Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 1(129)

Рубрика журнала: Юриспруденция

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5

Библиографическое описание:
Рагозин А.В. ПРОБЛЕМА НОРМАТИВНОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОСОБОГО ПРОИЗВОДСТВА В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССУАЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2021. № 1(129). URL: https://sibac.info/journal/student/129/199124 (дата обращения: 29.11.2024).

ПРОБЛЕМА НОРМАТИВНОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОСОБОГО ПРОИЗВОДСТВА В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССУАЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Рагозин Артем Владимирович

студент, кафедра “Публичное право”, Сибирский государственный университет путей сообщения,

РФ, г. Новосибирск

THE PROBLEM OF NORMATIVE DEFINITION OF SPECIAL PROCEEDINGS IN CIVIL PROCEDURE LEGISLATION

 

Artem Ragozin

student, Department of Public Law, Siberian State Transport University,

Russia, Novosibirsk

 

АННОТАЦИЯ

В настоящей статье рассматривается вопрос о закреплении в законодательстве понятия особого производства, предлагается возможный способ разрешения проблемы.

ABSTRACT

This article discusses the issue of fixing the definition of special proceedings in the legislation, and suggests a possible way to solve the problem.

 

Ключевые слова: гражданское процессуальное законодательство; особое производство; пробелы в праве.

Keywords: civil procedural legislation; special proceedings; gaps in the law.

 

Немаловажными факторами для эффективного правоприменения, надлежащего рассмотрения и разрешения гражданских дел, являются точность и ясность законодательных формулировок. В подразделе IV раздела II Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации закреплены нормы, регулирующие порядок особого производства по гражданским делам, однако законодатель не раскрывает, что оно из себя представляет, каковы его принципиальные отличия от иных видов гражданского судопроизводства, что порождает дискуссию среди ученых о его сущности и содержании.

В научной литературе широкое распространение получила точка зрения, в соответствии с которой в рамках особого производства не происходит разрешение материально-правовых споров сторон, а происходит установление юридических фактов. [1, с. 234]

Однако точка зрения, рассматривающая цель особого производства только в качестве установления юридических фактов несостоятельна, так как правовая сущность различных категорий дел, рассматриваемых в рамках такого производства, проявляется, в том числе, в установлении правового статуса субъекта гражданского права, изменении правового положения имущества, проверке законности действий органов государственной власти и местного самоуправления, то есть в устранении правовой неопределенности в отношении определенных действий и событий.

Характерная черта особого производства заключается в отсутствии материально-правового спора, и, следовательно, всех процессуальных особенностей, присущих исковому производству. Предметом защиты в особом производстве выступает не субъективное право лица, которое нарушено, а законный интерес заявителя, необходимый ему для приобретения и защиты субъективного права в будущем.

Многообразие видов дел особого производства и особый характер процессуальных отношений определяет многообразие специальных правовых норм, регулирующих, в частности, круг лиц, имеющих право обращаться с заявлениями, особые требования к заявлениям и прилагаемым документам, действия судьи при принятии заявлений и подготовке дел к судебному разбирательству для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дел данной категории.

В числе особенностей судебного разбирательства дел, рассматриваемых в порядке особого производства, можно выделить предусмотренные Гражданским процессуальным кодексом особые сроки рассмотрения конкретных видов дел, порядок проведения судебного заседания по данным делам, в частности, об усыновлении, круг лиц, участвующих в судебном заседании и обстоятельства, подлежащие установлению в судебном заседании для вынесения по итогам рассмотрения дела по существу законного и обоснованного судебного постановления.

По делам особого производства суды принимают судебные постановления в форме решений. Ключевой чертой таких решений суда является то, что они удостоверяют наличие определенных юридических фактов, правового статуса лиц, вещи или служат основанием для совершения определенных юридических действий, что является основой для реализации субъективных прав заявителей в будущем.

Резюмируя изложенное, можно сделать вывод, что проблема отсутствия законодательного закрепления в российском праве понятия особого производства достаточно актуальна и требует разрешения. Представляется целесообразным на уровне федерального законодательства сформулировать понятие особого производства как специфического вида гражданского производства в суде первой инстанции, не носящего спорный характер, и нацеленного на удостоверение наличия определенных юридических фактов, правового статуса лиц, вещи или разрешение вопроса о совершении определенных юридических действий, что является основой для реализации субъективных прав заявителей в материально-правовых отношениях.

Соответствующие изменения можно внести в гражданское процессуальное законодательство.

 

Список литературы:

  1. Лебедев М.Ю. Гражданский процесс: учебник для академического бакалавриата / М.Ю. Лебедев. – 8-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 354 с.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.