Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 42(128)

Рубрика журнала: История

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5

Библиографическое описание:
Голубева А.О. ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА ФЕОДАЛЬНОЙ БЕЛАРУСИ: ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕННОГО И СЕМЕЙНОГО // Студенческий: электрон. научн. журн. 2020. № 42(128). URL: https://sibac.info/journal/student/128/198098 (дата обращения: 20.11.2024).

ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА ФЕОДАЛЬНОЙ БЕЛАРУСИ: ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕННОГО И СЕМЕЙНОГО

Голубева Анна Олеговна

студент, факультет международных отношений, Белорусский государственный университет,

Республика Беларусь, г. Минск

АННОТАЦИЯ

В данной статье исследуются характерные признаки институтов обязательственного и семейного права феодальной Беларуси, как составных частей гражданского права. На основе изучения Статутов ВКЛ раскрываются основные тенденции развития обязательственного и семейного права в Беларуси в XVI веке.

 

Ключевые слова: обязательственное право, семейного права, Статуты ВКЛ.

 

Закономерный процесс перехода от обычного права к писаному, единого для всего государства общеземского права (привилейный период), а также перехода к качественно новой системе изложения правового материала (статутный период) помимо того, что достаточно точно ограничил сферу имущественных отношений, он также способствовал разработке общетеоретических положений гражданского права. В Статутах мы можем уже увидеть целые разделы, посвященные гражданским правоотношениям, а также отдельным институтам гражданского права. Например, нормы опекунского и залогового, наследственного и семейного права содержатся в Статуте 1527 года. В Статутах 1566г. и 1588г. появляются новые разделы, которые регламентировали наследственное и обязательственное право. Т. И. Довнар отмечает, что "некоторые правоотношения нашли отражение в форме закрепления норм - принципов, что позволяло выделять основополагающие нормы и институты в соответствующих разделах Статутов и создавало основы дальнейшего развития отраслевой структуры права. Вообще же основой системы феодального гражданского права было раздел его на публичное и частное, причем нарушение частного права влекло наступление обязательственных отношений, возникновение, действие и прекращение которых реализовывалось нормами обязательственного права. Именно при выяснении соотношений границ деления на публичное и частное право можно условно разделить его по отраслевому.”

Современное гражданское право Республики Беларусь имеет много общего с гражданским правом феодальной Беларуси. Наиболее ярко это видно на примере обязательственного права. Современное и тогдашнее обязательственные права имели общие объекты, субъекты обязательств, виды обязательств, общие способы обеспечения исполнения обязательств и др. Очевидно, что соответствующую роль в этом играет общий фундамент - римское право. Но сам факт того, что почти 500 лет назад наши предки разработали и закрепили нормы, которыми в немного измененной форме мы пользуемся и сейчас, очень впечатляет.

Гражданское феодальное законодательство Беларуси в XVI в. складывалось под влиянием товарно-денежных отношений, что привело к зарождению в его недрах норм буржуазного права. Поэтому наряду с феодальными нормами гражданского права, такими как непризнание за крестьянами прав собственности на землю и другими ограничениями их прав, получили развитие нормы, которые регулировали договоры купли-продажи, залога, аренды, займа, найма и т.д. [1, с. 90].

Как уже было сказано, центральное место в гражданском праве занимали право собственности и обязательственное право.

Система обязательственного права, изложенная в Статуте 1588г., была достаточно высокоразвитой на то время. Она регулировала гражданские правовые отношения в этой отрасли на протяжении почти двух столетий. Данная система обязательственного права была включена в образованные в 30-е гг. XIX ст. Сбор местных законов западных губерний Российской империи.

В XVI в. произошли коренные изменения в обязательственном праве. Законом предусматривалась разная правоспособность субъектов по обязательствам. Зависимый человек не мог без согласия своего господина заключать договор о земле, поручаться по обязательствам на сумму больше четырех грошей. В случае невыполнения своих обязательств свободный простой человек мог быть передан кредитору для отработки долга и утрачивал свою свободу [3, с. 238].

