международных стало особенным. Решение проблем правового и гражданского статуса русских эмигрантов, обосновавшихся в Восточной Азии, стало оказывать существенное влияние на международные договоры представителей стран союзниц и в целом на международную ситуацию на Дальнем Востоке в 20-40-е гг. ХХ в. Этому предшествовала активная политическая деятельность русских эмигрантов, а так же их активное участие в переустройстве внутриполитических структур, существующих в Китае в рассматриваемый период.
Несомненно, политико-правовое положение российской эмиграции в целом в Восточной Азии в конце XIX - 40-е гг. XX вв. было сложным и противоречивым явлением. Все диаспоры народов России имели несколько центров и различались по правовым, политическим и социокультурным условиям. Наиболее крупными центрами диаспор была Маньчжурия с главным городом эмигрантов Харбином и международный портовый город Шанхай. Меньше всего переселенцев проживало в колониях Тяньцзиня, Циндао и Даляня, где количество российских эмигрантов различались по политико-правовым режимам и социокультурным элементам.
Список литературы:
- Аблажей Н.Н. С востока на восток: Российская эмиграция в Китае. - Новосибирск: Изд-во СО РАН. - 2007. – 321 c.
- Сабенникова И.В. Российская эмиграция (1917-1939): Сравнительно-типологическое исследование. Тверь, 2002. – 321 с.
- Уразовский В. Синьцзян – приют и слезы русской эмиграции в Синьцзяне., Воронеж, - 2005. – 279 с.
Оставить комментарий