Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 3(131)
Рубрика журнала: Социология
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ: ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ В РАЗЛИЧНЫХ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДАХ
VALUE ORIENTATION: THE CONCEPT AND ESSENCE OF THE VARIOUS SOCIOLOGICAL AND PSYCHOLOGICAL APPROACHES
Olga Yudina
student, Department of Social Analytics of New Media, Samara National Research University named after Academician S.P. Korolev,
Russia, Samara
Olga Tolpygina
scientific adviser, Ph.D. polit. Sciences, Assoc., Samara National Research University named after academician S.P. Korolev,
Russia, Samara
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается понятие ценностные ориентации, различные подходы к их изучению. Ценностные ориентации рассматриваются с точки зрения социологии и психологии. Понятие ценностных ориентаций в понимании различных ученых.
ABSTRACT
The article deals with the concept of value orientations, various approaches to their study. Value orientations are considered from the point of view of sociology and psychology. The concept of value orientations in the understanding of various scientists.
Ключевые слова: Ценностные ориентации, личность, ценность.
Keywords: Value orientations, personality, value.
Понятие ценностных ориентаций было введено в послевоенной социальной психологии как аналог философского понятия ценностей, однако четкого концептуального разграничение между этими двумя понятиями не существует. Но различия были либо по параметру “Общее - индивидуальное”, либо по параметру “реально действующее - рефлекторно сознаваемое” в зависимости от того, признавалось ли наличие индивидуально-психологических форм существования ценностей, отличных от их присутствия в сознании. [1, с. 3]
Ценностные ориентации – это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров [1, с. 3].
Ценностные ориентации, являясь одним из центральных личностных новообразований, выражают сознательное отношение человека к социальной действительности, и в этом своем качестве определяют широкую мотивацию его поведения и оказывают существенное влияние на все стороны его действительности. Особое значение приобретает связь ценностных ориентаций с направленностью личности. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее взглядов на окружающий мир, к себе самой, к другим людям, основу мировоззрения, ядро мотивации и “философию жизни”. Ценностные ориентации – это способ дифференциации объектов действительности по их значимости (положительной или отрицательной). [2, с.18-19]
Направленность личности выражает одну из самых существенных ее характеристик, которая будет определять социальную и нравственную ценность личности. Содержание направленности – это, прежде всего, доминирующие, социально обусловленные отношения личности к окружающей действительности. Именно через направленность личности ее ценностные ориентации находят свое реальное выражение в активной деятельности человека, то есть должны стать устойчивыми мотивами деятельности и превратиться в убеждения. [3, с.48]
Изучением такого феномена как ценностные ориентации занимались многие отечественные и зарубежные ученые, такие как: Ш. Шварц, Немов Р.С., Е.С. Волков, С.А. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, А.Г. Здравомыслов, В.Н. Мясищев, Б.Г. Ольшанский, В.А. Ядов и многие другие. В нашей работе мы будем опираться на идеи данных ученых.
Отечественный ученый Р.С. Немов понимал феномен ценностных ориентаций как нечто особенное для человека, дающее ему возможность ощущать себя значительным и важным. Это то, что личность ценит особенным образом, к чему относится наиболее трепетно. В большинстве случаев, это то, в чем человек видит свой жизненный смысл.
Ш. Шварц рассматривал ценности, как феномен, глубоко детерминированный культурой, средой и условиями, в которых существует человек. По его мнению, ценностные ориентации личности, воспитанной в определенной социокультурной среде, будут с очень большой вероятностью отличаться от личности, которая выросла в другой среде. Одним словом, люди со схожим социокультурным наследием имеют схожие ценностные ориентации. [4, с. 39].
По мнению С.А. Рубинштейна, ценностные ориентации личности строго зависят от тех социальных потребностей, которые формируются у человека в процессе осуществления его жизнедеятельности. Соответственно, реализовать их можно только во взаимодействии с окружающей средой. [5, с.81].
Е.С. Волков понимал феномен ценностных ориентаций скорее с бихейвиористской позиции, называя их сознательным регулятором социального поведения личности. Под социальным поведением автор понимал способы взаимодействия человека с окружающим миром, понимание и оценка собственных действий, способность адекватно ситуации выстраивать процесс коммуникации. То есть, выбор способов взаимодействия с окружением, которые использует личность, сознательно регулируется имеющимися у нее ценностными ориентациями. [5, с. 84]
Ценностные ориентации формируются в определенных социально-психологических условиях, конкретных ситуациях, которые детерминируют поведение человека, задают ему определенный “горизонт видения”, и являются важнейшей характеристикой его личности, поскольку определяют его отношения и особенности взаимодействия с окружающими людьми, детерминируют и регулируют поведение человека. [6, с. 54]
Общечеловеческие ценности, свобода, совесть, счастье характеризуют итоговые представления человека о достойной жизни. Персональная иерархия ценностей невоспроизводима и строго индивидуальна. Комбинация сочетания взаимоотношений и взаимосвязей ценностных выборов бесконечна. Прослеживание социального развития личности производится через динамику его конкретных и частных отношений к общечеловеческим ценностям, аккумулирующим в себе достижения культуры. [7, с. 18]
Ценностное отношение – это устойчивая избирательная предпочтительная связь субъекта с объектом окружающего мира. Когда этот объект, выступая во всем своем социальном значении, приобретает для субъекта личный смысл, расценивается как нечто значимое для жизни общества и отдельного человека.
Личность не всегда осознает, какова его иерархия ценностей и насколько они для нее важны. Более того, некоторые действия человека могут идти вопреки его ценностным ориентирам. Однако если это происходит, человек начинает чувствовать дискомфорт, сомнение, может пребывать в состоянии фрустрации. Именно этот «эффект» означает, что тот или иной феномен является для человека ценностью.