В отличие от римского права закон Беларуси уклонялся от перечисления источников обязательств. В основном регламентировалось два источника: юридические сделки и правонарушения. Однако на практике имели место и иные основания (например, безосновательное обогащение). Особое внимание закон придавал процедуре заключения и исполнения обязательств, в том числе порядку применения взысканий за их неисполнение, а также средствам укрепления и обеспечения обязательственных отношений: неустойке, заруке, поручительству и др. 

Обязательства считались прекращенными, если они выполнены или закончилось время их действия из-за смерти одной из сторон. В этом случае долги платили или их отрабатывали наследники умерших.

Закон регламентировал достаточно обширный перечень договоров (мена, купля-продажа, дарение, поклажа, заем, наем, подряд и др.). При этом он не сосредоточивал внимание на формальной стороне договорных отношений.  Так, сделки с движимым имуществом (на сумму свыше 10 коп грошей) должны были заключаться в письменной форме, а иногда в специально отведенных местах, в присутствии свидетелей. Сделки с недвижимым имуществом требовали фактически нотариального свидетельства, так как соответствующая запись делалась в специальных судебных книгах и удостоверялась судебными лицами. И постепенно формализованность договорных отношений увеличивалась [2, с. 78].

В семейном праве в наибольшей степени сохранились древние обычаи и нормы обычного права, однако и в него вносились некоторые изменения. Оно регулировало личные и имущественные отношения, которые возникали с брачного союза, отношения родства, опеки, усыновления и т.д.

Необходимой частью семейного права становился договор между супругами о совместном и личном имуществе.

На брачно-семейное право значительное влияние оказывали каноническое право и религиозные обряды. Так, вступать в брак могли юноши с 18 лет, девушки с 13, которые не находились в другом браке и не были между собой в близком родстве. Брак заключался в церкви и состоял из нескольких этапов. Сначала от имени жениха посылались невесте и ее родителям сваты. Далее, если на брак было взаимное согласие, осуществлялась помолвка. При помолвке согласовывали приданое и иные имущественные отношения будущих мужа и жены. Помолвка могла осуществляться еще в детстве. Если в семье было несколько дочек, то обязательно необходимо было выдать замуж сначала самую старшую, а потом следующую за ней по возрасту [3, с. 241].

Законом предусматривалось, что каждый, кто выдавал «дочку сваю замуж, и даючы за нею посаг або выправу», перед тем как ее выдать, должен был взять от зятя «запiс», в котором он бы записал на жену «вено» на одну третью части своей недвижимости (маёнтка) – Статут 1588г., раздел 5, арт. 1,2 [3, с. 242].

Для признания брака необходимо было провести свадебные обряды – невесте расплетали косу, «зводзiлi маладых», обсыпали рожью [3, с. 242]. Проводилось веселье с угощениями, музыкой, песнями и танцами. Веселье было не только семейным празднованием. Оно давало браку известность и подтверждение, свидетельствовало о его законности. С распространением христианства вводилась и необходимость церковного венчания, которое было обязательным для шляхты, чтобы иметь доказательства шляхетского происхождения детей (Статут 1588 г., раздел 3, арт. 28).

Христианам запрещалось вступать в брак с иудеями, мусульманами, которые сначала должны были принять христианство. Вступать в брак можно было не более трех раз. Вдова могла заключить новый брак не раньше, чем через 6 месяцев после смерти мужа.

Брак заключался с согласия родителей, а также жениха и невесты. Если вступали в брак без согласия родителей, то могли быть лишены наследства.

При вступлении в брак феодально-зависимого населения необходимо было согласие господина.

Муж считался главой семьи. Он был законным представителем семьи в государственных и судебных учреждениях.

