Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 1(129)

Рубрика журнала: Филология

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5

Библиографическое описание:
Валуйская В.А. ТОСКА ПО РОДИНЕ В РАННЕЙ ЛИРИКЕ НАБОКОВА НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ «В ДОРОГЕ» // Студенческий: электрон. научн. журн. 2021. № 1(129). URL: https://sibac.info/journal/student/131/199189 (дата обращения: 28.01.2025).

ТОСКА ПО РОДИНЕ В РАННЕЙ ЛИРИКЕ НАБОКОВА НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ «В ДОРОГЕ»

Валуйская Виктория Александровна

студент, кафедра русского языка и литературы, Воронежский государственный педагогический университет,

РФ, г. Воронеж

Владимир Владимирович Набоков, великий русский писатель и поэт двадцатого века, принявший сложную судьбу переселенца и путешественника. Знаменитый своими научными и литературными трудами, чьи годы юности прошли в России и оказали огромное влияние на его дальнейшее творчество.

Тему тоски по родине мы часто видим в его ранних произведениях, ведь писателю пришлось уехать из России, начать совершенно иную жизнь.

Его семья навсегда покинула страну, когда Крым перешел к большевикам в апреле 1919 года, Владимиру Владимировичу было двадцать лет. Далее началась жизнь его родных в Берлине, а Набоков получил образование в Кембриджском университете.

В интервью к журналу «Die Zeit» в октябре 1966 года Набоков говорит о своем отношении к пятнадцатилетнему периоду жизни в Германии: «Речь шла о том чувстве любви-ненависти (amo et odi), с которым русский народ смотрит на народ немецкий. Мое личное отношение к Германии сложнее. По двум причинам. Во-первых, я жил и творил в Германии в те годы, когда она не только на меня, но и на моих немецких друзей — да и сама история тому подтверждением — производила, как вы выразились, “все более и более мрачное” впечатление».

В возрасте двадцати двух лет он создал стихотворение «В поезде» (2). По этому произведению можно проанализировать душевное состояние лирического героя, который изнывает в тоске по родине.

Стих написан в Грундевальде, где расположен одноименный железнодорожный вокзал вблизи леса. Это место, которое писатель посещал по пути домой из университета в Берлин.

В раннем произведении Набокова «В поезде» в первой строфе мы видим отношение лирического героя к его местоположению в эпитетах «вечер неродной», «над равниною нерусской». Поэт не указывает название местности, в которой находится герой, тем самым подчеркивая тоску по Родине, ненужность любых других мест, кроме России.

Метафора «стихословили колеса подо мной» дает читателю ощутить умеренный и баюкающий ритм поезда. Автор подготавливает читателя к временному скачку в тот период, где лирической герой будет чувствовать себя дома.

Далее идет сцена сна. В автобиографичном произведении «Другие берега» Владимир Владимирович писал: «Всю жизнь я засыпал с величайшим трудом и отвращением. Люди, которые, отложив газету, мгновенно и как-то запросто начинают храпеть в поезде, мне столь же непонятны, как, скажем, люди, которые куда-то "баллотируются" или вступают в масонские ложи, или вообще примыкают к каким-либо организациям, дабы в них энергично раствориться». Потому стихотворение отражает переживания писателя, его рваные сны.

Второе четверостишие резко меняет краски и настроение. «Дачные вокзалы, смех, весна» - яркая картина молодости, цветения и надежды. Символ весеннего обновления, как рассказ самого Набокова о его юности в России.

После резкого пробуждения, в третьем четверостишии есть сравнение «свет, как призрак проходил». Ритм стихотворения замедляется, поезд останавливается, из окна «пахнуло сыростью, сиренью».

«Летние сумерки ("сумерки"-какой это томный сиреневый звук!», - писал Набоков о своем отношении к цвету. Запах сирени напоминает о ночах в России, потому в четвертом четверостишии мы видим образы «молодости»: «плетень, рябина возле клена», «чернеющий навес», «мокрая скамья».

Деталь «станционная икона» дает нам понять, что воспоминания лирического героя, через мысли которого сам Набоков говорит нам о своей тоске, возвращаются к родной стране.

Но видения «поплыли прочь», после чего мы возвращаемся к начальному настроению и ритму стихотворения. «Чудовищная» ночь вернулась, путь в поезде продолжился, недолгая остановка осталась в прошлом.

Поезд – символ перемен жизни и покидания родного дома. Такое заглавие показывает короткий промежуток времени в путешествии, всего лишь на мгновение возвращающий к прошедшим моментам жизни. Об этом нам говорит и кольцевая структура стихотворения: начало и конец – движение поезда в безымянном направлении, середина – резкий переход к воспоминаниям во время остановки.

Это стихотворение относится к ранним произведениям Набокова, когда он испытывал сомнения по поводу своей предрасположенности к сочинительству. Об этом мы можем прочесть в письме к Потресову С.В. (28.09.21), где Владимир Владимирович объясняет, что пишет «много и бестолково» и «это дело пустое».

Анализируя его раннее творчество сейчас, можно точно сказать, что это были лишь сомнения знаменитого писателя, его период жизни  «без цели, без конца», который в дальнейшем приведет Набокова к самым великим его произведениям.

 

Список литературы:

  1. Набоков В.В. Переписка с сестрой. Анн Арбор, 1985. С. 96.
  2. Набоков ДБ Набоков В. Другие берега // Набоков В.В. Русский период. Собрание сочинений в 5 томах. Т. 5. - СПб.: Симпозиум, 2000.
  3. Набоков КО Набоков В. Камера обскура // Набоков В.В. Русский период. Собрание сочинений в 5 томах. Т. 3. - СПб.: Симпозиум, 2000.
  4. Мельников, Н.Г. (сост. и ред.). Классик без ретуши. Литературный мир о творчестве Владимира Набокова: Критические отзывы, эссе, пародии /Н.Г. Мельников. М.: Новое литературное обозрение, 2000. - 688 с.

Оставить комментарий