Понятие “ценность” широко используется в современных общественных науках (философии, психологии, социологии), где оно обычно трактуется как субъективное отражение в сознании индивида некоторых специфических свойств предметов и явлений окружающей действительности. [9, с. 19]
Отнесение того или иного объекта окружающей действительности к ценности выражается в его способности удовлетворять потребности, интересы и цели человека.
В психологии понятие «ценности» рассматривается как некий комплекс явлений, и рассматривается с различных сторон, однако все описания данного явления являются очень близкими по своему значению. Н.Ф. Добрынин говорит об этом понятии как о некой значимости для человека; А.И. Божович называет ценностную ориентацию «жизненной позицией», А.Н. Леонтьев придерживается понятия «значение» или «личностный смысл». [9, с. 20-21]
С.Л. Рубинштейн связывал ценность с волеизъявлением. Если что-либо для человека является ценным, тогда он будет действовать таким образом, чтобы это охранять / добиваться / стремиться и т.д. Ценностная ориентация обнаруживает себя в определенной направленности сознания и поведения, проявляющихся в общественно значимых делах и поступках. [10, с. 85]
Каждый человек обладает собственной системой ценностей, формирующихся с самого детства. Ее также невозможно копировать, как и навязывать. Причиной многих конфликтов в обществе является тот факт, что люди, пытаясь сохранить и «отстоять» собственную ценность, часто «повреждают» ценность другого человека.
У каждого может существовать своя система ценностей, и в этой системе ценностей ценности выстраиваются в определенный иерархической взаимосвязи. Конечно, эти системы индивидуальны лишь постольку, поскольку индивидуальное сознание отражает сознание общественное.
Жизненные ценности в настоящее время складываются в основном стихийно, под влиянием самых различных факторов.
Еще с самого детства человек начинает формировать собственную систему ценностных ориентиров. Самую главную роль в этом важном процессе играет такой институт как семья. С самого начала жизни ребенок обращает внимание на то, как общаются между собой родители: какие способы взаимодействия они выбирают, чему больше отдают предпочтение, что могут себе позволить в разговоре. Так, ребенок проецирую это на себя понимает, каким образом он будет общаться с окружающими. Затем, когда он взрослеет и начинает вступать в непосредственное взаимодействие с родителями, построенная им система ценностей меняется, поскольку он осознает свою роль в семье, и начинает создавать новые способы общения. После – взаимодействие с чужими людьми, друзья, воспитатели, учителя. В этом случае система ценностей так же потерпит изменения и коррекцию, поскольку ребенок сталкивается с людьми, которые имеют уже свою систему ценностей, и они не станут ее менять ради него, в отличие от родителей.
Таким образом, человек взрослеет, учится, со временем приобретает опыт и выстраивает свою собственную систему ценностей, которая будет прочной и лабильной. [11, с. 76]
Система ценностных ориентации личности образуется на основе господствующих в культуре ценностных представлений. Каждый индивид в силу его врожденных и приобретенных особенностей и под влиянием личных жизненных обстоятельств упорядочивает их по-своему, но социологические исследования показывают, что у социальных групп, живущих в сходных социокультурных условиях, формируются иерархически упорядоченные структуры ценностных ориентации, которые имеют типичный для данной группы характер. [12, с. 3]
Таким образом можно сказать, что ценностные ориентации – это система фиксированных установок личности, характеризующаяся отношением личности к ценностям. Ценностные ориентации характеризуются осознанностью, устойчивостью, положительной эмоциональной окрашенностью, разной степенью побудительности к деятельности. Ценностные ориентации определяют характер отношений личности с окружающей действительностью, а также поведение личности, обусловливая выбор способа поведения и выступая одним из критериев, на основе которого происходит принятие решения. Помимо регулирующей роли ценностные ориентации выполняют также организующую и направляющую роль. Ценностные ориентации обнаруживают себя в определенной направленности сознания и поведения. По мнению большинства авторов, ценностные ориентации представляют собой ценности, выступающие в виде некоторых конечных, идеальных целей, к которым стремится индивид. Ценностные ориентации дают возможность принять решение в ситуации выбора.
Список литературы:
- Кроник А. А. Субъективная картина жизненного пути как предмет психологического исследования // Психология личности и образ жизни. К., 1987.
- Божович Л.И. Психологический анализ условий формирования и строения гармонической личности // Психология формирования и развития личности. - М.,1981. - С.257-284.
- Елизаров С.Г. Эффективность влияния референтной группы на формирование ценностных ориентаций личности. Автореф. дисс. … канд. психол. наук. - М.,1994.
- Донцов А.И. Психология коллектива. - М.,1984.
- Дуберман Ю.Е. Роль сплоченности малых групп в функционировании первичного коллектива. Автореф. дисс. … канд. психол. наук. - М.,1973.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В 2-х т. - М., 1980.
- Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. - М.,1978.
- Марков С.Л. Механизмы и приемы творческого освоения времени //Время деятельности личности: Сб. науч. тр. Черновцы, 1991.
- Титаренко Т.М. Пространственно-временные измерения жизненного мира личности в онтогенетической плоскости // Психология личности и время: Тез. докл. Т. 1. Черновцы, 1991.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т. 1. М., 1969.
- Лебедев Л.К. Кроневельд Н.И. Влияние культурных потребностей на ценностные ориентации личности // Мотивация жизнедеятельности студента. - М.,1971.
- Кон И.С. Психология юношеского возраста. - М.,1979.
Оставить комментарий