Женщины же были лишены политических прав. Они не могли избираться депутатами на сейм и не принимали участие в поветовых сеймиках. Они не могли занимать должности высших и местных должностных лиц, не могли быть судьями [3, с. 244]. Имущественные отношения между мужем и женой зависели в первую очередь от того, какое имущество было у каждого до вступления в брак. Если у мужа было меньше имущества, то его право распоряжаться им ограничивалось женой, но и тогда он считался главой семьи. Женщина обладала широкими правами по распоряжению своим имуществом. Но нужно заметить, что в период феодализма, если крупный феодал мог «тварыць самавольства» в отношении зависимых крестьян и бедного дворянства, то и в отношении жены нередкими были пытки – особенно в тех случаях, когда жена была из бедной семьи и не имела богатой родни, способной защитить ее от деспотии мужа, поскольку государственные учреждения и должностные лица не вмешивались в семейные отношения. Одновременно с этим в Статуте 1588г.  имелся артикул, согласно которому в случае убийства жены или мужа и нежелания родных возбуждать дело в суде, уголовное расследование должны были начать должностные лица по собственной инициативе. За уголовные преступления в отношении женщин выплаты взимались в двойном размере.

Дети, в том числе и взрослые, подчинялись родителям. При жизни родителей их имущественные права существенно ограничивались. Родители могли выделить детям часть своего имущества, но дети не могли их к этому принудить.

Широкие права мужа и жены касаемо владения и распоряжения личной собственностью делали их материально независимыми друг от друга, что при отсутствии взаимной любви позволяло потребовать отмены (аннулирования) брака.  В Беларуси XVI в. православные и католики отменяли брак с согласия духовенства, местных судов или администрации. Для этого достаточно было мужу или жене заявить в духовном или светском суде, или должностному лицу местной администрации о том, что они желают отменить брак и просят позволить им иметь возможность вступить в новый. Характерным примером   была запись, сделанная в 1557 г. Иваном Тарусом и его женой Мариной в Городенском земском суде. В записи говорилось, что в связи с частыми ссорами при отсутствии взаимной любви они решили отменить свой брак «и листы ростанья своего один другому под печатьми некоторых людей добрых на себе дали». Мещане записи об отмене брака осуществляли в городском магистрате [3, с. 245].

Оформление аннулирования брака среди селян проводилось духовенством, должностными лицами местной администрации или самим паном, который давал разрешение на это, однако чаще всего оно не оформлялось писаными актами.  Судебные пошлины или плата папе или должностным лицам местной администрации, а также пану за отмену брака составляли значительную прибыль. В соответствии со Статутом 1588 года во всех случаях отмена брака должна была рассматриваться только «перед судом духовным».

Брак мог быть прекращен с согласия церкви, по решению местного суда или администрации, а также, безусловно, в случае смерти одного из супругов.

Таким образом, анализируя развитие норм обязательственного права по Статутам ВКЛ можно сделать вывод, что в период развития статутового законодательства нормы обязательственного права приобрели более структурный характер и стали составлять собственный регламентированный институт гражданского права. В свою очередь, анализ норм семейного права в феодальной Беларуси свидетельствует о том, что права субъектов брачно-семейных отношений расширялись, а роль светского права и светской власти в регулировании этих отношений возрастала. И, соответственно, к концу XVI в. в ВКЛ появились ростки нового буржуазного права.

 

Список литературы:

  1. Аргучинцев Г. К. История государства и права Беларуси :  учебное пособие для студентов специальности «Правоведение». – 2-е изд. – Минск : Амалфея, 2015. – 380 с.
  2. Довнар Т. И., Орловская Е. И. История государства и права   Беларуси : учебное пособие. – 2-е изд. – Минск : Изд. центр БГУ, 2020. – 191 с.
  3. Юхо И. А. История государства и права Беларуси : учебное пособие. – в 2 ч. Ч. 1. – Минск : РИВШ БГУ, 2000. – 352 с.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.